Штерн Вильям
Штерн Ви́льям (Вильям Луис Штерн; William Louis Stern) (29.4.1871, Берлин – 27.3.1938, Дарем, штат Северная Каролина, США), немецкий психолог и философ. Окончил Берлинский университет (1892, диссертация у Г. Эббингауза). Преподавал в Университете Бреслау (1897–1916). В Берлине совместно с О. Липманом организовал Институт прикладной психологии (возглавлял его в 1906–1916) и издавал «Журнал прикладной психологии». Профессор университета в Гамбурге (1916–1933), где основал (вместе с Х. Вернером) Психологический институт и был его директором. В 1933 г. эмигрировал в Нидерланды, затем в США, профессор Университета Дьюка (Дарем).
В созданной им в русле монадологии Г. В. Лейбница системе критического персонализма («Личность и вещь» – «Person und Sache», Bd 1–3, 1906–1924) мир рассматривается как иерархическая система личностей различных ступеней (человек, животное, растение, клетка, кристалл), при этом личность понимается как целостное психофизически нейтральное единство, характеризующееся целеустремлённой направленностью.
Труды В. Штерна охватывают широкий круг вопросов общей, генетической и прикладной (в том числе юридической – о достоверности свидетельских показаний) психологии. Основатель дифференциальной психологии (ввёл сам термин).
В работах В. Штерна по детской психологии психическое развитие ребёнка описывается как конвергенция (взаимодействие) двух факторов – наследственности и среды. Периоды этого развития рассматриваются – согласно теории рекапитуляции – по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры. Дал интеллектуалистическую интерпретацию развития детской речи, в описании различных видов игры рассматривал её как подготовку к будущей деятельности.
В. Штерн обосновал предмет и методы дифференциальной психологии, а также определил её задачи как прикладной дисциплины – познание индивидуальных психологических особенностей человека (психогностика) и разработка средств психического воздействия на него в сфере образования, медицины, права, хозяйственной жизни и других (психотехника, которую Г. Мюнстерберг вслед за Штерном выделил в отдельную отрасль психологии). В исследовании интеллекта Штерн использовал метод тестов, с помощью которых он проводил, в частности, испытание одарённости у детей школьного возраста. Ввёл понятие коэффициента интеллекта (IQ, 1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому.