Ламанова Надежда Петровна
Ла́манова Наде́жда Петро́вна (в 1-м браке Андруцкая, во 2-м – Каютова) [14(26).12.1861, село Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии, ныне Первомайского района Нижегородской области – 15.10.1941, Москва; похоронена на Ваганьковском кладбище], российский модельер, художник-технолог костюмов для театра и кинематографа, основательница российской школы моделирования одежды.
Старшая из пяти дочерей помещика Петра Михайловича Ламанова (1817–1884), подполковника Белорусского гусарского полка, и Надежды Александровны, урождённой Лишевой (1840 – предположительно 1886), дочери генерал-майора А. И. Лишева.
Когда девочкам пришло время получать образование, семья переехала в Нижний Новгород, где Ламанова в 1878 г. окончила 8 классов Мариинской женской гимназии 1-го разряда по специальности «учитель географии» с правом преподавания в школе. В это время одна за другой родились две младшие сестры, вышедший в отставку отец болел, семья остро нуждалась в средствах. Ламанова должна была содержать сестёр.
В 1883 г. она приехала в Москву и год обучалась кройке и шитью в школе О. А. Суворовой. Затем год работала закройщицей у известной портнихи Т. С. Войткевич, приобрела популярность у заказчиц благодаря профессиональному мастерству и умению представить дам в выгодном свете. В 1885 г. открыла свою первую мастерскую женской одежды в доме П. Н. Батюшкова в Хлыновском тупом переулке [ныне угол Хлыновского переулка и Большой Никитской (Большая Никитская, 24/1)], за 4 года работы штат увеличился с 11 до 38 мастериц. Ламанова использовала метод наколки (метод макетирования, или муляжный метод), который существует и в 21 в. (платье создаётся на манекене или непосредственно на заказчице без лекал).
Работая в стиле модерн, Ламанова никогда не копировала зарубежные образцы, стремилась создать художественный образ, учитывала внешность, стиль жизни и личность заказчицы, уделяла внимание удобству. Наиболее ранние из сохранившихся работ Ламановой – платья императрицы Александры Фёдоровны (1895–1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1898 г. Ламановой досрочно (через шесть лет вместо положенных восьми) присвоено звание поставщицы Её Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Фёдоровны, в 1904 г. – поставщицы Её Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны.
Благотворительным начинанием Ламановой была бесплатная школа для девочек при её мастерской, где те, кроме обучения кройке и шитью, получали общее образование (школа работала в 1898–1917). С 1893 г. она выступала попечительницей школы кройки при благотворительном обществе «Московский муравейник» А. Н. Стрекаловой.
Мастерская Ламановой сменила в Москве несколько адресов: дом Черневой (ныне Большая Никитская улица, 9/15/2; 1886–1889), дом Фишера (улица Большая Дмитровка, 11; 1890–1897), дом Адельгейм (улица Большая Дмитровка, 23; 1898–1908). Дело росло, после 1908 г. штат мастерской увеличился до 300 служащих. Здесь занимались как шитьём на заказ, так и производством готовой одежды. Ламанова приобрела участок на Тверском бульваре (ныне дом 10, строение 1), где выстроила четырёхэтажный дом в стиле неоклассицизма (1908, архитектор Н. Г. Лазарев): первые три этажа занимало ателье с демонстрационным залом, магазином готовой одежды, пошивочным цехом, благотворительной школой портновского дела для девочек, на четвёртом располагались квартиры самой Ламановой с мужем – А. П. Каютовым, юристом, соучредителем Московского автомобильного общества, и их родных.
Клиентками Ламановой были представительницы Императорского дома, дамы аристократического круга, состоятельные дворянки, супруги банкиров и крупных коммерсантов. Среди них, помимо императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, были великая княжна Мария Павловна младшая, княжна З. Н. Юсупова (с 1882 графиня Сумарокова-Эльстон, с 1885 княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон), княжна В. А. Долгорукова (в замужестве Кочубей), Н. С. Брасова (урождённая Шереметьевская; супруга великого князя Михаила Александровича), А. Г. Сиверс (урождённая Эшен, во 2-м браке Шереметева, в 3-м – княгиня Вяземская), Е. П. Носова (урождённая Рябушинская), М. К. Морозова (урождённая Мамонтова), З. Г. Морозова (урождённая Зимина), Г. Л. Гиршман (урождённая Леон).
