Олпорт Гордон
О́лпорт Го́рдон, Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport) (11.11.1897, Монтезума, штат Индиана – 9.10.1967, Кембридж, штат Массачусетс), американский психолог, профессор Гарвардского университета. Один из основоположников психологии личности, автор теории черт личности, исследователь предубеждений и дискриминации, сооснователь гуманистической психологии.
Детские и юношеские годы
Отец Гордона – Джон Эдвард Олпорт (John Edward Allport, 1863–1923), английского происхождения, врач. Мать – Нелли Эдит Олпорт, урождённая Уайз (Nellie Edith Allport Wise, 1862–1942), имела немецко-шотландские корни, учительница, домохозяйка. У Гордона было три старших брата: Харолд (Harold, 1889–1961), Флойд (также известный психолог) и Файет (Fayette Ward, 1893–1957).
Гордон вырос в религиозной семье, где детям прививались ценности упорного труда, служения другим людям, образования, скромности в бытовой жизни, воздержания от вредных привычек. Дом нередко посещали миссионеры, члены религиозных организаций. Семья несколько раз переезжала, осенью 1903 г. она обосновалась в Кливленде, штат Огайо. В доме, в котором они жили, отец обустроил клинику, дети часто выступали его ассистентами. Позже Г. Олпорт отмечал, что детский опыт стал неотъемлемой частью его образования.
Учился в государственных школах Кливленда. Был застенчивым ребёнком, дети часто высмеивали его из-за того, что он имел физический недостаток (у него от рождения было восемь пальцев на ногах). В школьные годы Олпорт основал типографию, был редактором школьной газеты. В 1915 г. окончил среднюю школу Гленвилла (восточного района Кливленда), заняв 2-е место в рейтинге из ста выпускников. Получив стипендию на университетское обучение, в сентябре 1915 г. поступил в Гарвардский университет, где его старший брат Флойд в это время готовил докторскую диссертацию по психологии.
В 1915–1919 гг. Г. Олпорт изучал в Гарвардском университете экономику. Курс психологии ему преподавал Г. Мюнстерберг, руководитель лаборатории психологии (Флойд Олпорт был его ассистентом). В учёбе и общественной работе Г. Олпорт проявил интерес к социальной этике. Был волонтёром в молодёжных организациях ассоциации молодых христиан YMCA (Young Men’s Christian Association) и в службе пробации в Бостонском суде по делам несовершеннолетних (Boston Juvenile Court), помогал иностранным студентам, работал в Обществе защиты животных. В конце Первой мировой войны был членом Студенческого армейского учебного корпуса, совмещал учёбу с военной подготовкой, но служить в Европе ему не пришлось.
Профессиональное становление
В 1919 г. Г. Олпорт получил степень бакалавра по философии и экономике. После окончания учёбы в течение года преподавал английский язык и социологию в Роберт-колледже в Константинополе, Турция (ныне Американский Роберт-колледж и Босфорский университет в Стамбуле).
В 1920 г. вернулся из Константинополя в Гарвард. По дороге посетил Вену, чтобы встретиться с З. Фрейдом; эта встреча привела к разочарованию в психоанализе. В Гарвардском университете продолжил обучение по социальной этике и психологии. Первая научная публикация «Черты личности: их классификация и измерение» (Allport. 1921) была написана в соавторстве со старшим братом Флойдом. Получил степень магистра (1921), а затем докторскую степень за работу «Экспериментальное исследование черт личности: с акцентом на проблеме социальной диагностики» (1922). Научным руководителем Г. Олпорта был Герберт Лангфельд (Herbert S. Langfeld, 1879–1958).
За свои успехи Г. Олпорт был удостоен стипендии Шелдона (Sheldon Traveling Fellowship) для 2-летней академической поездки в Европу. Год провёл в Германии: в Берлине (в школе гештальтпсихологии, а также у К. Штумпфа и М. Дессуара) и в Гамбургском университете (у В. Штерна и Х. Вернера); второй год – в Великобритании, в Кембриджском университете.
В 1924 г. вернулся в Гарвард, начал преподавать социальную этику и психологию; сам Олпорт и некоторые исследователи считают, что его курс «Личность: психологические и социальные аспекты» был первым учебным курсом по психологии личности в университетах США.
