Иоанн (Зизиулас)
Иоа́нн (Зизиулас, ᾿Ιωάννης Ζηζιούλας) (род. 10.1.1931, Катафийон, близ Козани, Греция), епископ Константинопольской православной церкви с титулом митрополит Пергамский, церковный деятель, православный богослов. Основной вклад Зизиуласа в теологию состоит в развитии учения о Церкви и новаторской для православия персоналистской онтологии.
Ключевые концепции персоналистской онтологии Зизиуласа – лицо/личность (person) и общение (communion). Эти концепции он развивает, опираясь на святоотеческое учение о Святой Троице, и с их помощью реконструирует основные области христианского богословия: антропологию, учение о спасении и Церкви. В учении о Церкви он исходит из представлений, что бытие Церкви устроено по образу бытия Троицы; епископ – «икона Христа», «корпоративная личность», включающая в себя всю евхаристическую общину; отстаивает идею тождества «местной» и «универсальной» (вселенской) церквей. На формирование богословских взглядов Зизиуласа в наибольшей степени повлияли отцы-каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) и Максим Исповедник, из современных богословов – протоиерей Г. В. Флоровский, протопресвитер Н. Н. Афанасьев и В. Н. Лосский, идеи которых он критически осмысляет и развивает.
Биография и карьера
После окончания гимназии в г. Козани обучался на богословском факультете в Университете Аристотеля в Салониках и Афинском университете. Параллельно (1954–1955) прошёл обучение в Экуменическом институте Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Боссе, Швейцария. С 1955 по 1965 гг. находился в США, где обучался в докторантуре Гарвардского университета, изучал труды Максима Исповедника и слушал лекции П. Тиллиха и Г. Флоровского. В этот же период Зизиулас был сотрудником гарвардского исследовательского центра византинистики «Dumbarton Oaks», преподавал курс церковной истории первых трёх веков в семинарии Святого Креста в Бостоне, читал курс церковного права ранней Церкви в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк). Во время пребывания в США Зизиулас подготовил к защите 2 докторские диссертации. Диссертацию по христологии Максима Исповедника, которую он писал под руководством Г. Флоровского, защитить ему так и не удалось: рукописный вариант диссертации был утерян его научным руководителем (Бортник. 2017. С. 94). 2-ю работу – «Единство Церкви в божественной Евхаристии и епископе в первые 3 века» – Зизиулас защитил в 1965 г. в Афинском университете, что дало ему право преподавать на родине.
В 1966–1967 гг. научный сотрудник богословского факультета Афинского университета. В 1967–1970 гг. секретарь отделения «Вера и церковное устройство» ВСЦ в Женеве; читал лекции по православной экклезиологии и сакраментологии в Экуменическом институте в Боссе. В 1970–1973 гг. приват-доцент догматического богословия Эдинбургского университета; в 1973–1987 гг. профессор систематического богословия в университете Глазго; в 1984–1998 гг. профессор догматического и символического богословия в фессалоникийском Университете имени Аристотеля.
Зизиулас является почётным профессором Королевского колледжа Лондона, Папского Григорианского университета, Женевского университета, награждён почётной степенью доктора в Католическом институте в Париже, на богословском факультете Белградского университета, в Свято-Сергиевском институте в Париже и др. В 1993 г. избран действительным членом Афинской академии наук, а в 2002 г. был её президентом.
В 1986 г. Вселенским патриархатом избран из мирян и возведён в епископы с титулом митрополит Пергамский. В 2000–2014 гг. был главой представительства Константинопольского патриархата в Афинах. В 2006–2007 гг. был членом Священного синода Константинопольской церкви.
Зизиулас также вовлечён в экуменическую деятельность: неоднократно был представителем Вселенского патриархата на Генеральных ассамблеях ВСЦ (Упсала, 1968; Найроби, 1975; Ванкувер, 1983; Канберра, 1991); член Центрального комитета ВСЦ (1975–1983); член, а потом и сопредседатель Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православной церковью и Римско-католической церковью (2006–2016).
В 2003 г. награждён президентом Греческой Республики орденом Феникса (степень «Великий командор» – Ανώτερος Ταξιάρχης) за вклад в науку, культуру и общество. В 2019 г. указом Президента Украины «за выдающуюся деятельность, направленную на укрепление авторитета православия в мире, утверждение идеалов духовности и милосердия, весомый личный вклад в развитие автокефальной поместной Православной церкви Украины» награждён орденом «За заслуги» 3-й степени.