Заказывали вечерние наряды у Ламановой балерины Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер, В. А. Каралли, оперная певица Л. Кавальери, эстрадная певица А. Д. Вяльцева, эстрадная танцовщица и киноактриса Э. Э. Крюгер, киноактрисы В. В. Холодная и В. В. Карахан (урождённая Дженеева), театральные актрисы М. Ф. Андреева, О. Л. Книппер-Чехова, А. Г. Коонен, Ц. Л. Мансурова, О. В. Гзовская.
Круг заказчиц Ламановой запечатлён на портретах кисти В. А. Серова и К. А. Сомова, где они изображены в платьях её авторства. Это М. Н. Ермолова (1905, Третьяковская галерея, Москва), Е. А. Балина (изображена в «платье-импровизации», созданном специально для этого портрета Ламановой совместно с Серовым; 1911, Нижегородский государственный художественный музей) и Е. П. Носова (1911, Третьяковская галерея). Сама Ламанова заказала Серову свой графический портрет к 50-летию (1911; остался незаконченным из-за смерти художника; был завещан Ламановой её близкой подруге В. И. Мухиной; местонахождение неизвестно).
Ламанова шила наряды для костюмированного бала в честь 290-летия дома Романовых в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге 11(24) и 13(26) февраля 1903 г., куда гости должны были явиться в одеждах в духе эпохи царя Алексея Михайловича. Она создала костюмы для княжны В. А. Долгорукой (фрейлины великой княгини Ксении Александровны; летник ныне хранится в Эрмитаже), графини С. А. Ферзен (урождённой Долгорукой), графини Н. Ф. Карловой (урождённой Вонлярлярской).
В целях совершенствования своего мастерства Ламанова ежегодно ездила в Париж (предположительно с начала 1890-х гг.), где приобретала ткани для своего ателье, знакомилась с работами ведущих домов моды. Близкая дружба сложилась у неё с молодым, но уже известным кутюрье, новатором П. Пуаре. В 1911 г. она принимала его в Москве, о чём сохранились его воспоминания (Пуаре П. Одевая эпоху. Москва, 2011. С. 147–148).
После Октябрьской революции 1917 г. она продала дом на Тверском бульваре, рассчиталась с сотрудниками, оставшуюся часть денег вложила в Московский народный банк. Ламанова, её муж и его родственники переехали в квартиру в Еропкинском переулке, 4; в 1919 г. их было здесь уже девять человек вместе с четырьмя жильцами из их бывшей прислуги.
Выступая с докладом на 1-й Всероссийской конференции по художественной промышленности в августе 1919 г., Ламанова заявила о необходимости организации мастерской современного костюма, где требовалось заняться поиском новых форм одежды (см.: Первая Всероссийская конференция по художественной промышленности. Август 1919 г. Москва, 1920). В 1919 г. она стала инструктором по художественной промышленности и заведующей мастерской современного костюма при художественно-производственном подотделе ИЗО Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса), позднее – при Главном управлении научных учреждений (Главнаука) в Наркомпросе. С 1922 г. её мастерская находилась в ведении Российской академии художественных наук (РАХН, с 1925 Государственная академия художественных наук, ГАХН).
Мастерская изначально располагалась у Ламановой дома, где она вела занятия с группой единомышленников: это послужило поводом для доноса о незаконных домашних собраниях. По этому доносу в октябре 1919 г. её вместе с семьёй арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму, против А. П. Каютова и мужа его сестры, бывшего полицеймейстера в г. Рязань В. Д. Радугина, было выдвинуто обвинение. Ламанова и большинство её родственников вышли на свободу в декабре 1919 г., Каютов был освобождён в начале февраля 1920 г., Радугин расстрелян [Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-50369].
В 1920 г. Ламанова стала профессором Вхутемаса, где преподавала курс «Применение ткани в костюме». С 1922 г. была членом секции костюма в РАХН.
В 1924 г. Государственный учёный совет при Наркомпросе признал студию Ламановой заслуживающей права числиться при Главнауке и достойной поддержки хозяйственных органов, но за отсутствием кредитов эта студия прекратила своё существование как государственное учреждение. Однако Ламанова была вынуждена сохранить её в качестве кустарной мастерской, т. к. ей была необходима лаборатория для решения рабочих задач, которые ставили перед ней заказчики: экспортные органы, театры и общественные организации.
