Мунье Эмманюэль
Мунье́ Эмманюэ́ль (Emmanuel Mounier) (1.4.1905, Гренобль – 22.3.1950, Шатене-Малабри), французский католический философ, основатель персонализма во Франции. Родился в семье фармацевта. В 1924–1928 гг. изучал философию в Университете Гренобля и Сорбонне, затем преподавал философию в разных лицеях. В октябре 1932 г. вместе с группой единомышленников создал журнал Esprit («Дух») – печатный орган французского персонализма, которым руководил до конца жизни (за исключением 1941–1944, когда журнал был запрещён оккупационными властями, а его директор арестован).
Мунье испытал влияние идей М. Шелера, А. Бергсона, Ш. Пеги, Ж. Маритена, Н. А. Бердяева, Г. Марселя. В основе его учения лежит признание абсолютной ценности человеческой личности, находящейся в постоянном творческом самоосуществлении: личность первична по отношению к любым социальным системам, материальной и экономической необходимости. Осмысляя ситуацию, возникшую после Первой мировой войны, как общий кризис человека и цивилизации и считая справедливой марксистскую критику капитализма, Мунье видел выход из этого кризиса в революции – одновременно и экономической, и духовной: «…Духовная революция будет экономической или её не будет. Экономическая революция будет духовной или она не будет революцией» (Мунье. 1994. С. 15). Духовная революция – это прежде всего возрождение личности, её постоянное самосовершенствование в отношениях с другими, миром и Богом. Связывая возникновение понятия личности с христианством, Мунье вслед за Пеги акцентировал активность человека, призванного принять в свою душу «Царство Божие и воплотить его на земле» (Мунье. 1999. С. 464). Ответственная вовлечённость человека в судьбы мира предстаёт для Мунье преимущественно как труд, связываемый, в отличие от марксизма, с целостным самопроявлением и саморазвитием человека как личности.
В трактовке духовного мира личности Мунье сближается с христианским экзистенциализмом Марселя. Воспринятое из феноменологии понятие интенциональности истолковывается им как трансцендирование, как устремлённость к высшему бытию (Богу), существование которого индивид ощущает в моменты откровения. Значительное место в персонализме Мунье принадлежит проблеме межчеловеческой общности. Фундаментальной характеристикой личности является человеческое чувство общности, реализующееся в межличностном общении: «Личность существует только в своём устремлении к "другому", познаёт себя только через "другого" и обретает себя только в "другом"» (Мунье. 1999. С. 479).
Основополагающие понятия персонализма Мунье – личность, творчество, трансценденция, межличностное общение и др. − в значительной степени определяются через художественное творчество и искусство: в акте художественного творчества человек осуществляет себя как свободный целеполагающий субъект; только искусство способно передать невыразимую сущность Божественной трансценденции; восприятие художественных произведений ведёт к установлению подлинного – нравственно-эстетического – общения людей. Созданный Мунье журнал Esprit был призван содействовать развитию литературы и искусства. Дальнейшую разработку учения Мунье о личности предпринял П. Рикёр, опираясь на новейшие исследования в сфере деятельности, языка, повествования, этики, политики.
Идеи Мунье получили широкое распространение в мире – в Италии, Швейцарии, Польше, Венгрии, Скандинавии, Латинской Америке; они стали теоретической основой различных направлений католической социальной теологии: теологии личности, теологии труда, теологии революции, теологии освобождения. Персоналистская версия христианства способствовала переориентации официальной доктрины современного католицизма. На идеи персонализма опирался глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II.