#Искусство и архитектура эпохи модерна
Искусство и архитектура эпохи модерна
Тег

Искусство и архитектура эпохи модерна

Искусство и архитектура эпохи модерна
Найденo 12 статей
Живописцы
Ганзен Алексей Вильгельмович
Га́нзен Алексе́й Вильге́льмович (1876–1937), российский художник-маринист, коллекционер, надворный советник (1913). Внук Ивана Константиновича Айвазовского. Известен прежде всего изображениями военных кораблей. Художник Морского министерства. С 1920 г. жил в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Королевство Югославия). Член Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Общества русских художников в Париже, общества «Товарищество художников».
Алексей Ганзен. Эскадренный броненосец «Петропавловск». Конец 19 – начало 20 вв.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Японизм
Япони́зм, направление в западноевропейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 вв., обусловленное влиянием искусства и культуры Японии. Проявился как в прямом заимствовании мотивов, так и через интерпретацию композиционных и колористических схем в живописи (Э. Мане, Э. Дега, Дж. Уистлер) и декоративно-прикладном искусстве (Л. К. Тиффани, Р. Лалик и др.).
Клод Моне. Нимфеи. 1897–1898
Живописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Лист Георгий Адольфович
Лист Гео́ргий Адо́льфович (1858–1909), российский инженер, московский купец 1-й гильдии (1887–1892, с 1896). Основатель фирмы «Георгий Лист», которая занималась художественной обработкой камня в Москве. В сотрудничестве с московскими архитекторами – представителями историзма и модерна выполнил декоративное оформление ряда знаковых построек: фасадов и интерьеров Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898–1912, архитектор Р. И. Клейн), залов особняка А. А. Морозова на улице Воздвиженка (1895–1899, архитектор В. А. Мазырин) и др. Фирмой Листа изготавливались также надгробные памятники: памятник-часовня В. Е. и Е. Н. Морозовых на Преображенском кладбище (1898, архитектор Ф. О. Шехтель), обелиск на могиле архитектора С. С. Эйбушитца на Введенском кладбище (не ранее 1898) и т. д.
Юрий Нечаев-Мальцов, Иван Рерберг, Роман Клейн, Иван Цветаев на строительстве Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) среди итальянских мраморщиков. 2 августа 1901
Живописцы
Замирайло Виктор Дмитриевич
Замира́йло Ви́ктор Дми́триевич (1868–1939), украинский и российский живописец и график. В живописи и станковой графике разрабатывал символистскую тематику, трактуя её в сказочно-фантастическом ключе, с мотивами сна, наваждения («Колдовство», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Ведьма», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; серия «Capricci», 1908–1918, и др.). Выполнял росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1890).
Виктор Замирайло. Демон
Жилые сооружения
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве. В ноябре 1902 г. Пётр Николаевич Перцов (1857–1937), инженер путей сообщения, общественный деятель и коллекционер, посетил возведённый по эскизам В. М. Васнецова дом своего друга, мецената И. Е. Цветкова (позже дом вместил Цветковскую галерею). Именно здесь, в особняке на Пречистенской набережной, у Перцова родилась идея строительства доходного дома «в русском стиле» с видом на Московский Кремль (в начале 20 в. «русским стилем» называли новое направление в архитектуре – существовавший в рамках модерна неорусский стиль), которую и реализовали в 1906–1907 гг. (Перцов. 2017. С. 313).
Деталь декора доходного дома Перцовой, Москва. 1906–1907. Архитекторы Николай Жуков, Борис Шнауберт. Художник Сергей Малютин
Скульпторы
Николадзе Яков Иванович
Никола́дзе Я́ков Ива́нович (1876–1951), грузинский скульптор, народный художник Грузинской ССР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Основоположник современной грузинской скульптуры (станковой и монументальной). Испытал влияние французской скульптуры (О. Родена, Э.-А. Бурделя, Ш. Деспио). Ведущее место в творчестве Николадзе занимал жанр портрета (И. Г. Чавчавадзе, мрамор, 1937, Музей изобразительных искусств имени Ш. Амиранашвили, Национальный музей Грузии, Тбилиси; писателя В. В. Вересаева, бронза, 1943, Третьяковская галерея).
Георгий Верейский. Портрет Якова Николадзе. 1944
Архитекторы, градостроители
Лидваль Фёдор Иванович
Ли́два́ль Фёдор Ива́нович (1870–1945), российский архитектор, академик архитектуры петербургской Академии художеств (1909). Представитель северного модерна. В Санкт-Петербурге строил преимущественно многоквартирные дома (доходный дом И. Б. Лидваль, 1899–1904), а также коммерческие (Азовско-Донской банк, 1908–1913) и общественные (гостиница «Астория», 1911–1912) сооружения. Преподавал на Женских политехнических курсах (1910–1917; с 1915 Женский политехнический институт).
Фёдор Лидваль. Гостиница «Астория», Санкт-Петербург
Концертные залы
«Метрополь» в Берлине
«Метропо́ль» в Берли́не (Metropol), концертная площадка в Германии. Построен как Новый драматический театр в 1905–1906 гг. в русле югендстиля (швейцарский архитектор А. Фрёлих, берлинское архитектурное бюро Boswau & Knauer) с театральным залом (1108 мест) и концертным «Моцарт-залом». С 1-й половины 1910-х гг. назывался «Театр на Ноллендорфплац», служил для постановок оперетт, в 1927–1928 гг. вместил «Театр Пискатора» (Piscator-Bühne), где Э. Пискатор ставил спектакли в декорациях Джона Хартфилда, а программки оформлял Г. Гросс. С 1911 г. «Моцарт-зал» служил также для кинопоказов. После разрушений Второй мировой войны от здания остался лишь «Моцарт-зал», с 1951 г. ставший кинотеатром «Метрополь», с конца 1970-х гг. – дискотекой и важной концертной площадкой популярной музыки под тем же названием. В 2005–2014 гг. там располагался ночной клуб Goya (дизайн интерьера выполнен архитектором Х. Колльхоффом). С 2019 г. вновь работает как концертная площадка «Метрополь».
Концертная площадка «Метрополь», Берлин. 1905–1906. Архитектурное бюро Boswau & Knauer, Альберт Фрёлих
1
2