Учение о Боге
В центре богословской системы Зизиуласа – учение о Боге-Троице. Он отрицает возможность ответить на вопрос «что есть Бог?», но полагает возможным описать то, как Бог существует. Анализируя учение о «монархии Отца» отцов-каппадокийцев, он приходит к выводу, что бытие Троицы «инициировано» Отцом (Zizioulas. 2006. Р. 212). Именно Отец (лицо), а не некая безличная сущность есть безначальное начало, причина, виновник (αἰτία) бытия Сына и Святого Духа. Именно лицо/личность (person) является первичной онтологической реальностью Бога, тем, кто дарует инаковость и бытие другим лицам. При этом лицо/личность понимается как «инаковость в общении и общение в инаковости» (Zizioulas. 2006. Р. 9), где «инаковость» (otherness) указывает на уникальность личности, неповторимость её существования, а «общение» (греч. κοινωνία, англ. communion) – на то, что личность есть бытие соотносительное, реляционное, существующее в «отношении» (греч. σχέσις, англ. relation, relationship) с другими личностями. Общение «исходит» от конкретной инаковости и направлено к конкретной инаковости, но при этом сама инаковость существует только в общении. И инаковость, и общение – понятия онтологические, общение указывает на онтологическое единство, а инаковость – на онтологическое различие личностей. То, что общение конституирует инаковость, указывает на неразрывное единство лиц Троицы, а то, что общение «исходит» от конкретной инаковости, указывает на свободу лиц Троицы. Эта свобода находит своё онтологическое осуществление в любви (Zizioulas. 1985. P. 46). Таким образом, бытие Бога – это бытие трёх лиц в общении: Отец в любви и свободе предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа.
Антропология
Разработанное в триадологии учение о личности и общении Зизиулас применяет в антропологии на том основании, что человек сотворён по образу и подобию Бога. Подобно другим персоналистам (С. Н. Булгакову, В. Н. Лосскому, Х. Яннарасу), Зизиулас описывает образ Божий в человеке не как особые природные свойства человеческой природы (разумность, словесность и др.), как это имеет место в патристической антропологии, а через понятие «личности» (Zizioulas. 1985. P. 50).
Личность в антропологии Зизиуласа не является природной категорией, частью человеческой природы, какой-либо способностью или качеством – биологическим, социальным или нравственным (Zizioulas. 2006. Р. 111). Личность соотносится с природой как особенное с общим. Если природа описывает «что» бытия человека, то личность указывает на «кто» и «как» бытия. Быть личностью означает: 1) быть иным, самим собой, уникальным бытием; 2) быть в общении, в отношении. Инаковость в антропологии, как и инаковость в учении о Троице, неразрывна с общением, с отношениями: «инаковость и общение совпадают» (Zizioulas. 2006. Р. 42, 54). Идентичность личности утверждается только через отношения.
Сотериология
В отличие от всего остального творения, Бог создаёт человека посредством призыва (Zizioulas. 2006. Р. 41). Этот призыв есть одновременно и отношение, и приведение в бытие конкретной инаковости – Адама. Творение Богом Адама посредством призыва есть конституирование его как личности, дарование Адаму инаковости и свободы вступать в отношения с Богом и другими личностями тем или иным образом. Для Зизиуласа личность – это всегда дар Другого, «который онтологически "предшествует" и в этом смысле является "бо́льшим", чем получатель», что предполагает онтологическую асимметрию отношений (Zizioulas. 2006. Р. 144).
Наделённый свободой Адам ответил на призыв Бога отрицательно. Отвержение Бога Адамом – это отказ от признания Другого конститутивным элементом своего бытия. Этот отказ нарушил асимметрию отношений: «самость получила онтологический приоритет перед Другим» (Zizioulas. 2006. Р. 43). Человек из личности, бытие которой есть инаковость в общении и потому неразрывно связано с Другим, превратился в индивида, замкнутую на себе «монаду», которая для своего существования и идентичности не нуждается в Другом. В силу неразрывности онтологической связи инаковости и общения, отказ от отношений с Богом стал для Адама отвержением своей инаковости, отказом от уникальности бытия, что равнозначно отказу от бытия вообще, т. е. смерти.
Другое следствие отказа от общения человека с Богом – это конфликт в человеческом существовании между особенным и общим, подчинение личности природе (Zizioulas. 2006. Р. 55). В результате грехопадения человечество сохраняет своё существование за счёт того, что общее (человеческая природа) предшествует особенному (конкретной личности): «человеческая природа порождает конкретные существа, своеобразие которых проистекает из смерти других своеобразий и само устроено таким образом, чтобы производить другие своеобразия ценой утраты собственного» (Zizioulas. 2006. Р. 57), общее поглощает особенное, имеет над ним приоритет.
Последствия грехопадения преодолеваются спасительным действием Бога. В спасении человека участвует вся Троица. Воплощение – это движение от Отца через Сына в Святом Духе обратно к Отцу: Отец волит, Сын посредством Святого Духа воплощается и собирает в единство с собой творение (Zizioulas. 2008. Р. 108). В воплощении Сын, оставаясь Богом, воспринимает (воипостазирует) в своё божественное лицо человеческую природу [в одном лице (Иисус Христос) 2 природы: божественная и человеческая]. Так как в воплощении Сын остаётся одним из Троицы, Личностью, пребывающей в общении с Отцом и Святым Духом, то своим воплощением он в самом себе восстанавливает общение человека с Богом. В то же время человеческая природа Христа реализуется в божественной личности (в Сыне) свободно, без природной необходимости, поэтому общее (человеческая природа) не предшествует особенному (конкретной личности), тем самым во Христе преодолевается примат общего над особенным.
