Кулешов Лев Владимирович
Кулешо́в Лев Влади́мирович [1.1(13.1).1899, Тамбов – 29.3.1970, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский кинорежиссёр, сценарист, художник, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), народный артист РСФСР (1969).
Родился в обедневшей дворянской семье. В 1907 г. поступил в Тамбовское реальное училище. В 1914 г., через три года после смерти отца, вместе с матерью переехал в Москву, где учился и работал его старший брат. По окончании Первого Московского реального училища в сентябре 1915 г. принят в первый класс Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища. В августе 1916 г. поступил в головной класс отделения живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1917 г. оставил училище, не окончив.
В поисках заработка осенью 1916 г. устроился в качестве художника-декоратора на кинофабрику А. А. Ханжонкова, одну из крупнейших фирм того времени по производству и прокату фильмов. Сделанные Кулешовым эскизы к ленте «Тереза Ракен» (постановка осуществлена лишь в 1918, режиссёр Б. В. Чайковский) высоко оценил Е. Ф. Бауэр, придававший большое значение художественной выразительности кадра. За два года работы на кинофабрике оформил как художник 12 фильмов, в том числе 2 фильма Бауэра: «Король Парижа» (1917), «За счастьем» (1917, сыграл небольшую роль художника Энрико).
Уже в первых теоретических работах – статьях «О задачах художника в кинематографе» (Вестник кинематографии. 1917. № 126. С. 15–16) и «Задачи художника в кинематографе» (Вестник кинематографии. 1917. № 127. С. 37–38) – подчёркивал значение монтажа как главного средства выразительности в киноискусстве. Эта мысль получила развитие в статье «Искусство светотворчества: (основы мыслей)» (Кино-газета. 1918. № 12. С. 12).
К этому времени для Кулешова стало очевидным, что его настоящее призвание – кинорежиссура и что только при самостоятельной постановке он сможет осуществить свои идеи. По сценарию брата, инженера-электрика Бориса Владимировича Кулешова, летом 1918 г. снял фильм «Проект инженера Прайта». Во время монтажа отснятого материала сделал свой первый монтажный эксперимент – совмещение разных мест действия в единое, не существующее в реальности.
В том же году приглашён фирмой «Н. Ф. Козловский, С. П. Юрьев и К°» для постановки в качестве художника и режиссёра (совместно с актёром В. А. Полонским) картины «Песнь любви недопетая» (1918). Во время съёмок провёл монтажный эксперимент, который впоследствии получил всемирную известность как «эффект Кулешова»: при монтаже одного и того же кадра (с изображением актёра) с другими кадрами создаётся впечатление эмоциональной перемены в игре актёра (зависимость восприятия предыдущего кадра от содержания последующего).
С 1 февраля 1919 г. по приглашению В. Р. Гардина поступил на службу в Московский кинокомитет, где сначала был заведующим перемонтажной подсекции сценарно-монтажной секции сценарного подотдела при отделе производства, а затем отделением хроники Всероссийского фотокиноотдела Народного комиссариата просвещения РСФСР.
Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. летом 1919 г. с оператором Э. К. Тиссэ откомандирован на Восточный фронт для съёмок боевых действий. Из отснятого материала смонтировал документальный фильм «Урал. Колчаковский фронт» (1919). После возвращения с фронта начал посещать открывшуюся в сентябре 1919 г. Первую государственную школу кинематографии; с 15 марта 1920 г., оставаясь режиссёром хроники, стал штатным преподавателем школы, что позволяло ему привлекать студентов к участию в съёмках. Так, летом 1920 г. создал фильм «На Красном фронте», где эпизоды военной кинохроники, отснятые Кулешовым на Западном фронте, соединялись с детективным сюжетом, разыгранным его студентами-актёрами. Приём сочетания хроники с игровыми сценами использовал в большинстве своих фильмов.
Основной задачей считал разработку новых принципов, на которых должно строиться современное киноискусство: динамичный монтаж, чёткость построения кадра (в кадре не должно быть лишних деталей, отвлекающих внимание), новый тип актёра, которого, в отличие от актёра театрального, называл «натурщиком». Этим темам посвящены многочисленные теоретические статьи и исследования Кулешова 1920-х гг. На практике воплощал свои идеи в занятиях со студентами мастерской, которую называл «экспериментальной кинематографической лабораторией». Имена учеников этой мастерской – В. И. Пудовкина, Б. В. Барнета, В. П. Фогеля, С. П. Комарова, Л. Л. Оболенского, В. И. Инкижинова, А. С. Хохловой (жена Кулешова) и других – вошли впоследствии в историю отечественного и мирового кино. Некоторое время занятия мастерской посещал и С. М. Эйзенштейн.
В марте 1921 г. Кулешов провёл ряд экспериментов, демонстрировавших возможности монтажа: «творимый танец», «творимый человек» и «творимая земная поверхность»: снятые отдельно части тел разных людей или места́ действия при монтаже создавали впечатление нового единого образа. Подробно суть экспериментов описана в книгах «Искусство кино: (мой опыт)» (1929) и «Практика кинорежиссуры» (1935).
