Материализм
Материали́зм (от лат. materia), философское течение, считающее основополагающим принципом реальности материальное. Термины «материалисты» и «идеалисты» введены Г. В. Лейбницем для обозначения сторонников противоположных философских направлений, представленных «гипотезами Эпикура и Платона». В философском лексиконе И. Г. Вальха (1726) материализмом называется учение, допускающее только телесные и отрицающее духовные субстанции и выводящее все события и действия природных тел только из особенностей материи, её величины, фигуры, тяжести, разъединения и соединения.
Французский механистический материализм 18 в. (Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П.-А. Гольбах и др.), сложившийся на основе новоевропейского математического естествознания 17–18 вв. (прежде всего механики Г. Галилея и И. Ньютона) и возрождённого П. Гассенди и Р. Бойлем античного атомизма (его классическим выражением явилась поэма Лукреция «О природе вещей»), представляет собой первую законченную систему материалистического миропонимания с характерными для него радикальным атеизмом, утилитаристской этикой, сенсуалистической теорией познания, трактовкой «протяжённой субстанции» Р. Декарта как единственного и всеобъемлющего принципа мироздания (материя как «великое целое», совокупность всего существующего в «Системе природы» Гольбаха).
Л. Фейербах, критик немецкого классического идеализма, не считая истиной ни материализм, ни идеализм, ни физиологию, ни психологию (таковой является для него только «антропология»), усматривал источник материализма прежде всего в природе человека как чувственного, телесного существа, болезни и страдания которого не могут устранить никакие «идеалистические предписания и категорические императивы». Концепция Фейербаха, наряду с переосмысленной К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектической логикой Г. В. Ф. Гегеля, явилась одним из источников диалектического материализма, ставшего в 20 в. официальной философской доктриной в СССР. Понятие социально-исторической практики лежит в основе разрабатывавшегося Марксом и Энгельсом «материалистического понимания истории» (термин «исторический материализм» впервые употреблён Энгельсом в 1892 во введении к английскому переводу его сочинения «Развитие социализма от утопии к науке»), которое исходит из того, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. Сочинения. Т. 13 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1959. С. 7).
В середине 19 в. в Германии возникает естественно-научный материализм, ориентированный на достижения химии и физиологии (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Вслед за П. Ж. Ж. Кабанисом, рассматривавшим деятельность мозга по аналогии с процессами пищеварения, Фогт в споре с немецким физиологом Р. Вагнером (т. н. спор о материализме 1854) выдвинул тезис о том, что мысли так же соотносятся с мозгом, как жёлчь с печенью и моча с почками.
Неокантианец Ф. А. Ланге в своём фундаментальном труде «История материализма и критика его значения в настоящее время» («Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart», Bd 1–2, 1866, русский перевод, т. 1–2, 1881–1883) выделял наряду с «теоретическим» материализмом также «этический» материализм, возводя его к античному гедонизму (Аристипп, Эпикур), а в Новое время усматривая его в этике А. Смита.
Во 2-й половине 20 в. в русле идей аналитической философии в англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия) сложилось течение т. н. научного материализма, представленного различными версиями философии сознания. Опираясь на данные естественных наук (физики, физиологии, нейропсихологии, когнитивной науки и др.), представители этого течения рассматривают явления психики и сознания как эпифеномен физиологических процессов, происходящих в мозге и центральной нервной системе («теория тождества» – Г. Фейгль, США; Д. Армстронг, Австралия; «аномальный монизм» Д. Дэвидсона; элиминативный материализм, устраняющий при описании психических явлений повседневный язык «народной психологии» и заменяющий его языком нейрофизиологии, – П. Черчленд, Р. Рорти), истолковывают их по аналогии с работой компьютера («информационные» и «вычислительные» парадигмы Х. Патнэм и Дж. Фодора) как «сопровождение» (супервенцию) физических событий (Д. К. Льюис) и т. п.