Горький Максим
Го́рький Макси́м (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород – 18.6.1936, Горки, под Москвой; урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене], русский писатель, публицист, общественный деятель.
Из мещан. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища [в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода], образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда), с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряжённо занимался самообразованием. В 1884 г. отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888–1889 и 1891–1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).
Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 г. В 1893–1896 гг. Максим Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (тома 1–2, 1898), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Особенный интерес вызвал образ босяка, глашатая свободолюбивой философии, которая в определённой степени перекликалась с учением Ф. Ницше. Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901).
С началом работы Горького в 1900 г. в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал (с 1904) выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистическому направлению (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.
На рубеже 19–20 вв. вышли первые романы Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 г. в Московском художественном театре (ныне Московский Художественный академический театр) были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистического театра начала 20 в., основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне», где жизненная конкретика сопрягается с философскими обобщениями, поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.
Вовлечённый в активную политическую деятельность в начале Революции 1905–1907 гг., Максим Горький был вынужден в январе 1906 г. эмигрировать (вернулся в конце 1913). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришёлся на 1906–1907 гг., когда были опубликованы пьеса «Враги» (1906), роман «Мать» (1906–1907), публицистические сборники «Мои интервью» (1906) и «В Америке» (1906). Вместе с тем уже в написанной годом позже повести «Исповедь» (1908) отразились более широкое мировидение и комплекс философских идей, связанных с богостроительством (сказалась близость Горького к кругу А. А. Богданова и А. В. Луначарского, вызвавшая недовольство и критику В. И. Ленина).
Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Максима Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909–1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–1911), а также в автобиографической прозе 1910-х гг.: повестях «Хозяин» (1913), «Детство» (1913–1914), «В людях» (1916), сборнике рассказов «По Руси» (1912–1917) и др. Горький обратился к проблеме русского национального характера, неоромантическую экспрессию ранних произведений сменили внешне неброские, но пластически достоверные образы. Повесть «Детство» заставила даже негативно настроенную к Горькому символистскую критику (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и др.) говорить о высочайшем мастерстве писателя. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910), «Васса Железнова» (1-я редакция – 1910), «Старик» (создана в 1915, опубликована в 1918) и др.
В период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Максим Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 г. он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усиливавшиеся разногласия с политикой В. И. Ленина привели Горького в октябре 1921 г. к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 г.
Первая половина 1920-х гг. отмечена поисками Горьким новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной фрагментарно-мемуарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), в центре которой – тема русского национального характера в его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922–1924 годов» (1925), в который вошли «Отшельник», «Карамора», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Голубая жизнь» и другие, отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-х гг. началась работа писателя над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923) – повесть, завершающая автобиографическую трилогию (включает также повести «Детство» и «В людях»), роман «Дело Артамоновых» (1925), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (части 1–3, 1927–1931; незавершённая часть 4, 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (2-я редакция – 1936).
Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 г., Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов.
Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Максима Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.
К вершинам творчества Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, В. И. Ленин и др.), созданных им в разное время.