В 1919–1924 гг. Ламанова разрабатывала модели повседневной одежды, рассчитанной на широкие слои населения, уделяя особое внимание её удобству и функциональности (в том числе в рабочей обстановке). Одновременно она занималась проектированием платья на основе русского народного костюма. Она начала работать под влиянием конструктивизма, экспериментировала с дешёвыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей. Затем она отошла от этой идеи и вернулась к своему индивидуальному стилю. После Октябрьской революции она называла свою профессию «художник-моделист по костюму» [Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (ГЦТМ) Ф. 141. Единица хранения 27 (трудовая анкета Н. П. Ламановой)].
В 1925 г. Н. П. Ламанова и В. И. Мухина приняли участие в создании альбома «Искусство в быту»: они занимались разделом, посвящённым моделированию костюма.
В 1926 г. Ламанова создала ряд моделей одежды с мотивами творчества народов Севера, за что получила почётный диплом организованной ГАХН в Москве Юбилейной выставки искусства народов СССР (1927–1928). Мастерской современного костюма под руководством Ламановой в 1927 г. был присуждён почётный диплом ГАХН «за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока» (ГЦТМ. Ф. 141. Единица хранения 41).
По заказу Кустэкспорта она подготовила костюмы для экспонирования на выставках в Париже (1925), Нью-Йорке (1928–1929), Лейпциге (1930). В 1925 г. на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже вышитые костюмы Ламановой, сшитые из русских полотенец, были отмечены Гран-при, она сама получила почётный диплом, а золотой медалью был отмечен вклад Н. Я. Давыдовой, создавшей эскизы для вышивок.
В середине 1920-х гг. вновь стало престижно шить наряды у Ламановой. Помимо «номенклатурных» заказчиц (в их числе Н. А. Розенель, жена главы Наркомпроса А. В. Луначарского), её клиентками теперь были Е. С. Булгакова (жена М. А. Булгакова), Л. Ю. Брик, В. И. Мухина, актрисы А. С. Хохлова и А. И. Степанова, артистки оперетты Т. Я. Бах и К. М. Новикова и др.
В Excelsior-Dimanche – популярном воскресном приложении к ежедневной французской газете Excelsior – 21 октября 1923 г. были опубликованы фотографии Л. Ю. Брик и её сестры Э. Триоле в костюмах от Ламановой (снимки сделала в Берлине известный фотограф Ж. Крулль).
В 1928 г. Ламанова совместно со специалистом по народной вышивке Е. И. Прибыльской и Кустарной группой Декоративного комитета ГАХН организовала выставку «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде» в Москве, где показала модели, созданные из тканей кустарной работы, и представила свою теоретическую программу по построению одежды (в создании экспозиции принимала участие В. И. Мухина). Тезисы программы Ламановой были размещены на стенах выставочного зала: «Для чего предназначается костюм – его назначение. Из чего делается костюм – его материал. Для кого он делается – фигура. Как он делается – его форма. Назначение костюма определяет материал. Материал определяет форму. Фигура определяет, в свою очередь, материал. Фигура определяет цвет. Форма определяет материал. Форма определяет орнамент. Форма определяет ритм, как согласующий эти элементы. Орнамент как соединяющий материал. Орнамент как соединяющий цвет. Орнамент как конструирующий форму. Орнамент как конструирующий тяжесть. Орнамент как разбивка плоскости и в художественном и в конструктивном отношениях. Форма прямоугольника определяется материалом (на данной выставке холстом). Экономия материала. Отсутствие отбросов при построении костюма. Форма, дающая свободу движения» (цит. по: Арманд Т. А. Орнаментация ткани. Москва, 1931. С. 103).
Таким образом, задача создания художественного костюма сводилась к сочетанию фигуры, назначения и материалов в общей форме – максимально прекрасной, в представлении эпохи и конкретного индивида. Ламанова писала: «Но, создавая форму по этим принципам, необходимо строить свою работу со строгим подчинением тем пластическим законам пропорций и отношений, которым подчиняется всякое искусство» (Ламанова. 1926. С. 16).
