Фрейд Зигмунд
Фрейд Зи́гмунд (Зигмунд Фройд; Sigmund Freud) (6.5.1856, Фрайберг, Австрийская империя, ныне Пршибор, Чехия – 23.9.1939, Лондон), австрийский невролог, основоположник психоанализа. Отец А. Фрейд; дед Люсьена Фрейда. В 1873–1881 гг. изучал медицину в Венском университете. В 1876–1881 гг. работал в лаборатории венского физиолога Э. фон Брюкке, написал ряд монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1882–1885 гг. работал в венской больнице, был ассистентом психиатра и нейроанатома Т. Мейнерта; изучая свойства кокаина, выдвинул идею местной анестезии (1884). Приват-доцент (с 1885) и экстраординарный профессор невропатологии (с 1902) Венского университета. В 1885–1886 гг. проходил стажировку в руководимой Ж.-М. Шарко клинике Сальпетриер в Париже, где изучал истерию и знакомился с методом гипноза. С 1886 г. стал заниматься частной медицинской практикой, в ходе которой применял электротерапию и гипноз. В 1889 г. стажировался в клинике в Нанси у французского невропатолога И. Бернхейма (1837–1919). В работе «Об афазии» («Zur Auffassung der Aphasien», 1891) выдвинул идею о динамическом и генетическом подходах к изучению функций мозга.
Совместно с австрийском врачом Й. Брейером (1842–1925), его старшим коллегой, З. Фрейд разрабатывал катартический метод лечения неврозов, основанный на воспоминании и «отреагировании» с помощью гипноза несознаваемых психических травм. Отказавшись в 1892 г. от гипноза как неэффективного метода лечения, Фрейд разработал новый терапевтический метод – метод настаивания, ориентированный на побуждение пациентов к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В книге Брейера и Фрейда «Исследования истерии» («Studien über Hysterie», 1895, рус. пер. 2005) впервые была предпринята попытка установить связь неврозов с неудовлетворёнными влечениями и вытесненными из сознания переживаниями, продолжающими существовать в бессознательном.
Составленный З. Фрейдом в 1895 г. незавершённый «проект научной психологии» (опубликован в 1954) был ориентирован на разработку и создание новой психологии естественно-научного толка на основе нейрофизиологической модели работы психического аппарата. Однако, убедившись в неразрешимости этой задачи, Фрейд отошёл от этой модели. Занимаясь в 1890-х гг. осмыслением связи между этиологией невроза и пережитыми в прошлом травмами, Фрейд первоначально придерживался «теории соблазнения», согласно которой источник невроза заключался в детской сексуальной травме, обычно наносимой родительскими фигурами. Однако в дальнейшем он отказался от этой теории и пришёл к выводу, что рассказы о совращении были в действительности фантазиями пациентов, продуктами их неосознаваемых детских желаний, а психоневрозы – результат вытеснения в бессознательное детских сексуальных влечений, входящих в конфликт с нормами культуры.
Созданный им в 1896 г. метод свободных ассоциаций, позволяющий пациенту свободно, без какого-либо принуждения со стороны врача высказываться на предложенную им тему, стал фактически началом психоанализа как нового метода психотерапии. В процессе проведённого З. Фрейдом в 1897 г. самоанализа, в том числе с помощью изучения собственных сновидений, он сформулировал идею эдипова комплекса. В «Толковании сновидений» («Die Traumdeutung», 1900, рус. пер. 1913) Фрейд рассматривал «работу сновидения», в результате которой с помощью механизмов конденсации и смещения получают непрямое выражение вытесненные из сознания желания; сновидения были названы им «царским путём к бессознательному». Наряду со сновидениями компромиссными образованиями между запретными побуждениями и действием цензуры сознания предстали и такие патологические явления повседневной жизни, как оговорки, описки, ошибки памяти, симптоматические и случайные действия и т. п. («Психопатология обыденной жизни», «Zur Psychopathologie des Alltagslebens», 1901, рус. пер. 1910).
В «Трёх очерках по теории сексуальности» («Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie», 1905, в рус. пер. 1911 – «Три статьи о теории полового влечения») З. Фрейд в изложении детской сексуальности акцентировал первоначальное примыкание её к различным жизненным функциям, которые определяют объект и цели инфантильных частичных влечений (преобладание тех или иных эрогенных зон, аутоэротизм, когда влечение ребёнка находит удовлетворение в собственном теле; так, сосание становится аутоэротическим, если более не служит функции утоления голода, и т. п.). В эволюции этой изначально полиморфной сексуальности Фрейд выделил стадии оральную, анальную, фаллическую (от 2,5 до 6 лет, когда влечения и фантазии ребёнка связаны с фигурами родителей или замещающих их лиц, завершаясь идентификацией с ними в процессе разрешения эдипова комплекса) и генитальную (с 12 лет). В латентный период (с конца фаллической стадии до наступления подросткового возраста), согласно Фрейду, сексуальные влечения в значительной степени вытесняются, а также сублимируются. Возникновение сексуальных перверсий связано с перенесением детских частичных влечений во взрослую жизнь.
В основе учения З. Фрейда о работе психического аппарата лежало представление о взаимодействии двух противоположно направленных переменных величин и трёх регуляторов. В первоначальной нейрофизиологической модели работы функцию двух переменных величин выполняли экзогенное и эндогенное раздражение, а функции регуляторов три функционально различных системы нейронов. В созданной затем топографической модели психического аппарата роль противоположно направленных психических величин была отведена влечению к самосохранению и сексуальному влечению, а в роли регуляторов выступали бессознательное, предсознательное и сознательное.
