Вольф Фридрих
Вольф Фри́дрих (Friedrich Wolf) (23.12.1888, Нойвид, Рейнская провинция – 5.10.1953, Лениц, округ Потсдам, ГДР), немецкий драматург, публицист, врач, общественный деятель.
Родился в семье еврейского коммерсанта. Закончил евангелистскую гимназию в Нойвиде (1907). В 1907–1912 гг. изучал медицину, философию, историю искусств в университетах Мюнхена, Гейдельберга, Тюбингена, Берлина. С 1908 г. участвовал в немецком молодёжном движении «Перелётная птица» (Wandervogel). В 1912 г. в Боннском университете защитил диссертацию о детском рассеянном склерозе. С того же года работал врачом в клиниках Бонна, Дрездена, в 1914 г. – судовым врачом на океанских рейсах, побывал в Канаде. С начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. служил военным врачом на Восточном фронте. В 1916 г. ранен, контужен, проходил реабилитацию в Кипсдорфе; с тех пор стал убеждённым противником войны. Осенью 1918 г. работал врачом в больнице в Дрездене. В годы войны сформировались крайние левые убеждения Ф. Вольфа, тогда же он начал писать. С 1918 г. член Совета рабочих и солдатских депутатов Дрездена. Во время Капповского путча 1920 г. участвовал в уличных боях против путчистов. Вступил в Социал-демократическую партию Германии (1923). В 1921–1933 гг. работал врачом в разных городах и сёлах Германии, в том числе в селе Хехинген (земля Баден-Вюртемберг). С юности пропагандировал здоровый образ жизни; изложил его принципы в книге «Природа как врач и помощник» («Die Natur als Arzt und Helfer», 1928). В 1928 г. вступил в Коммунистическую партию Германии и в Союз пролетарских революционных писателей. В 1932 г. организовал театральную бригаду «Юго-Запад» (Südwest) агитационно-пропагандистского отдела партии.
В 1931 и 1932 гг. Ф. Вольф совершил поездки в СССР, где встретился с В. В. Вишневским, С. М. Третьяковым (1892–1937), познакомился с постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, а также Н. П. Охлопкова, театр которого значительно повлиял на драматургию писателя, особенно на средства достижения катарсиса. Считал эмоциональное воздействие на зрителя основополагающим для театра и впоследствии, после войны, полемизировал с позицией Б. Брехта и его идеей эпического театра, основанной на обращении к разуму зрителя.
В марте 1933 г. вынужден эмигрировать из Германии: перебрался в Швейцарию, жил во Франции, в том же году переехал с семьёй в Москву. В 1937 г. лишён немецкого гражданства. Угроза ареста, нависшая над немецкими эмигрантами в СССР, побудила Вольфа в 1937 г. уехать в Испанию, где он работал врачом в интернациональных бригадах во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. С 1938 г. жил во Франции, в 1939 г. заключён в нацистский концентрационный лагерь Ле-Верне.
Благодаря помощи Советского Союза и предоставлению советского гражданства освобождён в 1941 г., вернулся в Москву, где в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. боролся с нацизмом: участвовал в создании национального комитета «Свободная Германия», вёл радиопропаганду, адресованную немецким военным частям, работал с военнопленными, в том числе в антифашистской школе в Красногорске.
В 1945 г. после окончания войны вернулся в Германию, в советскую зону оккупации. В 1946 г. участвовал в создании киностудии DEFA и Объединения немецких народных театров (Bund Deutscher Volkbühnen, председатель с 1948). Сооснователь Берлинской академии искусств (1950). В 1949–1951 гг. посол ГДР в Польше.
В первых пьесах в русле экспрессионизма ставил вопрос о необходимости самосовершенствования, был убеждён в возможностях сильной одухотворённой личности преобразить человечество: «Магомет» («Mohammed», 1918), «Это – ты» («Das bist du», 1919).
В утопической комедии «Чёрное солнце» («Die Schwarze Sonne», 1921) критиковал фетишизацию атрибутов цивилизации в современном обществе и предупреждал об опасности манипулирования им. Комедия повествует об обществе будущего, которое живёт в единстве с природой, однако появление предпринимателя из 1920 г. нарушает его уклад: люди начинают поклоняться ему и предметам цивилизации из прошлого.
