Ружмон Дени де
Ружмо́н Дени́ де (Denis de Rougemont) (8.9.1906, Куве – 6.12.1985, Женева), швейцарский франкоязычный философ, писатель и общественный деятель. Один из представителей французского персонализма (наряду с Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонселем и др.). Родился в семье протестантского пастора. С 1925 г. учился в Невшательском университете на факультете литературы, где посещал лекции по генетической эпистемологии Ж. Пиаже. В 1930 г. защитил дипломную работу, посвящённую эссе «Смех» А. Бергсона, и переехал в Париж, где возглавил литературный отдел издательства Je sers (с франц. – «Служу»).
В Париже де Ружмон сближается с персоналистскими кругами движения нонконформистов 1930-х гг. и в 1933 г. запускает издание персоналистского журнала Ordre Nouveau (с франц. – «Новый порядок») – по имени той персоналистской группы, в составе которой он был вместе с А. Дандьё, Р. Ароном и А. Марком. Несмотря на разногласия этой группы с Э. Мунье, де Ружмон публикуется в его журнале Esprit (с франц. – «Дух»). В рамках своего персоналистского мировоззрения де Ружмон активно выступил как против буржуазного индивидуализма либеральной идеологии, так и против массового коллективизма национал-социализма и коммунизма. По его мнению, в культурном упадке Запада повинны абстрактность, централизация и гигантомания методов осуществления капитализма. В 1934 г. он опубликовал книгу «Политика личности» («Politique de la personne»), где сформулировал своё понимание личности, тесно связанное с протестантским понятием «призвание» (франц. vocation). Де Ружмон выступил с критикой идеи Мунье о государственной гарантии статуса свободы человеческой личности. С его точки зрения, свободы личности нельзя достигнуть путём государственных мер. Личность отличается тотальной самостоятельностью в бытии и исполнении своего божественного призвания. Найти своё призвание – значит ответить на божественный зов, т. е. воплотить в жизнь сочетание двух неразлучных понятий личной свободы и ответственности перед ближним и обществом. Между тем, как отмечал де Ружмон, важно, чтобы свобода и ответственность не пребывали в абстрактности, а обретали форму в конкретных действиях, свидетельствующих о подлинной ангажированности [термин, который ввёл де Ружмон в общественно-политический обиход ещё до Ж.-П. Сартра в книге «Думать руками» («Penser avec les mains», 1936)]. Главными источниками вдохновения персоналистской мысли Ружмона были П.-Ж. Прудон, С. Кьеркегор, К. Барт.
В 1939 г. вышла принёсшая де Ружмону мировую славу книга «Любовь и Запад» («L’Amour et l’Occident», рус. пер. фрагмента «Искусство любить и искусство воевать», 2004), в которой на основе анализа средневековой легенды о Тристане и Изольде автор стремился показать пронизывающее всю европейскую культуру противостояние между эротическим идеалом страсти и христианской моралью брака. Де Ружмон относил к 12 в. историческое зарождение темы взаимной несчастной любви, т. е. в тот момент, когда происходит встреча куртуазной поэзии окситанских трубадуров и религиозного лиризма катарской ереси. Такую же важную роль в формировании языка европейской страсти, согласно де Ружмону, сыграла арабская мистическая поэзия. Так возникает противостояние между эросом (идеализированной любовью к самой любви) и агапэ (христианской любовью к ближнему, воспринимаемому как личность). Анализ легенды о Тристане и Изольде позволяет де Ружмону вскрыть нарциссизм двух влюблённых, замкнутых в своих страстных грёзах и любящих по-настоящему только саму идею любви. Такой любви де Ружмон противопоставил любовь в христианском браке, признающую Другого в качестве автономной личности, союз с которым возможен только в модусе «неслиянности – неразлучности». Не сводя свою книгу исключительно к историческому анализу любовных форм поведения в Европе, де Ружмон экстраполирует её идеи на политический проект федерализма, представляющий собой, как и христианский брак, единство в различии, отвергающее всякий гегельянский синтез и монизм. Эротическую страсть де Ружмон представляет в политическом плане в качестве тенденции к централизации и национализации Европы.
