Философские школы, направления, движения

Философские школы, направления, движения
Эдмунд Гуссерль. Ок. 1930.
Философские школы, направления, движения
Философские школы, направления, движения

Феноменология

Феноменология
Феноменоло́гия, одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления – Э. Гуссерль, непосредственные предшественники – Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт феноменологии – книга Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) и книга Гуссерля «Логические исследования», тома 1–2 (1900–1901); ядро – концепция интенциональности. Феноменологический метод принципиально дескриптивный, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не реализуются в опыте. Основная идея феноменологии – неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности, с одной стороны, и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры – с другой.

Современные философские дискуссии

Современные философские дискуссии
Постмодернизм
Постмодернизм
Постмодерни́зм, широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв., преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Термин был впервые употреблён в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм. В философии постмодернизм проявился как критика целого ряда основополагающих установок философии Нового времени. В частности, были подвергнуты критическому рассмотрению классические представления о субъекте, бытии, были отвергнуты метанарративы, классический логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и т. д. Наиболее известные представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и др. К проявлениям постмодернизма в изобразительном искусстве относят поп-арт, неоэкспрессионизм, трансавангард, соц-арт, московский концептуализм, работы Дж. Кунса, группы «Новые художники». Постмодернизм как архитектурное направление существовал преимущественно в 1970–1980-х гг. в форме игрового (Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон) и т. н. неорационалистического (А. Росси, М. Ботта) вариантов.

Западная философия

Западная философия
Жак Деррида. Париж. 1991

ПостмодернизмПостмодернизм

Постмодерни́зм, широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв., преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Термин был впервые употреблён в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм. В философии постмодернизм проявился как критика целого ряда основополагающих установок философии Нового времени. В частности, были подвергнуты критическому рассмотрению классические представления о субъекте, бытии, были отвергнуты метанарративы, классический логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и т. д. Наиболее известные представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и др. К проявлениям постмодернизма в изобразительном искусстве относят поп-арт, неоэкспрессионизм, трансавангард, соц-арт, московский концептуализм, работы Дж. Кунса, группы «Новые художники». Постмодернизм как архитектурное направление существовал преимущественно в 1970–1980-х гг. в форме игрового (Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон) и т. н. неорационалистического (А. Росси, М. Ботта) вариантов.