Гвардини Романо
Гварди́ни Рома́но (Романо Гуардини, итал. Romano Guardini) (17.2.1885, Верона – 1.10.1968, Мюнхен), католический религиозный деятель и мыслитель, писатель и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. Изучал теологию в университетах Фрайбурга и Тюбингена, с 1910 г. католический священник. В 1923–1939 гг. профессор университета в Бреславле. В 1920-х гг. становится ведущей фигурой т. н. литургического движения [«О духе литургии» («Vom Geist der Liturgie», 1918)], направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики. В этот период пользовался влиянием как воспитатель и наставник молодой католической элиты в рамках молодёжного движения «Родник» (нем. «Quickborn»). Опыт христианской интерпретации европейского культурного творчества от античной классики до Нового и Новейшего времени дан в работах Гвардини, посвящённых Сократу, Данте, Б. Паскалю («Christliches Bewußtsein. Versuch über Pascal», 1935), Ф. Гёльдерлину, Ф. М. Достоевскому («Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk», 1933) и Р. М. Рильке. В 1939 г. выступил против нацистского антисемитизма, издав во Франции под псевдонимом Л. Вальдор книгу «Христианин перед лицом расизма» («Le Chré tien devant le racisme»), после чего был отстранён гитлеровским режимом от преподавательской и общественной деятельности. С 1945 г. профессор истории религии в университете в Тюбингене, с 1948 г. – в Мюнхене; его проповеди пользовались большим успехом у вернувшегося с войны поколения слушателей. Его важнейший труд послевоенного времени – «Конец Нового времени: опыт ориентации» («Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch für Orientierung», 1950, рус. пер. 1990) – продолжает дискуссии начала 20 в. о кризисе новоевропейского гуманизма: исчезновение характерных для него пиетета перед природой (отношение к ней опосредствуется теперь техникой), культивирования самоценной творческой «индивидуальности», оптимистического доверия к культуре сопровождается формированием в условиях рационального планирования и машинного производства новой «этики массы», которая, однако, не должна приводить к утрате «лица» человека – его неотчуждаемой соотнесённости с Богом.