В марте 1928 г. модельера лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц» (цит. по: Стриженова. 1989. С. 41), что сводило к минимуму её возможности зарабатывать на жизнь. Она обратилась в избирательную комиссию с протестом: «Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова. Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды… Я должна пояснить, что я лично создаю модели и образы женской одежды, их накалываю и оформляю, но не провожу сама техническую сторону работы… Мои искания направлены к тому, чтобы создать такие формы и образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту и в которых нашли бы широкое применение наши современные кустарные вышивки и материи…». Ламанова писала там же: «Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно полезной» (цит. по: Стриженова. 1989. С. 41). За неё ходатайствовали президент ГАХН П. С. Коган, руководитель Кустарной группы ГАХН Н. Д. Бартрам. В 1930 г. Ламанову восстановили в правах. В том же году она выполнила бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.
Работа в театре и кинематографе
В 1901 г. по приглашению К. С. Станиславского началось сотрудничество Ламановой с Московским Художественным театром (МХТ; с 1919 МХАТ), которое продлилось до конца её жизни.
Первыми её опытами стали постановки пьес «В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко (1901) и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1904; премьера). В театре Ламанова успешно работала как совместно с художниками, так и самостоятельно. Она создавала костюмы к спектаклям по эскизам Л. С. Бакста, А. Я. Головина, В. В. Дмитриева. Именно она положила начало профессии театрального художника-технолога, которая позднее появилась как специальность в Школе-студии МХАТ. В работе над постановкой «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927) Ламановой удалось блестяще исполнить костюмы на основе эскизов Головина, очень красочных и сложных, сделав эти костюмы удобными для актёров и подобрав при этом наиболее дешёвые средства и материалы. При работе над спектаклем «Анна Каренина» (1937; по роману Л. Н. Толстого) ей была предоставлена полная свобода в создании женских образов. Дмитриев, отвечавший за художественное решение постановки в целом, высоко оценил точное соответствие костюмов Ламановой исторической эпохе. Она также работала над постановками пьес «Реклама» М. Уоткинса (1930), «Воспитанница» А. Н. Островского (1932), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Таланты и поклонники» А. Н. Островского (обе – 1933), «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Пиквикский клуб» (по роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»), «Гроза» А. Н. Островского (все три – 1934), «Мольер» («Кабала святош») М. А. Булгакова (1936), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1937) и др.
В 1921 г. Ламанова начала сотрудничество с Третьей студией МХАТ (с 1926 – Государственный театр имени Вахтангова). Создание женских костюмов к спектаклю по пьесе «Принцесса Турандот» («Турандот») К. Гоцци (с 1922; они менялись каждые 1–2 года) было полностью предоставлено Ламановой. Костюмы к постановкам пьес «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, «Марион Делорм» В. Гюго (обе – 1926), «На крови» С. Д. Мстиславского (1928), «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1930), «Гамлет» У. Шекспира, «Егор Булычов и другие» (обе – 1932), «Достигаев и другие» (1933; обе пьесы – М. Горького), «Человеческая комедия» (1934; по циклу романов и повестей О. де Бальзака), «Флоридсдорф» Ф. Вольфа, «Много шума из ничего» У. Шекспира (обе – 1936), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1937) также созданы при её участии.
Список работ Ламановой для других театров также весьма внушителен. Она работала над спектаклями в Драматической студии имени А. С. Грибоедова – по пьесе «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1924), в Театре Революции – «Инга» А. Г. Глебова (1929) и «Бесприданница» А. Н. Островского (1940), в театре «Габима» – «Голем» Г. Лейвика, «Сон Иакова» Р. Бер-Гофмана, «Потоп» Х. Бергера (все – 1925), в Театре рабочей молодёжи – «Закон Ликурга» Н. Г. Базилевского-Блюмкина (1934; по роману Т. Драйзера «Американская трагедия»), в Театре сатиры – «Меркурий» («Банк Немо») Л. Вернейля (1934), в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) – «Миллионер, дантист и бедняк» («30 миллионов Гладиатора») Э. Лабиша (1934), театре-студии Ю. А. Завадского – «Волки и овцы» (1934), театре-студии Н. П. Хмелёва – «Не было гроша, да вдруг алтын» (1934; обе пьесы – А. Н. Островского), в Центральном театре Красной Армии – «Последняя жертва» А. Н. Островского, «Мещане» М. Горького (обе – 1935), «Господа офицеры» В. А. Голичникова (по повести «Поединок» А. И. Куприна), «Васса Железнова» М. Горького, «Слава» В. М. Гусева (все три – 1936), «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Банкир» А. Е. Корнейчука, «Укрощение строптивой» У. Шекспира (все три – 1937).
