Левинас Эмманюэль
Левина́с Эмманюэ́ль (Emmanuel Lévinas) [30.12.1905 (12.1.1906), Ковно, Российская империя, ныне Каунас, Литва – 25.12.1995, Париж], французский философ еврейского происхождения. Учился в гимназии в Харькове. С 1923 г. жил во Франции. Изучал философию в университете в Страсбурге, в 1928–1929 гг. во Фрайбурге слушал лекции Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. В Париже посещал лекции А. Кожева, философские собрания у Г. Марселя. В годы Второй мировой войны был в концентрационном лагере в Германии. Профессор в университетах Пуатье (с 1961), Париж-X – Нантер (с 1967), в Сорбонне (с 1973).
По словам самого Левинаса, определяющую роль для формирования его философских идей имел религиозный опыт иудаизма, представленный в библейских и талмудических текстах. Вместе с тем он считал себя не еврейским мыслителем, а «просто мыслителем». Опираясь на идеи Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, Левинас разрабатывал этический вариант феноменологии, созвучный «диалогической философии» М. Бубера и Г. Марселя. В центре концепции Левинаса – проблема Другого, изначальный опыт общения с другим человеком, в конечном итоге – с Богом. Общение как «близость ближнего» предстаёт у мыслителя в виде непосредственного отношения двух своеобразных субъективностей, рождающегося естественным образом и не поддающегося концептуализации: чувство близости постигается без каких-либо априори, сознание охвачено им до того, как стало образным и понятийным. Именно эти отношения выявляют высшую человеческую способность к трансцендированию, выходу за пределы наличного бытия – к Другому и для Другого, именно в фундаментальном опыте «предстояния лицом-к-лицу» (а не в безличном отношении субъекта к объекту) только и рождается смысл и конституируется различие между Я и Другим как отношение один-для-другого.
Отношение к ближнему со стороны Я есть одержимость Другим и ответственность за Другого, за его дела и просчёты, достижения и ошибки. По признанию Левинаса, идея ответственности была подсказана ему Библией и русской классической литературой 19 в. Этическую позицию Ф. М. Достоевского, выраженную в словах «всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех» (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Книга 6, глава 2), Левинас называл справедливостью, которая рождается из милосердия, из любви как способности взять на себя судьбу другого человека. Отношения ответственности «несимметричны»: человек является подлинно моральным субъектом только в той мере, в какой он в отношении к Другому не надеется на взаимность и не требует её. Зарождение чувства ответственности мыслитель считал началом собственно человеческого существования, а «первой» философией – этику, которая, будучи превышением, «приращением» бытия, предшествует онтологии (Левинас порывает с идущей от Парменида традиционной онтологией, абсолютизирующей понятие бытия).
Отношения Я – Другой философ сформулировал в качестве своеобразной парадигмы межчеловеческого общения, в которое включено множество субъектов (человечество как коммуникация разнообразных культур и т. п.). Из опыта этих отношений он выводил практику и познавательную деятельность, мир культуры вообще. Поднимая мораль до уровня Абсолюта, Левинас отождествлял проповедуемую им этику с опытом религиозной жизни.