Бострём Кристофер Якоб
Бо́стрём Кри́стофер Я́коб (Christopher Jacob Boström) (1.1.1797, Питео – 22.3.1866, Уппсала), шведский философ. Профессор Уппсальского университета (1838–1863). Создал систему «персонального», или «рационального», идеализма – наиболее влиятельного учения в шведской философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (Бострём был прозван «шведским Платоном»).
Исходя в духе И. Канта из примата этики как «практической философии» и примыкая к монадологии Г. В. Лейбница, Бострём выдвигает на первый план понятие личности, чаще всего называемой им «самосознанием». Абсолют, или Бог, – это бесконечная личность, его вечные идеи («система мыслей Бога») – мир конечных разумных существ, представляющий собой взаимообусловленную иерархию личностей. Считая, что противоположность чувственности и разума существует лишь для конечного сознания (всё чувственное есть лишь явление единственно подлинной нечувственной действительности), Бострём, в отличие от Канта, видит суть нравственного закона не в подавлении чувственности, которая всегда есть лишь функция идеи каждого конкретного человека, но в её преобразовании и «облагорожении» сообразно реализации этой идеи, извечно заданной Богом. Общество (samhälle), будучи живым организмом, также представляет собой «моральную личность» и существует в 2 формах – частной (семья, крестьянская община, народ) и общей (государство, придающее разумную форму нравственным устремлениям индивидов и частных обществ; его наиболее эффективной формой Бострём считает конституционную монархию). В социальной сфере прогресс личностно-органического начала должен выразиться, по Бострёму, в объединении государств в региональные системы (например, в унии Скандинавских стран), а в конечном счёте в создании мирового государства.
В 1908 г. было создано «Общество Бострёма»; предпринимались попытки превратить учение Бострёма (особенно его этику) в «национальное мировоззрение».