Карсавин Лев Платонович
Карса́вин Лев Плато́нович [30.11(12.12).1882, Санкт-Петербург – 20.7.1952 (по другим данным, 17.7.1952), концлагерь Абезь, Коми АССР], российский историк-медиевист, философ и богослов. Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра П. К. Карсавина; брат Т. П. Карсавиной, внучатый племянник А. С. Хомякова. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1906), ученик И. М. Гревса. В 1910–1912 гг. работал в библиотеках и архивах Италии и Франции, затем преподавал в Санкт-Петербургском университете (экстраординарный профессор с 1918), в Историко-филологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах. В работах, посвящённых религиозной жизни западного Средневековья, в том числе истории францисканства, а также сект и ересей 12–13 вв. («Очерки религиозной жизни в Италии в XII–XIII вв.», 1912; «Монашество в средние века», 1912; «Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии», 1915, 2-е изд., 1997; «Культура средних веков», 1918), Карсавин стремился к целостной реконструкции мировоззрения, поведения и образа жизни человека конкретной эпохи, во многом предвосхитив методологию французской школы «Анналов» с её концепцией «исторической антропологии».
В годы Первой мировой войны и революции Карсавин постепенно перешёл от медиевистики к философским и богословским проблемам («Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире и человеке», 1919; «Восток, Запад и русская идея», 1922; «Noctes Petropolitanae», 1922, – лирико-философские монологи, посвящённые метафизике любви). В 1922 г. в составе большой группы философов, учёных и общественных деятелей Карсавин был выслан в Германию. В 1922–1926 гг. в Берлине читал лекции в руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии и Русском научном институте, опубликовал в 1923 г. сочинения «Диалоги», «Философия истории», «Джордано Бруно», а в 1925 г. – «О началах (Опыт христианской метафизики)» (2-е изд., 1994). В 1926–1928 гг. во Франции, в Кламаре (близ Парижа). В 1925–1929 гг. активно сотрудничал с евразийским движением в качестве одного из ведущих идеологов его левого крыла. С 1928 г. в Литве, профессор всеобщей истории в Каунасском университете. Его метафизика получает окончательную форму в сочинении «О личности» (1929) и в лирико-философских медитациях «Поэмы о смерти» (1931). В 1930-х гг. работал над оставшейся незавершённой фундаментальной «Историей европейской культуры» (на литовском языке; т. 1–5, 1931–1937; русский перевод т. 1, 2006). В 1940 г. вместе с университетом переезжает в Вильнюс. После увольнения из университета (1946) директор Вильнюсского художественного музея. В 1949 г. арестован. Умер в инвалидном лагере, где создал ряд небольших религиозно-философских сочинений; в образовавшемся вокруг него кружке заключённых обсуждались темы искусства, философии, религии (известно по опубликованным заметкам его ученика и последователя А. А. Ванеева).
Созданная Карсавиным система христианской метафизики складывалась в русле идущей от Вл. С. Соловьёва философии всеединства с преимущественной опорой на концепцию Николая Кузанского, прежде всего на его понятие «стяжённости» (contractio). Совокупность всех частей всеединства (называемых у Карсавина «моментами», или «качествованиями») образует сложную иерархическую систему, где низшие моменты суть части высших; они актуализируют или индивидуализируют в себе высшие моменты, которые «стяжённо» присутствуют как некое целое в низших. Принцип всеединства подчинён у Карсавина принципу триединства (всеединство как статичный аспект триединства – динамического принципа становления и развития), которое в своей полноте и совершенстве отождествляется с Богом как Пресвятой Троицей, а также с бытием личности. Несовершенной реализацией триединства признаётся любой субъект развития: не только индивид, но и социальная группа, нация, Церковь, совокупное человечество. Такие коллективные субъекты Карсавин именует «симфоническими личностями», и их анализ на базе иерархической модели всеединства составляет основу его социальной философии и философии истории, которая имеет своим содержанием «развитие человечества как всеединого, всепространственного и всевременного субъекта» (Карсавин Л. П. Философия истории. Санкт-Петербург, 1993. С. 88).
Три стадии триединства раскрываются у Карсавина как «первоединство – саморазъединение – самовоссоединение» (своеобразное преломление неоплатонической триады «пребывание – выступление – возвращение»), причём центральная из этих стадий означает небытие, смерть. Сотворённый мир связан с Богом как несовершенство с совершенством; наделение твари бытием – самоотдача и жертвенная смерть Бога, акт любви Его к твари; смысл же тварного бытия – ответный жертвенный акт, в котором тварь свободной волей возвращает бытие Богу, принимает смерть и обретает «жизнь через смерть». Без добровольного жертвенного прохождения через смерть никакое сущее не может достичь своего бытийного назначения: без смерти нет ни полноты любви, ни полноты бытия. Видоизменившись, душевно-телесное единство личности, её самосознание сохраняется и за гробом, вплоть до воскресения во плоти и обожения, когда весь преображённый человек вводится во всевременную полноту Божественного бытия. Концепция Карсавина сыграла видную роль в актуализации антропологии отцов Церкви, согласно которой лишь через приобщение к Богу (воипостазирование, по Карсавину – «лицетворение») человек может обретать личность («богословие личности» В. Н. Лосского и др.).