В 1925 г. Олпорт женился на Аде Лафкин Гоулд (Ada Lufkin Gould, 1898–1975), клиническом психологе и социальном работнике; в 1927 г. у них родился сын Роберт (Robert Bradlee Allport, 1927–2016), который в дальнейшем стал педиатром, специализировался на помощи детям с умственными и физическими отклонениями.
В 1926–1930 гг. Г. Олпорт был доцентом психологии в Дартмутском колледже, читал введение в психологию, а также курсы по социальной этике и психологии личности. В 1928 г. братья Олпорт опубликовали «Шкалу для измерения тенденций к доминированию и подчинению», один из первых личностных тестов. В 1929 г. Г. Олпорт участвовал в 9-м Международном психологическом конгрессе (Нью-Хейвен, США) с докладом «Что такое черта личности?» (Allport. 1931).
Академическая карьера в Гарвардском университете
В 1930 г. Г. Олпорт вернулся в Гарвардский университет, где преподавал до конца жизни. Здесь он стал ассоциированным профессором психологии (1937), затем – полным профессором (1942). В позднем периоде жизни (март 1966) он также получил звание почётного профессора по социальной этике.
В Гарвардском университете Олпорт стал влиятельной фигурой в области исследований на стыке психологии личности и социальной психологии. Так, он входил в комитет, основавший факультет социологии Гарварда (1931), в 1930-х гг. участвовал в создании Общества психологического изучения социальных проблем (The Society for the Psychological Study of Social Issues, SPSSI) как подразделения Американской психологической ассоциации (APA), был редактором журнала Journal of abnormal and social psychology («Журнал патологической и социальной психологии»).
С 1937 г. возглавлял комитет APA по перемещённым иностранным психологам, помогал бежавшим из Германии коллегам найти убежище в Соединённых Штатах или Южной Америке; в частности, помог К. Левину и В. Штерну. Вскоре после Второй мировой войны (январь 1946) Г. Олпорт, Г. Мюррей, социолог Т. Парсонс и антрополог К. Клакхон с целью расширения междисциплинарных исследований в социальных науках создали в Гарварде новый факультет социальных отношений.
Олпорт особенно ценил атмосферу научного общения в Гарварде, прежде всего с медиком Р. Каботом (Richard Clarke Cabot, 1868–1939), психологами Э. Борингом, У. Макдугаллом, Г. Мюрреем, социологом П. А. Сорокиным. Он участвовал в обсуждениях аспирантских исследований в объединении The Group Mind («Групповой разум»), позже руководил исследованием молодёжи Кембридж – Сомервилл (Cambridge–Somerville Youth Study). Олпорт работал не только со своими диссертантами, но помогал и другим. В течение многих лет он был председателем комитета по присуждению учёных званий, заботился о соблюдении стандартов по психологии, языкам, статистике и биологии для студентов по клинической, социальной психологии и психологии личности. Стал попечителем Фонда Эллы Лиман Кабот для поддержки людей, создающих новые проекты в области науки, искусства и социального служения.
Академическая активность вне Гарварда
Олпорт являлся членом многих международных психологических организаций, участвовал в программах различных университетов и профессиональных объединений. Принимал участие в конференциях «Топологической группы» К. Левина. Рассматривая религию с точки зрения гуманитарных наук, выступал в рамках Лоуэлловских лекций в Институте Лоуэлла (весна 1947), Мерриковских лекций в Уэслианском университете, Огайо (1948–1949), лекторской группы Терри в Йельском университете (1954). Как стипендиат Института социальных исследований Натальского университета (ныне Университет Квазулу-Натал, ЮАР), вместе со своим учеником Т. Петтигрю (Thomas Pettigrew) полгода работал в Южной Африке (1956), где проводил кросс-культурные исследования, а также читал лекции по программе лектория Хорнле (the Hoernlé Lecture in South Africa).
На конференции профессиональной ассоциации психологов Германии (Гамбург, 1961) лекция Олпорта «Общее и своеобразное в психологической практике» стала знаком благодарности за вклад Германии в его образование.