Приобщение людей к плодам спасительного действия Бога происходит не механически: спасение – это для Зизиуласа всегда вопрос взаимоотношений личностей, действующих свободно (Zizioulas. 2008. Р. 109). Человек, свободно вступая в общение со Христом, преодолевает свою индивидуальность, замкнутость на себе, становится подлинной личностью – инаковостью в общении. Это общение человека как личности со Христом – Личностью – обеспечивает их единство. В силу двойной «направленности» общения Христа – и с человеком, и с божественными лицами (Отцом и Святым Духом) – человек становится соучастником божественной жизни, «только не в природном или субстанциальном, а в личностном смысле» (Zizioulas. 1985. Р. 50). Подлинное общение человека со Христом, «участие в общении с Богом», по Зизиуласу, возможно только в Церкви (Zizioulas. 2008. Р. 116), поэтому учение о спасении неразрывно связано с учением о Церкви (Zizioulas. 2008. Р. 116–117).
Экклезиология
Отправная точка и основной принцип учения о Церкви у Зизиуласа – это утверждение, что её бытие устроено по образу бытия Троицы (Zizioulas. 1985. Р. 19). Такая принципиальная установка приводит его к следующим выводам: между триадологией и экклезиологией есть прямая связь (Zizioulas. 1985. Р. 134); как бытие Бога есть общение трёх лиц, так и бытие Церкви есть событие общения личностей. Модель отношений лиц Троицы становится у Зизиуласа образцом для отношений внутри Церкви: «Как в Троице само бытие Бога есть движение от Отца к Сыну и Духу, которое в конечном итоге возвращается к личности Отца, так и в Церкви всё движется от служения, отражающего и олицетворяющего Отца, к другим членам Церкви, дабы в конце концов всё это возвратилось к "Отцу Небесному"» (Zizioulas. 2006. Р. 147–148). При этом под «служением, олицетворяющим Отца» подразумевается предстоятель на Евхаристии, а предстоятель на Евхаристии для Зизиуласа – это епископ (Евхаристия, на которой в роли предстоятеля выступает пресвитер, есть лишь продолжение епископской Евхаристии). Епископ занимает центральное место на Евхаристии: он сидит «на месте Бога», его окружают пресвитеры – «на месте собора апостолов», «народ Божий» располагается напротив епископа, (Zizioulas. 1985. Р. 152–153), диаконы занимают промежуточное положение между епископом и «народом Божиим», а все вместе они соединяются Святым Духом в единое Тело Христа.
Епископ на Евхаристии не только «олицетворяет Отца», но и является «иконой Христа». При этом Христос для Зизиуласа есть «корпоративная личность» (corporate personality), т. е. «соборная» личность, в которую Святым Духом инкорпорируются (входят в онтологическое единство, при сохранении своей инаковости; становятся «одним», оставаясь «многими») все участники Евхаристии, тварные личности, свободно вступившие с ним в общение. Как Христос есть одновременно и «один» – конкретная Личность (Сын), и «многие» – инкорпорированные в Него личности, так и епископ как «икона Христа» одновременно и «один» – член евхаристической общины, и «многие» – тот, кто перед престолом представляет в своём лице всю общину. Епископ, будучи «корпоративной личностью», с одной стороны, немыслим без общины (Zizioulas. 2010. Р. 244), благодаря которой он и является «корпоративной личностью»; с другой стороны, именно благодаря епископу как «иконе Христа» община становится «Церковью Божией» (Zizioulas. 2010. P. 246). Именно епископское служение, по мнению Зизиуласа, объединяет евхаристическую общину, делает её кафолической.
Зизиулас отождествляет евхаристическое собрание с Церковью: «где совершается Евхаристия, там и Церковь в своей полноте как Тело Христово» (Зизиулас. 1993. С. 51). Каждое местное собрание, которое возглавляется епископом и в котором совершается Евхаристия, есть целостная, кафолическая Церковь. При этом местная (локальная) церковь и вселенская (универсальная) Церковь соотносятся не как часть и целое или «единство в сумме», но как «единство в тождестве» (Zizioulas. 1985. Р. 158), местная церковь есть конкретное выражение вселенской.
В то же время местная церковь не может считаться Церковью, если она не открыта к общению с остальными местными церквами. Это общение местных церквей между собой обеспечивается тождеством «Тела Христова» в каждом евхаристическом собрании и подтверждается участием в евхаристическом собрании одной местной церкви епископов других местных церквей.
Когда в евхаристическом собрании служат несколько епископов или когда собирается Собор (Синод) епископов, то необходимо признавать первого из них как главу, которому отводится роль предстоятеля на Евхаристии и даётся «первенство чести» как «олицетворяющему Отца» (по образу бытия Троицы). Это «первенство чести» должно отдаваться и предстоятелю исторически сложившихся церковных структур: митрополий, архиепископий, экзархатов, патриархатов. Принцип первенства Зизиулас распространяет и на уровень глав православных поместных церквей, где «первенство чести» он отдаёт патриарху Константинопольскому.