Трубецкой Евгений Николаевич
Трубецко́й Евге́ний Никола́евич [23.9(5.10).1863, Ахтырка – 23.1.1920, Новороссийск], князь, русский философ, общественный деятель. Из рода Трубецких, брат С. Н. Трубецкого. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). С 1886 г. преподавал в Демидовском лицее, профессор Киевского Святого Владимира (с 1897) и Московского (с 1906) университетов (в 1911 покинул университет в знак протеста против нарушения правительством университетской автономии). Магистерская («Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина», 1892) и докторская («Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского Царства в творениях Григория VII и публицистов его современников», 1897) диссертации. Член Союза освобождения (1903), один из лидеров Конституционно-демократической партии (с 1905), Партии мирного обновления (с 1906, главный редактор её печатного органа – журнала «Московский еженедельник», 1906–1910), Партии прогрессистов (1912–1914). Член Государственного совета (1907–1908, 1915–1917). Один из организаторов Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва (1905–1918) и издательства «Путь» (1910–1917), существовавшего на средства М. К. Морозовой. В 1918 г. вошёл в антибольшевистскую организацию «Правый центр», затем в Совет государственного объединения России. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном соборе, принявшем положение о временном высшем церковном управлении на территории, занятой белыми армиями. Умер от тифа.
Философские взгляды Трубецкого сложились под влиянием его друга Вл. С. Соловьёва и старшего брата Сергея. Развивая принципы философии всеединства, Трубецкой в главном труде «Смысл жизни» (1918) утверждал, что человеческое познание возможно только через причастность индивидуального сознания абсолютному, всеобщему сознанию. «Сказать, что есть единая истина, – значит утверждать, что есть единая безусловная мысль обо всём» (Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1994. С. 16). Именно абсолютное сознание, а не абсолютное сущее (как у Соловьёва) есть Абсолют, поскольку сущее может охватывать только то, что есть, в то время как сознание охватывает и бытие, и небытие. Мир и Абсолют находятся в постоянном взаимодействии, при этом время – позитивная характеристика самого Абсолюта. Такой подход позволял оправдать свободу и творчество человека по отношению к Божественному всемогуществу. Бог не «предвидит», а непосредственно созерцает человеческие поступки, которые не перестают быть свободными «оттого, что они вечно – перед очами всеединого сознания» (Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. С. 86). Причина несовершенства и зла – разделённость элементов бытия, происходящая, в частности, из неправильного применения человеком своей свободы. Главная этическая задача человека – в отказе от «негативной» свободы и подчинении Богу, абсолютному сознанию. Факт явления Иисуса Христа Трубецкой рассматривал не просто как историческое событие, а как онтологический фактор, обусловливающий принципиальное единство Божественного и земного, Бога и человека и в этом смысле «длящийся» в каждом моменте земного времени. Это единство определяет содержание Богочеловечества, движущей силы преображения земного бытия.
В цикле работ, объединённых под названием «Умозрение в красках» (1915–1918), Трубецкой дал философский анализ русской иконописи.