Олпорт является автором декларации «Человеческая природа и мир», которую в конце войны подписало 2038 психологов (1945).
Основные работы
Первая работа Олпорта, получившая широкую известность, – разработанный совместно с Ф. Верноном тест-опросник «Исследование ценностей» (The Allport-Vernon Study of Values. 1931), позволяющий строить индивидуальный профиль личности на основании предпочтений шести категорий ценностей. Много позже это исследование получило своё развитие, а тест был пересмотрен авторами в связи с идеей Олпорта о функциональной автономии мотивов (Allport. 1960).
Первая монография Олпорта, «Исследования выразительного движения» («Studies in Expressive Movement», 1933, также в соавторстве с Ф. Верноном), представляла собой попытку связать внутренние диспозиции личности с внешними выразительными движениями, в том числе мимикой и особенностями почерка; с точки зрения авторов, индивидуальные особенности экспрессивных движений являются наиболее естественным ключом к изучению личности.
В 1930-х гг. Олпорт много выступал на радио. Книга «Психология радио» («The Psychology of Radio», 1935, в соавторстве с Х. Кантрилом) содержит рассуждения об этом новом средстве влияния на психику человека и общество, описывает исследования вкусов и привычек слушателей, половых различий в восприятии радио, проявлений особенностей личности в голосе диктора, восприятия материала при чтении и прослушивании, а также касается прикладных вопросов эффективности радиовещания в целях рекламы, образования, развлечения.
В 1937 г. опубликована монография «Личность: психологическая интерпретация» («Personality: A psychological interpretation»), в которой Олпорт изложил основное содержание своей теории, впоследствии получившей широкое признание. Главная тема работы – уникальность личности, которая рассмотрена с точки зрения наследственности, структуры личности (при этом особое внимание уделено чертам характера, диспозициям), особенностей развития личности и её зрелости; описаны методы экспериментального исследования личности. Базовыми понятиями в работе являются согласованность признаков личности на разных уровнях – внутреннем (диспозиционном), поведенческом и экспрессивном, а также функциональная автономия мотивов.
Во время Второй мировой войны Олпорт сотрудничал с Комитетом по чрезвычайным ситуациям (The Emergency Committee in Psychology) при Американской психологической ассоциации, проводил исследования морального духа американцев, вёл ежедневную колонку для Boston Traveler, которая реагировала на слухи среди горожан. Обратив внимание на то, что слухи могут усиливать личностные предубеждения и групповой антагонизм, провёл серию семинаров по расовым отношениям для Бостонского полицейского управления. В результате этой деятельности возникла работа «Психология слухов» («The psychology of rumor», 1947, в соавторстве с Л. Постманом). Слухи в ней рассматриваются как одна из форм человеческого общения, отдельные главы посвящены слухам в военное время, экспериментальным исследованиям свидетельских показаний.
Следующей значительной работой Олпорта явилась книга «Человек и его религия» («The individual and his religion», 1950), в которой автор анализировал значение ценностей в психологии религиозных убеждений, возможности сотрудничества психологии и религии в деле улучшения характера, а также религиозные чувства и убеждения зрелой личности. Позже Г. Олпорт и Дж. М. Росс создали шкалу для оценки религиозной ориентации человека (Allport. 1967).
Книга «Природа предубеждения» («The Nature of Prejudice», 1954), во многом основанная на опыте работы Олпорта с эмигрантами во время Второй мировой войны, посвящена изучению предубеждений и их влияния на межгрупповые отношения. Этнические стереотипы рассмотрены как частный случай когнитивного функционирования; начиная с этой работы когнитивный подход стал доминирующим в исследованиях предубеждений и дискриминации. Вопреки предшествующим исследованиям Олпорт показал, что взаимодействие между группами приводит к уменьшению предубеждений и снижению количества конфликтов. Олпорт также представил шкалу для описания поведенческого компонента предубеждений, выделил пять ступеней дискриминации большинством меньшинства: вербальное выражение антипатии; избегание контактов; активное исключение, лишение возможностей; насилие, физическое нападение; физическое уничтожение, истребление. «Природа предубеждения» – одна из самых читаемых книг в истории социальной психологии, она переведена на многие языки, к 2015 г. её цитировали не менее 20 тыс. раз. Влияние книги заметно в современных теориях социальной и групповой идентичности.
