Лотце Рудольф Герман
Ло́тце Рудо́льф Ге́рман (Rudolf Hermann Lotze) (21.5.1817, Бауцен – 1.7.1881, Берлин), немецкий философ и психолог. Родился в семье военного врача. Окончил Лейпцигский университет (1840), где изучал медицину и философию. Профессор в университетах Лейпцига (1842) и Гёттингена (с 1844). Автор книг «Метафизика» («Metaphysik», 1841), «Логика» («Logik», 1843), «Общая патология и терапия как механические науки о природе» («Allgemeine Pathologie und Therapie als mechanische Naturwissenschaften»,1842), «Медицинская психология, или Физиология души» («Medizinische Psychologie, oder Physiologie der Seele», 1852), «Микрокозм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества» («Mikrokosmos: Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit», Bd 1–3, 1856–1864; рус. пер., части 1–3, 1866–1867), работ по истории немецкой философии и эстетики.
Опираясь на монадологию Г. В. Лейбница, а также идеи И. Канта, И. Ф. Гербарта и других, Лотце попытался соединить традиции немецкого идеализма с естественно-научными воззрениями. В противовес Ф. В. Шеллингу, полагавшему, что законы механики действуют только в неорганическом мире, Лотце одним из первых заговорил о «механизме» в биологии, считая его, однако, лишь средством для реализации телеологических закономерностей. Решая проблему пространственной определённости чувств, Лотце выдвинул идею «локального знака»: каждое ощущение, помимо своей качественной определённости, обладает собственной интенсивностью, что связано с его локализацией. Контакт кожной поверхности с предметом вызывает появление локального знака, который, тем не менее, не является пространственным. В «Микрокосме» Лотце ставил задачу создания «механики общества», которая расширила бы психологию за пределы индивидуума.
Согласно Лотце, противоречия философских систем являются кажущимися и могут быть представлены как аспекты единого предмета метафизики. При этом необходимо разделить различные понятия бытия: 1) бытие в логическом смысле; 2) реальное бытие (подчиняющееся каузальным законам); 3) трансцендентное бытие (телеологическое). Соответственно этим трём родам бытия выделяются три мира: 1) истины; 2) действительности и 3) ценности (понятие, введённое Лотце и ставшее затем одним из центральных в неокантианстве). Эти три мира отделены друг от друга только в человеческом мышлении, но не в реальности, ценности осуществляются в действительном мире с помощью каузальных средств. Истинным может быть только то, что отвечает требованию «желать быть ради себя самого», а значит, является чем-то бо́льшим, нежели логическая необходимость; единство фактов и ценностей явлено в Боге. Необходимо возвращение к «целостному духу», который уже присутствует в философии, причём он скорее вспоминает о своей истине, обладает ею и практикует её, нежели знает её (идея анамнесиса Платона). Любая специфическая область исследования, наряду с методами своей науки, требует также и философского исследования, обращающегося к смыслу (Sinn) и значению (Bedeutung) явлений. Рассматривавшаяся Лотце проблема объективной значимости логических форм стала важной для последующего развития немецкой философии (особенно для феноменологии Э. Гуссерля). Вплоть до Первой мировой войны Лотце считался одним из виднейших представителей послегегелевской метафизики в Германии.