Триоле Эльза
Триоле́ Э́льза́ (Elsa Triolet; урождённая Элла Юрьевна Каган) [12(24).9.1896, Москва – 16.6.1970, Сент-Арну-ан-Ивелин, близ Парижа], французская писательница, общественный деятель. Писала на русском и французском языках.
Родилась в семье адвоката. Окончила Архитектурный институт в Москве (1914). В начале 1920-х гг. жила в Лондоне, Берлине, в 1924 г. переехала в Париж. В 1920–1950-е гг. – один из ключевых посредников в культурных связях между Францией и СССР, легендарная муза поэтов, писателей и художников [среди них В. В. Маяковский (его Триоле познакомила со своей сестрой Л. Ю. Брик), Р. О. Якобсон, В. В. Каменский, В. Б. Шкловский, А. Матисс]. В 1939 г. вышла замуж за Л. Арагона. В 1960-е гг. выступала против суда над А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем (1966), вторжения советских войск в Чехословакию (1968); способствовала публикации произведений А. И. Солженицына во Франции.
Дебютировала психологическим романом на русском языке «На Таити» (1925). Первый роман на французском языке – «Добрый вечер, Тереза» («Bonsoir, Thérèse», 1938). В сборниках рассказов «Тысяча сожалений» («Mille regrets», 1942), «За порчу сукна штраф 200 франков» («Le premier accroc coûte 200 francs», 1945; Гонкуровская премия, 1945, за 1944) и романе «Конь белый» («Le cheval blanc», 1943) отражён опыт участия в движении Сопротивления. В послевоенных романах «Никто меня не любит» («Personne ne m’aime», 1946), «Вооружённые призраки» («Les fantômes armés», 1947), «Инспектор развалин» («L’inspecteur des ruines», 1948; в русском переводе 1956 – «Неизвестный»), «Конь красный» («Le cheval roux», 1953) обратилась к теме войны и трагической разобщённости людей; в романе «Памятник» («Le monument», 1957) – критика культа личности. Социально-психологическая проблематика – в центре романной трилогии «Нейлоновый век» («L’âge de nylon», 1959–1963), размышлениями о роли искусства в современном мире проникнуты романы «Великое никогда» («Le grand jamais», 1965; русский перевод 1966) и «Послушайте-ка» («Écoutez-voir», 1968).
Выступала как литературный критик, переводила на русский язык произведения Л.-Ф. Селина, Л. Арагона, на французский язык – А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, М. И. Цветаевой, В. Я. Брюсова, Б. Л. Пастернака, В. В. Маяковского, В. Б. Шкловского и др. В соавторстве с К. М. Симоновым и Ш. Спааком стала сценаристом фильма «Нормандия – Неман» (1960). Автор книг о Чехове, воспоминаний о Маяковском, обширного эпистолярного наследия.