Для демонстрации достижений учащихся мастерской в 1921–1922 гг. организовал серию показательных спектаклей, которые стали одним из самых заметных событий культурной жизни Москвы. Спектакли состояли из коротких этюдов, построенных так, чтобы создать впечатление не театрального, а кинематографического действия, поэтому назывались «фильмы без плёнки». При участии своих учеников снял фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Ваша знакомая» (1927).
В конце 1920-х гг. сотрудничал с журналом «Новый ЛЕФ». В 1927 г. по сценарию С. М. Третьякова в Грузии начал снимать фильм «Паровоз Б-1000», но руководством «Госкинпром Грузии» съёмки были остановлены.
Принял предложение работать на киностудии «Межрабпомфильм», где поставил фильмы: «Весёлая канарейка» (1928, сценарий А. Б. Мариенгофа), «Два-Бульди-два» (1930, сценарий О. М. Брика), «Сорок сердец» (1930, сценарий А. Н. Андриевского), одну из первых отечественных звуковых картин – «Горизонт» (1932, сценарий В. Б. Шкловского).
Работая над фильмом «Великий утешитель» (1933, сценарий А. Л. Курса и Кулешова) о роли художника в обществе, применил «репетиционный метод». Суть метода заключалась в создании до съёмок тщательно отрепетированного спектакля, с учётом всех деталей, что позволяло значительно сократить время и расходы на производство картины.
За снятый в 1934 г. фильм «Кража зрения» по сценарию Л. А. Кассиля на Всесоюзном совещании творческих работников советской кинематографии в январе 1935 г. обвинён в формализме [в частности, в неправильном показе советской действительности: «...показывает людей, боящихся смерти... Это – неверная, неправдивая картина, ибо этим эмоциям нет места в нашей стране. В нашей действительности – огромная воля к жизни» (Кут. 1935. С. 1)] и был вынужден уйти со студии (фильм запрещён).
Осенью 1935 г. в Таджикистане приступил к работе над фильмом «Дохунда» по роману С. Айни. Съёмки (совместная работа киностудии «Межрабпомфильм» и треста «Таджиккино») проходили в Москве и Сталинабаде (ныне Душанбе), но в сентябре 1936 г. были приостановлены по указанию начальника Главного управления кинопромышленности Б. З. Шумяцкого (Ярматов К. Я. Возвращение. Ташкент, 1987. С. 129). Официальной причиной закрытия картины была названа неверная трактовка романа. Следующие три года все многочисленные проекты, предложенные Кулешовым, отвергались руководством Комитета по делам кинематографии. В конце 1939 г. было дано разрешение на постановку фильма «Сибиряки» (1940).
В первые дни Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Кулешов получил задание снять фильм «Клятва Тимура» по сценарию А. П. Гайдара, продолжение картины «Тимур и его команда» А. Е. Разумного (1940). Был эвакуирован со съёмочной группой в Ульяновск, затем в Сталинабад, где в 1942 г. завершил съёмки фильма «Клятва Тимура», а в 1943 г. снял фильм «Мы с Урала». Эта картина стала его последней работой, осуществлённой в качестве режиссёра.
Несмотря на постоянные обвинения Кулешова, считавшегося создателем и приверженцем формализма в советском кино, на педагогическую деятельность запреты не распространялись. В 1920–1970 гг. преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии (руководитель режиссёрской мастерской, заведующий кафедрой кинорежиссуры). В 1939 г. получил звание профессора. За книгу «Основы кинорежиссуры» (вышла в апреле 1941, переведена на многие языки и остаётся основополагающим учебником по кинорежиссуре), в 1946 г. получил степень доктора искусствоведения. После возвращения из эвакуации в Москву, в 1944–1946 гг. директор института. Собрал сильный преподавательский состав: С. А. Герасимов и Т. Ф. Макарова, В. И. Пудовкин, Б. А. Бабочкин, И. А. Савченко, Г. М. Козинцев и другие ведущие мастера кино и театра.
В послевоенные годы, помимо преподавания, продолжал заниматься исследовательской деятельностью, написал (вместе с А. С. Хохловой) воспоминания «50 лет в кино», которые были опубликованы в 1975 г. уже после его смерти. Передал свой архив в ЦГАЛИ.
Значение творчества Кулешова для отечественного и мирового киноискусства наиболее точно и образно определили его ученики в предисловии к книге «Искусство кино. (Мой опыт)»: «Мы делаем картины, – Кулешов сделал кинематографию» (Кулешов. 1929. С. 4). Интерес к личности Кулешова и его наследию возрос после показа его фильмов в Париже, организованного в октябре 1962 г. директором французской Синематеки Анри Ланглуа. 23 ноября 1965 г. Кулешов открыл 1-й Учредительный съезд Союза кинематографистов СССР, в сентябре 1966 г. приглашён в качестве члена жюри 27-го Венецианского кинофестиваля, осенью 1967 г. был гостем Международного фестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге.
Начиная с 1990-х гг. выставки и конференции, посвящённые творчеству Кулешова, и ретроспективы его фильмов прошли в России и во многих европейских странах. Его открытия в области киноязыка изучаются в киношколах разных стран и поныне служат предметом многочисленных исследований.
Награждён орденом Ленина (1967).