Аскольдов Сергей Алексеевич
Аско́льдов Серге́й Алексе́евич (настоящая фамилия Алексеев) [25.2(9.3).1871, Москва – 15.5.1945, по другим сведениям, 23.5.1945, Потсдам], российский религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1895), работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акциза. С 1908 г. член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902; статья «Философия и жизнь») и «Из глубины» (1918; статья «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом университете. Сотрудничал с журналом «Мысль» (1922), альманахом «Литературная мысль» (1922–1925). В 1920-х гг. входил в тайное религиозно-философское общество «Братство преподобного Серафима Саровского». В 1928 г. арестован, находился в ссылке в Коми, с 1933 г. – в Новгороде. Во время оккупации в 1941 г. переехал в Ригу, жил в Праге, затем в Германии (в Потсдаме). Когда в 1945 г. работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мёртв.
Первое философское сочинение Аскольдова – «Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900) – написано всецело под влиянием монадологического панпсихизма А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов» (1912). В центре его книги «Мысль и действительность» (1914; степень магистра философии в Московском университете) – критика кантовского трансцендентализма, призванная расчистить место для персоналистической религиозной метафизики, которая должна основываться не на обезличенном «трансцендентальном субъекте», а на личностном «индивидуальном субъекте». По мнению Аскольдова, познание должно быть символично, ибо предмет философского познания трансцендентен; исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта Аскольдов призывал вернуться к философам более ранних эпох – Лейбницу, Плотину и Аристотелю.