Во время работы в Хехингене Вольф познакомился с преданиями о крестьянском восстании в Германии 16 в., организованном союзом «Бедный Конрад», и предводителе восстания Ко́нце; история легла в основу пьесы «Бедный Конрад» («Der Arme Konrad», 1923, премьера состоялась осенью того же года в Государственном театре в Штутгарте). Развил тему крестьянского бунта в исторической пьесе «Томас Мюнцер, человек со знаменем радуги» («Thomas Münzer. Der Mann mit der Regenbogenfahne», 1953). В тезисах «Искусство – оружие!» («Kunst ist Waffe!», 1928) сформулировал взгляды, отвечающие идеям и предвосхищающие эстетику социалистического реализма, охарактеризовал своё творчество как средство политической борьбы. На основе истории восстания австро-венгерских матросов в Которской бухте в 1918 г. и под впечатлением от фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» (1925) создал пьесу «Матросы из Каттаро» [«Die Matrosen von Cattaro», 1930; многочисленные постановки, в том числе в Московском драматическом театре имени ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов), режиссёр А. Д. Дикий, 1932, и в Нью-Йорке в 1934]. На австро-венгерском материале драматург размышлял о неудачах немецкого революционного движения и пролетарских восстаний в Веймарской республике, в том числе Рурского восстания 1920 г., и объяснил их отсутствием чётких целей и политической организации. Тема революционного восстания также лежала в основе пьесы о нравственном и политическом прозрении китайской работницы «Тай Янг пробуждается» («Tai Yang erwacht», 1930).
Ф. Вольф стоял у истоков радиопьесы в Германии: документально-репортажная пьеса «"Красин" спасает "Италию"» («SOS rao rao Foyn – "Krassin" rettet "Italia", 1929) построена по принципу монтажа в виде сообщений в радиоэфире из разных точек Европы. Произведение, проникнутое чувством солидарности, повествует о спасении советским ледоколом «Красин» экспедиции У. Нобиле к Северному полюсу.
Драматургия Вольфа провоцировала широкую общественную дискуссию. Пьесой «Цианистый калий» («Cyankali», 1929, премьера состоялась в том же году в «Лессинг-театре» в Берлине, режиссёр Х. Хинрих; за ней последовали многочисленные постановки, в том числе в Театре Корша, режиссёр Н. М. Радин, 1931) он выступил против параграфа 218 Уголовного кодекса Веймарской республики, запрещавшего аборты. Безработица, бедность и осознание героиней невозможности прокормить будущего ребёнка приводят её к трагическому исходу. Пьеса имела документальную основу, включала в себя статистические данные, газетные сообщения. В феврале 1931 г. Ф. Вольфа задержали, обвинив в проведении операции по прерыванию беременности. Арест вызвал общественный протест, писатель был выпущен под залог.
В пьесе «Профессор Мамлок» («Professor Mamlock», 1933), направленной против антисемитизма в Германии, выведен врач, интеллектуал и демократ, который слишком поздно осознал гибельность аполитичной позиции во времена фашизма и покончил с собой (мировая премьера состоялась в Варшавском еврейском театре Каминских на идише, 1934; премьера на немецком языке – в Цюрихском театре, 1934; русский перевод 1935; экранизация – СССР, режиссёры А. И. Минкин и Г. М. Раппапорт, 1938; экранизация – DEFA, режиссёр – сын писателя Конрад Вольф, 1961).
В годы 2-й мировой войны Ф. Вольф поднял тему позиции писателя в эпоху политических потрясений (пьеса «Бомарше», «Beaumarchais», 1940). Тема национальной вины и её искупления заняла центральное место в пьесах «Доктор Лилли Ваннер» («Dr. Lilli Wanner», 1944, русский перевод 1944), «Что посеешь» («Was der Mensch säet», 1945). В послевоенной драматургии затронул проблему жизни художника в эмиграции («Последняя репетиция», «Die letzte Probe», 1946). Трудности построения новой жизни в ГДР показаны в комедии «Бургомистр Анна» («Bürgermeister Anna», 1950, русский перевод 1963).
Вольф также писал романы, рассказы, очерки. Повесть военного времени «Русский тулуп» («Der Russenpelz», 1942) о преступлениях нацистов изобразила начинающего понимать свою вину немецкого солдата. Большое значение имела военная публицистика писателя: очерки и рассказы, построенные на документальной основе, составили сборник «Живая стена» («Lebendige Mauer», 1953). Написал сценарии для кинофильмов DEFA «Совет богов» («Der Rat der Götter», 1950, режиссёр К. Метциг), «Томас Мюнцер» («Thomas Müntzer», 1956, режиссёр М. Хелльберг).
Национальная премия ГДР (1949, 1950). Награждён орденом Красной Звезды (1943).