С 1902 г. вокруг З. Фрейда начинает складываться кружок его первых венских последователей (М. Кахане, Р. Райтлер, А. Адлер, В. Штекель), которые стали участниками «психологических сред», проводившихся в доме Фрейда; в 1907 г. к нему присоединились швейцарские и немецкие психотерапевты. В 1908 г. на основе этого кружка возникло Венское психоаналитическое объединение. В 1908 г. в Зальцбурге проходит 1-й Международный психоаналитический конгресс, на втором конгрессе в 1910 г. в Нюрнберге была создана Международная психоаналитическая ассоциация, первым президентом которой стал К. Г. Юнг. Последующее размежевание Фрейда с А. Адлером и Юнгом привело к выработке жёстких критериев того, что является психоанализом, краеугольными камнями которого Фрейд считал вытеснение, перенос и эдипов комплекс (полемическая работа «Об истории психоаналитического движения», 1914). В целях дальнейшего развития психоанализа Фрейд инициировал в 1912 г. создание «Секретного комитета», куда вошли К. Абрахам, Э. Джонс, О. Ранк, Х. Сакс, Ш. Ференци, сам Фрейд и А. фон Фройнд. Свои терапевтические рекомендации Фрейд изложил в ряде клинических работ: «Советы врачу при психоаналитическом лечении» (1912), «Введение в лечение» (1913), «Заметки о любви в переносе» (1915) и др. Психоанализ как метод выявления и расшифровки бессознательного завершается осознанием вытесненных переживаний и исчезновением невротических симптомов. Средством достижения этой цели была интерпретация аналитиком материала, сообщаемого ему пациентом в процессе свободных ассоциаций.
Столкнувшись с рядом проблем, которые было трудно объяснить с помощью топографической модели психики (военные неврозы и др.), З. Фрейд разрабатывает в 1920-х гг. структурную модель работы психического аппарата, в которой роль регуляторов отводилась трём инстанциям психики: Я, Сверх-Я и Оно, а роль противоположно направленных переменных стали играть влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос) («По ту сторону принципа удовольствия» – «Jenseits des Lustprinzips», 1920, рус. пер. 1925; «Я и Оно» – «Das Ich und das Es», 1923, рус. пер. 1924). В эти же годы Фрейд, акцентируя интегрирующую роль Я в структуре личности (Я как орган адаптации способен, оценивая ситуацию, приводить в действие защитные механизмы личности – «Торможение, симптом и страх», «Hemmung, Symptom und Angst», 1926), заложил основы будущей эго-психологии.
Созданные в процессе клинической практики психоаналитические концепции З. Фрейд попытался применить к истолкованию различных сфер человеческой культуры. В сочинении «Остроумие и его отношение к бессознательному» («Der Witz und seine Beziehung zum Unbewussten», 1905, рус. пер. 1925) остроумие рассматривалось как проявление вытесненного внутрипсихического конфликта и разрядки напряжения, как род игры, родственной искусству. Своеобразным продолжением детской игры предстаёт и художественное творчество, движущей силой которого являются неудовлетворённые желания и внутренние конфликты художника, прорабатываемые с помощью создаваемых им образов («Художник и фантазирование», 1905, рус. пер. 1995; «Бред и сны в "Градиве" И. Иенсена», 1907, рус. пер. 1912). Сублимация детских неосознанных влечений прослеживается в работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910). Фундаментальная роль эдипова комплекса выявляется как в патографических исследованиях («Достоевский и отцеубийство», «Dostojewski und die Vatertötung», 1928, рус. пер. 1995), так и в обращении к ранним стадиям человеческой истории: зарождение тотемистической религии связывается с убийством праотца или вожака первобытной орды его сыновьями-соперниками («Тотем и табу», «Totem und Tabu», 1913, рус. пер. 1923).
С начала 1920-х гг. тематика «прикладного психоанализа» привлекает всё больший интерес З. Фрейда. В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» («Massenpsychologie und Ich-Analyse», 1921, рус. пер. 1925) первичным феноменом социальной психологии выступает бессознательная идентификация с групповым лидером, которая строится по модели отношения с отцом и другими первыми детскими авторитетами. При этом в своей методологической установке Фрейд опирался на «биогенетический закон» Э. Геккеля, согласно которому онтогенез повторяет филогенез. В русле просветительского подхода религия рассматривается как род коллективного невроза, иллюзорной реализации «самых сильных желаний человечества» («Будущность одной иллюзии», «Die Zukunft einer Illusion», 1927, рус. пер. 1930). Культура, выступая как арена борьбы между Эросом и влечением к смерти, ограничивает и частично подавляет свободное проявление изначально присущих индивиду сексуальных и деструктивных (агрессивных) влечений (энергию которых она использует для своих целей) и в силу этого становится источником различных неврозов («Недовольство культурой», «Das Unbehagen in der Kultur», 1930).
В 1938 г., после захвата Вены нацистами, З. Фрейд со своей семьёй уезжает в Лондон, где вскоре умирает от рака.
Психоанализ З. Фрейда во многом определил последующее развитие психотерапии в 20 в., его идеи оказали громадное влияние на психологию, медицину и весь комплекс гуманитарных наук (философскую антропологию, этнологию, семиотику, социологию, литературоведение, киноведение), а также на литературу и искусство (сюрреализм и др.). См. также Фрейдизм.