#Искусство и архитектура эпохи модернаИскусство и архитектура эпохи модернаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура эпохи модернаИскусство и архитектура эпохи модернаНайденo 12 статейЖивописцыЖивописцы Латри Михаил ПелопидовичЛатри́ Михаи́л Пелопи́дович (1875–1942), российский и французский живописец, график, керамист; представитель киммерийской школы живописи. Старший внук Ивана Константиновича Айвазовского. Один из основателей «Нового общества художников». Последователь А. И. Куинджи; для произведений Латри характерны романтическое отношение к природе, сильные живописные эффекты, часто сочетавшиеся с декоративностью изображения. Его творчество представляет оригинальное сочетание символизма, модерна и реалистических тенденций.Живописцы Ганзен Алексей ВильгельмовичГа́нзен Алексе́й Вильге́льмович (1876–1937), российский художник-маринист, коллекционер, надворный советник (1913). Внук Ивана Константиновича Айвазовского. Известен прежде всего изображениями военных кораблей. Художник Морского министерства. С 1920 г. жил в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Королевство Югославия). Член Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Общества русских художников в Париже, общества «Товарищество художников».Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре ЯпонизмЯпони́зм, направление в западноевропейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 вв., обусловленное влиянием искусства и культуры Японии. Проявился как в прямом заимствовании мотивов, так и через интерпретацию композиционных и колористических схем в живописи (Э. Мане, Э. Дега, Дж. Уистлер) и декоративно-прикладном искусстве (Л. К. Тиффани, Р. Лалик и др.).Живописцы Петров-Водкин Кузьма СергеевичПетро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры Лист Георгий АдольфовичЛист Гео́ргий Адо́льфович (1858–1909), российский инженер, московский купец 1-й гильдии (1887–1892, с 1896). Основатель фирмы «Георгий Лист», которая занималась художественной обработкой камня в Москве. В сотрудничестве с московскими архитекторами – представителями историзма и модерна выполнил декоративное оформление ряда знаковых построек: фасадов и интерьеров Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898–1912, архитектор Р. И. Клейн), залов особняка А. А. Морозова на улице Воздвиженка (1895–1899, архитектор В. А. Мазырин) и др. Фирмой Листа изготавливались также надгробные памятники: памятник-часовня В. Е. и Е. Н. Морозовых на Преображенском кладбище (1898, архитектор Ф. О. Шехтель), обелиск на могиле архитектора С. С. Эйбушитца на Введенском кладбище (не ранее 1898) и т. д.Живописцы Замирайло Виктор ДмитриевичЗамира́йло Ви́ктор Дми́триевич (1868–1939), украинский и российский живописец и график. В живописи и станковой графике разрабатывал символистскую тематику, трактуя её в сказочно-фантастическом ключе, с мотивами сна, наваждения («Колдовство», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Ведьма», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; серия «Capricci», 1908–1918, и др.). Выполнял росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1890).Жилые сооружения Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в МосквеПоиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве. В ноябре 1902 г. Пётр Николаевич Перцов (1857–1937), инженер путей сообщения, общественный деятель и коллекционер, посетил возведённый по эскизам В. М. Васнецова дом своего друга, мецената И. Е. Цветкова (позже дом вместил Цветковскую галерею). Именно здесь, в особняке на Пречистенской набережной, у Перцова родилась идея строительства доходного дома «в русском стиле» с видом на Московский Кремль (в начале 20 в. «русским стилем» называли новое направление в архитектуре – существовавший в рамках модерна неорусский стиль), которую и реализовали в 1906–1907 гг. (Перцов. 2017. С. 313).Скульпторы Николадзе Яков ИвановичНикола́дзе Я́ков Ива́нович (1876–1951), грузинский скульптор, народный художник Грузинской ССР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Основоположник современной грузинской скульптуры (станковой и монументальной). Испытал влияние французской скульптуры (О. Родена, Э.-А. Бурделя, Ш. Деспио). Ведущее место в творчестве Николадзе занимал жанр портрета (И. Г. Чавчавадзе, мрамор, 1937, Музей изобразительных искусств имени Ш. Амиранашвили, Национальный музей Грузии, Тбилиси; писателя В. В. Вересаева, бронза, 1943, Третьяковская галерея).Архитекторы, градостроители Лидваль Фёдор ИвановичЛи́два́ль Фёдор Ива́нович (1870–1945), российский архитектор, академик архитектуры петербургской Академии художеств (1909). Представитель северного модерна. В Санкт-Петербурге строил преимущественно многоквартирные дома (доходный дом И. Б. Лидваль, 1899–1904), а также коммерческие (Азовско-Донской банк, 1908–1913) и общественные (гостиница «Астория», 1911–1912) сооружения. Преподавал на Женских политехнических курсах (1910–1917; с 1915 Женский политехнический институт).Концертные залы «Метрополь» в Берлине«Метропо́ль» в Берли́не (Metropol), концертная площадка в Германии. Построен как Новый драматический театр в 1905–1906 гг. в русле югендстиля (швейцарский архитектор А. Фрёлих, берлинское архитектурное бюро Boswau & Knauer) с театральным залом (1108 мест) и концертным «Моцарт-залом». С 1-й половины 1910-х гг. назывался «Театр на Ноллендорфплац», служил для постановок оперетт, в 1927–1928 гг. вместил «Театр Пискатора» (Piscator-Bühne), где Э. Пискатор ставил спектакли в декорациях Джона Хартфилда, а программки оформлял Г. Гросс. С 1911 г. «Моцарт-зал» служил также для кинопоказов. После разрушений Второй мировой войны от здания остался лишь «Моцарт-зал», с 1951 г. ставший кинотеатром «Метрополь», с конца 1970-х гг. – дискотекой и важной концертной площадкой популярной музыки под тем же названием. В 2005–2014 гг. там располагался ночной клуб Goya (дизайн интерьера выполнен архитектором Х. Колльхоффом). С 2019 г. вновь работает как концертная площадка «Метрополь». 12