Ламанова Надежда Петровна
Ла́манова Наде́жда Петро́вна [14(26).12.1861, деревня Шутилово (Шузилово), Нижегородская губ., ныне Нижегородская обл. – 14.10.1941, Москва], российский модельер и художник по костюмам.
Родилась в семье военного. Училась в Москве в школе кройки О. А. Суворовой (до 1879). В 1885 г. открыла собственную мастерскую; к началу 20 в. у неё трудились не менее 300 работников. В 1895 г. «моделистка» Ламанова (как она сама себя называла) получила право писать на вывеске «Поставщик двора Е. И. В.» (среди её главных заказчиков – императрица Александра Фёдоровна); в этот период Ламанова создавала серии придворных туалетов (частично хранятся в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Портрет Е. П. Носовой» в платье, исполненном по эскизу Ламановой в её мастерской, 1911, Третьяковская галерея, Москва). В 1901 г. приглашена К. С. Станиславским в костюмерную мастерскую Московского Художественного академического театра, где работала до конца жизни (самые известные спектакли – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904; «Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше, 1927; «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937). Сотрудничала также с другими московскими театрами («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922, 3-я Студия МХАТ, режиссёр Е. Б. Вахтангов). Существенное влияние на Ламанову оказало общение с А. А. Экстер, А. Я. Головиным, В. А. Серовым, В. И. Мухиной, М. Горьким, М. Ф. Андреевой, знакомство с французским модельером П. Пуаре (был в России в 1911–1912 с показами и лекциями). Она брала уроки живописи, старалась воплотить в материале образные качества авторского эскиза.
По инициативе Ламановой в 1919 г. организована Мастерская современного костюма (при Главнауке); программы, разработанные ею в 1920-х гг. для обучения художников-модельеров, включали изучение русского художественного наследия (в т. ч. народного костюма). В 1919 г. лишена всего имущества (как крупная домовладелица) и арестована; для освобождения потребовалось вмешательство М. Горького. Член ГАХН (до 1925 Российская академия художественных наук; работала в кустарной секции с 1922). Получила Гран-при на Всемирной выставке 1925 г. в Париже («за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением»). В 1920-е гг. публиковала статьи (в журнале «Красная Нива») о проблемах русской моды и современного костюма. С 1926 г. создавала модели по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза), затем разрабатывала коллекции меховых изделий. С середины 1920-х гг. активно работала в кино («Аэлита», «Цирк», «Александр Невский» и др.).
Кирсанова Раиса Мардуховна