Мен де Биран
Мен де Бира́н (Maine de Biran) (настоящее имя Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран, Marie François Pierre Gontier de Biran) (29.11.1766, Бержерак – 20.7.1824, Париж), французский философ и политический деятель, основатель и яркий представитель французского спиритуализма 19 в. В 1785–1789 гг. служил в королевской гвардии. В термидорианский период член Совета 500, в период Реставрации член палаты депутатов и Государственного совета.
Сочинения Мена де Бирана, не получившего официального философского образования, были удостоены премий Национального института («Влияние привычки на способность мыслить», 1802, и «Об анализе мышления», 1806), Берлинской («О непосредственной апперцепции», 1807) и Копенгагенской («Об отношении физической и моральной природы человека», 1813) академий наук.
В творчестве Мена де Бирана прослеживаются три этапа. Первый связан с разработкой сенсуалистической гносеологии в духе концепций «идеологов» (П. Ж. Ж. Кабанис, А.-Л.-К. Дестют де Траси) и Э. Б. Кондильяка. Отрицая врождённое знание, он вслед за Кондильяком признаёт источником идей ощущения, причиной которых являются внешние объекты; философию отождествляет с «идеологией», т. е. с наукой, исследующей происхождение, содержание и границы человеческого знания, заимствуя у Кабаниса идею о соединении физиологии и идеологии; метафизика должна заниматься лишь отношением и последовательностью феноменов, отказавшись от выявления первооснов бытия. Эти выводы Мен де Биран соотносил с вопросом о влиянии привычки на способность мышления, различая активные (перцепция, память) и пассивные (ощущения, воображение) элементы опыта.
Второй этап философской деятельности Мена де Бирана связан с разработкой учения о волевом усилии как первоначальном факте внутреннего чувства, несводимом к физиологическим свойствам и имеющем «сверхорганический» характер; метафизическая природа души раскрывается через самонаблюдение индивида.
На третьем этапе (1820-е гг.) под влиянием Б. Паскаля, Ф. Фенелона, Ж.-М. Гюйон происходит трансформация биранизма в религиозно-философское учение: мыслитель развивает идеи христианской метафизики. В «Новых опытах антропологии» (1823–1824) он говорит о трёх ступенях человеческой жизни – животной, человеческой и божественной, выражением которых являются, соответственно, чувственные ощущения, воля и любовь. Историко-философский процесс трактуется как выражение вечных религиозных и моральных истин. Мен де Биран оказал большое влияние на развитие западной философии – на «католический спиритуализм» (Л. Лавель и Р. Ле Сенн), философию жизни, персонализм, экзистенциализм и др.