Бергсон Анри
Бергсо́н Анри́, Бергсон Анри-Луи (Bergson Henri-Louis) (18.10.1859, Париж – 4.1.1941, там же), французский философ и психолог, представитель интуитивизма, в ряде аспектов близкого философии жизни. Получил образование в Высшей нормальной школе (1878–1881). Профессор Коллеж де Франс (1900–1914), член Французской академии (1914), президент Академии моральных и политических наук (1914). В 1922 г. избран первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (в рамках Лиги Наций).
Уже в диссертации «Опыт о непосредственных данных сознания» («Essai sur les données immédiates de la conscience», 1889), полемизируя с механистической психологией, Бергсон выдвинул концепцию длительности как конкретного времени, составляющего сущность человеческого сознания. Сознание, представшее как непрерывная изменяющаяся реальность, целостность которой обеспечивается её временно́й организацией, взаимодействием прошлых и настоящих состояний, включает в себя множество слоёв – от глубинных, являющихся средоточием свободы и творчества, до поверхностных, определяемых практически-социальными потребностями и языком. Лишь ко внешним уровням приложимы детерминистские описания, в сфере же глубинной духовной жизни действует «динамическая причинность», фактически тождественная свободе. Эта модель сознания стала для Бергсона главным инструментом в решении философских проблем.
В работе «Материя и память» («Matière et mémoire», 1896) представлено онтологическое учение, навеянное идеями стоиков и Г. В. Лейбница и описывающее отношения сознания и материи под углом зрения активности памяти, рассматриваемой как духовное измерение универсума. Мир выступает как иерархия длительностей, высшие уровни которой характеризуются предельным напряжением сознания, а низший – ничтожно малой интенсивностью, фактически переходящей в экстенсивность, материальное протяжение. Исходный пункт познания образует «чистое восприятие», над которым надстраивается интеллект с его практически и социально обусловленными операциями. Процесс познания описан как сложное взаимодействие восприятия и памяти, причём мозг не порождает представления, а является орудием действия, как и само тело, тесно связанное с настоящим и ориентирующее сознание на практическую деятельность.
В «Творческой эволюции» («L’Évolution créatrice», 1907, рус. пер. 1914) изложена концепция эволюционного процесса, созданная под влиянием Плотина и принёсшая Бергсону мировую известность. В противовес механистической и телеологической трактовкам эволюции Бергсон описывает её при помощи метафоры «жизненного порыва», реализующей высказанную в «Опыте» идею динамичной причинности. Процесс эволюции представлен как «поток жизни», характеризуемый динамичным взаимодействием первичного импульса – жизненного порыва – и косной материи, препятствующей его движению (там, где сопротивление материи пересилило порыв, возникает тупик: поступательное развитие сменяется круговоротом). Источник жизненного порыва – сверхсознание, т. е. сверхчеловеческая длительность, понимаемая как онтологическая основа мира, Абсолют, «живая вечность». Бергсон выделяет три основных направления жизненного потока: чувствительность, интеллект и инстинкт. Таким образом, интеллект и инстинкт (из которого развивается интуиция) предстают как различные формы жизни, которым уже генетически свойственны противоположные функции. Интеллект (главное орудие науки), имеющий дело с искусственными системами, неживой материей и способный лишь к познанию отношений, к механической фабрикации, может добиться в этой сфере полного знания, но не в состоянии постичь естественной системы, саму жизнь, эволюцию, сознание. Это – прерогатива интуиции и опирающейся на неё философии. В основе всех философских систем лежат частные интуиции, объединение которых может привести к созданию философии будущего, призванной постичь реальное единство универсума. В развитии интуиции и связанных с ней творческих способностей человека Бергсон видит главное условие развития мира, преодоления тенденций к круговороту, регрессу.
Возможность прогресса человеческого общества стала центральной темой поздней работы Бергсона «Два источника морали и религии» («Les deux sources de la morale et de la religion», 1932), где рассматриваются две основные модели социальности – закрытые и открытые общества – и соответствующие им формы морали и религии: статическая и динамическая. Представление о тупиках эволюции распространяется здесь на закрытые общества, где господствуют авторитаризм, жёсткая субординация и координация элементов, а главным объединяющим принципом является национализм. Функция статичной морали и религии – обеспечение социальной солидарности, дисциплины и порядка, подчинение абсолютной власти вождя. В закрытых обществах движение сменяется круговоротом и застывает в устойчивых и не подлежащих пересмотру формах. Прогресс возможен только в открытых обществах, которые представляют собой высшую форму социальности, не подавляющую личность, но, напротив, выявляющую её творческие способности. Главным принципом действующей здесь динамичной морали является любовь к человечеству, а носители этой морали – избранные личности, среди которых Бергсон выделяет пророков Израиля, древнегреческих мудрецов, христианских мистиков. В них воплощены моральные идеалы, в следовании которым Бергсон видит единственную возможность достичь гармонии и свободы и противостоять «механизации души», искусственным потребностям, вызванным преимущественно развитием «тела» человечества.
Бергсон оказал глубокое влияние на культурную и интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, А. Тойнби, К. Поппер, Дж. Сантаяна, М. Мерло-Понти, А. Н. Уайтхед, А. Шюц, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и многие другие мыслители и писатели. Нобелевская премия по литературе (1927).