Одна из самых известных работ Олпорта – книга «Становление: основные положения психологии личности» («Becoming: Basic considerations for a psychology of personality», 1955), посвящённая П. Сорокину. В этой книге автор изложил свои взгляды на психологию становления и развития личности, дал своё представление о свободном человеке, показал, что человека невозможно исчерпывающе охарактеризовать в рамках одной – любой – концепции. Эта книга составила основу и дала название русскому изданию тома сочинений Олпорта (Олпорт. 2002), в который вошли также его автобиография, несколько ключевых статей и часть книги «Структура и развитие личности» («Pattern and Growth in Personality», 1961), являющейся обновлённым переизданием монографии «Личность» (Allport. 1937).
В 1940 г. Олпорт провёл в Гарварде семинар для молодых коллег по проблеме «Как должна писаться психологическая история жизни?», а в 1941 г. (совместно с А. Болдуином) – семинар по исследованию содержания писем с использованием факторного анализа. В 1965 г. вышла работа Олпорта «Письма от Дженни» («Letters from Jenny»), в которой он применяет свою теорию черт для исследования личной истории человека (по материалам 301 личного письма одной женщины).
Гордон Олпорт умер от рака лёгких за месяц до своего 70-летия.
Признание
Г. Олпорт был членом Американской академии искусств и наук (1933), президентом Американской психологической ассоциации (1939), Восточной психологической ассоциации (1942–1943), Общества психологических исследований социальных проблем (1944), а также директором Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (1947). Получил множество наград, среди которых Золотая медаль Американского психологического фонда (1963), премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1964). По результатам опроса 1951 г. он оказался вторым (после Фрейда) теоретиком личности, чья работа была признана непосредственно полезной для клинической практики. На 17-м Международном психологическом конгрессе (Вашингтон, 1963) 55 бывших докторантов Олпорта подарили ему двухтомник своих сочинений с благодарностью за уважение к их индивидуальности.
Г. Олпорт участвовал в становлении нескольких десятков известных психологов, но не создал «школу» последователей. Наиболее известными его учениками являются Дж. Брунер, С. Милгрэм, Роберт Уайт (Robert W. White, 1904–2001), Ф. Вернон, Алфред Болдуин (Alfred L. Baldwin, 1914–1998), Лео Постман (Leo Joseph Postman, 1918–2004), Гарднер Линдзи (Gardner Edmund Lindzey, 1920–2008), Томас Петтигрю (Thomas Fraser Pettigrew, род. 1931).
Книги Олпорта были переведены на 10 языков, в том числе греческий, норвежский, японский, корейский, русский. В исследовании цитируемости научных работ, опубликованном в начале 21 в. (The 100 Most Eminent Psychologists ... 2002), Олпорт занял 11-е место среди самых выдающихся психологов 20 в.
Премия Гордона Олпорта в области межгрупповых отношений (Gordon W. Allport Intergroup Relations Award from the Society for the Psychological Study of Social Issues) существует с 1968 г. и ежегодно присуждается за лучшую статью в области исследования межгрупповых отношений.
Вклад в психологию личности
Г. Олпорт внёс значительный вклад в современное понимание личности в психологии. Он представил первый обзор литературы по проблеме личности (1921), написал первую диссертацию по психологии личности (1922), читал один из первых курсов по психологии личности (с 1924), был соавтором одной из первых экспериментальных методик исследования личности (1928) и написал первый учебник по психологии личности (1937).
В поисках баланса между идиографическим и номотетическим подходами в исследованиях структурных и динамических индивидуально-психологических особенностей человека Олпорт предложил в качестве единицы анализа «личностную диспозицию» (черту, отличительное качество, которое является ключом к образу мышления, мотивации, поведению и уникальности человека). Он выделил три типа (иерархических уровня) диспозиций:
кардинальные диспозиции (немногие главные темы, которые влияют практически на каждый поступок, определяют эмоции, поведение и личность в целом);
центральные диспозиции (5–10 типичных характеристик, проявляющихся в широком диапазоне ситуаций);
второстепенные диспозиции (менее заметные, проявляющиеся только в некоторых ситуациях).