В Студии драматического балета Ламанова работала над балетным спектаклем «Сказка города» (1923), в Оперном театре имени К. С. Станиславского – над постановками опер «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1929), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1932), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1933), «Кармен» Ж. Бизе (1935). Авангардные задачи ставили перед Ламановой хореографические труппы – Студия свободного балета Л. И. Лукина и Студия еврейского балета и пантомимы В. Я. Каган-Шабшай: здесь отрицали классический балет и искали новые формы движения под современную музыку.
Вместе с Н. П. Ламановой трудились и творили её ученицы Л. А. Банникова (Государственный театр имени Вахтангова), А. С. Лямина (МХАТ), Ф. А. Гореленкова и Н. С. Макарова.
Ламанова стала одним из первых художников-технологов по костюмам в истории советского кинематографа. Она создала костюмы по эскизам художников к кинофильмам «Аэлита» (1924, режиссёр Я. А. Протазанов, художники А. А. Экстер, И. М. Рабинович), «Великий утешитель» (1933, режиссёр и автор эскизов декораций и костюмов Л. В. Кулешов) «Поколение победителей» (1936, режиссёр В. П. Строева), «Цирк» (1936, режиссёр Г. В. Александров), «Александр Невский» (1938, режиссёр С. М. Эйзенштейн, художник И. А. Шпинель) и др.
В своих мемуарах Эйзенштейн описал работу Ламановой так: «Острота глаза, предельное чувство линии и формы, пропорции и воплощения рисунка в реальность фактур, движений и спадов материи, динамики складки, скульптурная лепка фигуры. Неутомимая рьяность. Нескончаемый звук разрываемых первоначальных наметок, бледные, как математические формулы, первоначальные "патроны" из коленкора и холста, но и, как эти формулы, ответственные, точные и строгие на путях к тому, чтобы из стадии исканий "формы" (Надежда Петровна никогда не говорила "покрой"), как бабочка от стадии куколки в сверкание крылатого существа, – затем воплотиться глухим басом бархата, игривыми переливами ламэ или тяжёлыми аккордами золотой парчи. Нескончаемы переколки, перекройки, подрезки, перестановки, костюмы на глазах распадаются обратно в половинки грудок и спинок, рукавов и воротов и вновь срастаются в новом дивном нюансе целого... Кто опишет вас! Кто перескажет эти томительные и упоительные часы! Когда смутное очертание замысла или капризная линия наброска под меткими ударами стальных челюстей ножниц, опытного прикосновения утюгов, армии булавок и вереницы бега нитки и прежде всего пластического таланта становится трёхмерной подвижной скульптурой костюма?» (Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 5. Москва, 1968. С. 485–486).
Ламанова была замужем дважды: за Павлом Саввичем Андруцким (1839–1891) и (предположительно с 1899) за Андреем Павловичем Каютовым (1867–1931).
Сохранение наследия. Память о Н. П. Ламановой
Костюмы авторства Н. П. Ламановой хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (платья императрицы Александры Фёдоровны, киноактрисы В. В. Карахан и др.), Историческом музее, Музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее МХАТа (все – в Москве), Метрополитен-музее в Нью-Йорке (свадебный наряд, 1910), в частных собраниях (историка моды А. А. Васильева и др.).
В. М. Зайцев в 1994–2019 гг. проводил на базе своего дома моды конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой, чтобы помочь развитию моды как искусства и как индустрии в России. Главным призом было участие в неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве. Среди лауреатов – С. И. Французова, М. Пантелеев, А. Ю. Шаров.
В 2022 г. в Москве на фасаде бывшего доходного дома Ламановой на Тверском бульваре, дом 10, строение 1 открыта мемориальная доска её памяти (скульпторы А. З. Налич, П. А. Налич; инициатор установки доски – Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой). В 2023 г. в Нижнем Новгороде мемориальная доска (авторы проекта Т. Г. Холуёва, А. Б. Холуёв; инициатор установки доски – Музей моды и портновского искусства имени Н. П. Ламановой) открыта на здании бывшей Мариинской женской гимназии (ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) на Ильинской улице, 65.