Вторую мировую войну де Ружмон встретил в Швейцарии. Ещё в «Немецком дневнике» («Journal d’Allemagne», 1938) после пребывания во Франкфуртском университете в качестве профессора французского языка (1935–1936) он описывал национал-социалистический режим как порождение псевдорелигиозной идеологии централизованного государства, воплощённого в образе фюрера. Ружмон видел в нацизме субститут религии, занявший то место, которое расчистили эпоха Просвещения и принудительная секуляризация. В сентябре 1939 г. де Ружмон был мобилизован в швейцарскую армию, в 1940 г. вступил в Готардскую лигу, выступающую против нейтралитета страны. За публикацию антигитлеровской заметки «В тот час, когда Париж…» («A cette heure où Paris...», 1940) его приговорили к пятнадцати суткам заключения в военной тюрьме по обвинению в оскорблении лидера иностранной державы. Он отправился в США, где издал книгу «Дьявольская часть» («La part du Diable», 1942), в которой с богословской позиции рассматривал проблему зла в современном мире и анализировал предстоящие послевоенные проблемы западной демократии.
В 1947 г. де Ружмон окончательно вернулся из США в Европу. Он обрёл славу борца за построение единой Европы на конгрессе Европейского союза федералистов в Монтрё, где произнёс вступительную речь «Федералистская позиция» («L’attitude fédéraliste»). В 1948 г. на Гаагском конгрессе под председательством У. Черчилля он присутствовал в качестве докладчика от Культурной комиссии и редактора финальной декларации, отстаивающей федеральную Европу, на всей территории которой действует свобода передвижения людей, идей и товаров. Европейский совет, согласно этой декларации, должен обладать полномочиями, необходимыми для общего блага континента, общей обороной, надгосударственным законом и общей ассамблеей живых сил всех наций. Де Ружмон избирается генеральным представителем Европейского союза федералистов. В то же самое время он опубликовал книгу «На кону Европа» («L‘Europe en jeu», 1948), где показал необходимость создания единой и гармоничной Европы перед лицом угрозы разделения мира между двумя гегемонами – США и СССР. Ружмон находился на острие борьбы за европейский федерализм. Основанное в Женеве в 1949 г. Бюро исследований под руководством де Ружмона и в тесной связи с Европейским движением созывает первую Европейскую культурную конференцию в Лозанне, проходящую с 8 по 12 декабря 1949 г. Европейский центр культуры открывается в Женеве в 1950 г. С декабря в этом центре проходят первые дискуссии, по результатам которых в 1951 г. была принята первая резолюция о создании Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН). Видя в автономном от государства финансировании культуры гарантию её независимости, де Ружмон создаёт Европейский фонд культуры (франц. Fondation européenne de la culture, 1954), возглавляемый Р. Шуманом.
Де Ружмон является также пионером в экологическом активизме. С 1976 г. он принимал активное участие в деятельности организации ECOROPA (Европейская экологическая ассоциация). В своей последней крупной работе «Будущее – в наших руках» («L’avenir est notre affaire», 1977) он писал о достоинствах Сената регионов, замечая, что регионализм и экология нерасторжимо связаны между собой (гражданское участие, установление баланса компетенций, власти и энергетических ресурсов, охрана окружающей среды, перестроение социальной и образовательной сети). Де Ружмон порицал последствия продуктивизма: разрушение биосферы, чрезмерный экономический рост, ядерную угрозу, централизацию и бюрократизацию, неряшливое обращение с ресурсами и т. д. По разным поводам он приветствовал работы Римского клуба на тему ограничений роста производства.
В конце жизни де Ружмон особенно интересовался проблемами формирования информационного общества и образования, свой взгляд на которые он частично сформулировал в статье «Информация не есть знание» (1981, рус. пер. 2021). Ружмон оставил несколько незаконченных рукописей, среди которых и проект его сочинения «Мораль цели» («La Morale du But»), где он собирался вскрыть корень глобальных проблем современного западного общества и, в частности, его неспособности совладать с собственными техническими открытиями. Исток этого он видел в отсутствии соотнесения средств и целей, подчинения первых вторым и глобального сопоставления их с человеческим призванием.
Де Ружмон оказал значительное влияние на своих современников, во многом оказавшись связующим звеном между разными группами французского персонализма. Впоследствии его самый известный труд «Любовь и Запад» стал основой для книги Р. Барта «Фрагменты речи влюблённого» («Fragments d’un discours amoureux», 1977) и теории миметического желания Р. Жирара. Федералистские идеи де Ружмона до сих пор остаются в центре внимания идеологов построения единой Европы, в частности Европейский союз стремится воплотить ружмоновскую концепцию «Европы регионов» путём поддержки таких форм регионального участия, как Европейский комитет регионов, Ассамблея регионов Европы, Европейский фонд регионального развития.