Олпорт проводил различие между внутренними силами, влияющими на мысли и чувства человека (в его терминах «генотипами»), и внешними силами («фенотипами»), а также между влечениями (связанными с бессознательным и детским поведением) и мотивами (развивающимися по мере взросления). Мотив может стать независимым от исходного влечения – эта идея легла в основу концепции функциональной автономии мотивов.
В своей теории Олпорт не использует понятия «Я», «эго», «самость» (self), внутреннее единство всех аспектов личности он описывает как «проприум» (proprium; этот термин не получил распространения в психологии). Олпорт описывает семь проприативных функций и связывает их с периодами развития личности:
ощущение своего тела, которое формирует чувство собственных границ (первые 2 года жизни);
самоидентификация, ощущение себя одним и тем же человеком, имеющим постоянное имя, прошлое, настоящее и будущее (также первые 2 года жизни);
самооценка, признание собственной ценности для себя и других (от 2 до 4 лет);
саморасширение, присвоение родителей, предметов, людей, идей, событий, ценностей как своих, принадлежащих себе, «моего» (между 4 и 6 годами);
образ себя, в том числе в глазах других людей, в динамике от настоящего к будущему; становление «идеального Я», совести (между 4 и 6 годами);
рациональное преодоление, способность рационально и эффективно справляться с жизненными проблемами (от 6 до 12 лет);
личные стремления, мотивация; цели, идеалы, планы, понимание призвания приводят к кульминации – ощущению себя хозяином собственной жизни (после 12 лет).
Последующие теории черт личности, в частности нашедшая широкое применение в современной психологии модель «Большая пятёрка», находят свои истоки в теории личности Г. Олпорта.
Влияние на гуманистическую психологию
Поскольку Г. Олпорт подчёркивал ценность и уникальность каждого человека, принимал участие в психологических конференциях и изданиях гуманистической и экзистенциальной направленности, его нередко относят к представителям гуманистической психологии. По-видимому, Олпорт был первым психологом, начавшим употреблять термин «гуманистическая психология» («humanistic psychology»). Завершая свою статью «Некоторые руководящие принципы понимания личности», Олпорт писал: «Если знание людей – это искусство, то, похоже, это то искусство, которое, как и медицина, может быть изложено и передано другим и которое можно и нужно включить в новый, более широкий тип гуманистической психологии» (Allport. 1930. P. 127). Олпорт использовал этот термин и в более поздних работах, особенно в 1950-х гг.
В одной из основных своих работ, «Мотивация и личность» (1954), А. Маслоу несколько раз ссылался на идеи Олпорта; они оба искали для психологии альтернативный путь между парадигмами бихевиоризма и психоанализа, заложили теоретические основы этого нового, «третьего» пути.
Олпорт принимал активное участие в симпозиуме по экзистенциальной психологии APA (Цинциннати, 1959), выступал в дискуссиях, редактировал сборник выступлений на этом форуме (опубликован в 1961, главный редактор Р. Мэй). Именно с этим симпозиумом связывают появление гуманистической психологии как «третьей силы». В 1963 г. Олпорт помогал в организации грантовой поддержки для Ассоциации гуманистической психологии, в 1964 г. принимал участие в Сейбрукской конференции (Олд-Сейбрук, Коннектикут), первой конференции по гуманистической психологии, организованной Ассоциацией гуманистической психологии, – событии, значимом для закрепления академического статуса этого, в то время нового, направления психологии.
Работы Г. Олпорта в области психологии личности вошли в теоретический базис гуманистической психологии, а организационные усилия помогли её институционализации. Однако отнести Олпорта к числу представителей этого направления было бы неправильно. Он сам обозначал свою научную стратегию как открытую, эклектичную. В докладе «Плоды эклектизма. Горькие или сладкие?» (1964) он приводил аргументы в пользу того, что тенденция к систематическому эклектизму (systematic eclecticism) открывает возможности для решения фундаментальных проблем психологии в будущем – достижения всестороннего понимания, создания всеобъемлющей метатеории (comprehensive metatheory) природы человека, что невозможно в рамках одного, даже самого современного, направления.