Гольдони Карло
Гольдо́ни Ка́рло (Carlo Goldoni) (25.2.1707, Венеция – 6.2.1793, Париж), итальянский драматург. Писал на итальянском (в том числе на венецианском диалекте) и французском языках.
Получил юридическое образование в Падуе (1723–1725), занимался адвокатской практикой. С юных лет проявлял интерес к драматургии, был близок к театральной среде. Первое печатное сочинение – музыкальная интермедия «Венецианский гондольер» («Il gondoliere veneziano», 1732), первая постановка – трагикомедия «Велисарий» («Belisario», 1734). С 1749 г. жил литературным трудом; заключал контракты с Дж. Медебаком, директором труппы, игравшей в венецианском театре «Сант-Анджело» (1748–1753), и с театром «Сан-Лука» (1753–1762).
Драматургическое наследие Гольдони включает многочисленные комедии (подавляющее большинство), трагикомедии, музыкальные интермедии и драмы. Как либреттист пользовался в 18 в. большой востребованностью (среди композиторов, писавших музыку на его тексты: Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимароза), но не выходил за рамки традиционной для жанра комической оперы эстетики; как комедиограф – последовательно и целенаправленно реформировал жанр. Основой комедии, по Гольдони, должно быть изображение характеров, взятых из действительной жизни. Этот тезис драматург отстаивал в предисловиях к собраниям своих сочинений (при его жизни было издано 5) и к отдельным пьесам, а также в «Мемуарах» («Mémoires», опубликованы в 1787) и самих пьесах («Комический театр», «Il teatro comico», 1750–1751). В своей театральной реформе опирался на французскую традицию (прежде всего на Мольера), но принимал её с оговорками: если для французской комедии, по его мнению, достаточно одного исключительного характера, то в новой комедии характерами должны быть наделены все персонажи, а характерность не может исчерпываться экстравагантностью. Полемизируя с жанровыми требованиями комедии дель арте, Гольдони в своём творчестве был вынужден неоднократно обращаться к ней, поскольку других профессиональных коллективов, кроме трупп импровизированной комедии, в драматическом театре Италии в то время не существовало. Даже в комедиях 1750-х гг., наиболее продуктивного периода его творчества [«Семейство антиквария» («La famiglia dell’antiquario», 1750), «Феодал» («Il Feudatario», 1752), «Хозяйка гостиницы» («La locandiera», 1753), «Кампьелло» («Campiello», 1756) и пр.], Гольдони сохраняет маски, трансформируя их до неузнаваемости; так, Панталоне из буффонного типа превратился в хранителя и пропагандиста моральных ценностей третьего сословия. Значение интриги в комедиях резко снижено, зато существенно возрастает насыщенность социальной и бытовой тематикой. Театр Гольдони – почти исчерпывающая, отмеченная карнавальной красочностью энциклопедия венецианской жизни 18 в.
Популярность пьес Гольдони у зрителей сопровождалась ожесточённой полемикой вокруг его творчества. Громкий успех пьес его главного оппонента К. Гоцци побудил Гольдони принять приглашение парижского Театра итальянской комедии и перебраться в Париж (1762). Во Франции драматургическая активность Гольдони резко снизилась (он обнаружил, что здесь от него ждут не новаторской драматургии, а сценариев для комедии дель арте). В то же время парижский период отмечен такими шедеврами комедии интриги, как «Веер» («Il ventaglio», 1764–1767), и комедии характеров, как «Брюзга-благодетель» («Le bourru bienfaisant», 1771).
Преподавал итальянский язык при французском дворе (1765–1768 и 1775–1780), с 1784 г. работал над «Мемуарами»; получал королевскую пенсию (с 1769; отменена в июле 1792 по распоряжению революционных властей).
В России пьесы Гольдони ставились и переводились с 18 в. Первый известный опубликованный перевод – «Брюзга-благодетель» (под названием «Благодетельный грубиян», 1772). Комедию «Слуга двух господ» («Il servitore di due padroni», 1745) перевёл В. А. Лёвшин (1796), «Хозяйку гостиницы» – А. А. Шаховской (под названием «Мирандолина», 1827), «Кофейню» («La bottega del caffè», 1750) – А. Н. Островский (1872). В 20 в. Гольдони оставался одним из наиболее репертуарных драматургов (самая знаменитая театральная интерпретация в России – постановка комедии «Хозяйка гостиницы», осуществлённая К. С. Станиславским в 1914).