Эрмитаж (музей)
Эрмита́ж (Государственный Эрмитаж, ГЭ; до 1917 – Императорский Эрмитаж), художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге, один из крупнейших в мире.
Здания и филиалы Эрмитажа
Главный музейный комплекс образуют связанные друг с другом здания на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, архитектор Б. Ф. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1775, архитекторы Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен), Старый (Большой) Эрмитаж (1771–1787, архитектор Фельтен; перестроен в 1851–1860, архитектор А. И. Штакеншнейдер), Новый Эрмитаж (1842–1851, возводился по проекту Л. фон Кленце под руководством архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова), Эрмитажный театр (1783–1789, архитектор Дж. Кваренги), а также Запасной дом Зимнего дворца [1726–1742, 1830, 1878, архитекторы Д. Трезини (предположительно), О. Трезини, Н. Ф. Беккер]. Государственный Эрмитаж включает в себя здание Главного штаба (1819–1829, архитектор К. И. Росси), где представлены произведения 19–21 вв., дворец А. Д. Меншикова (1710–1727, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г. И. Шедель) с экспозицией «Культура России 1-й трети 18 в.», Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (1990–2006, архитекторы С. А. Трофимов, Н. Л. Трофимова, К. С. Трофимов, В. Лукин, Е. Малеева), здание Биржи (1805–1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон).
Государственный Эрмитаж имеет представительства в регионах России: центры «Эрмитаж-Казань» в Казани (2005, на территории Казанского Кремля), «Эрмитаж-Выборг» в Выборге (2010, в здании художественной школы и музея, 1930, архитектор У. Ульберг), «Эрмитаж-Сибирь» в Омске (2019, на базе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля) и «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге (2021, в бывшем здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Также филиалы музея были открыты в Европе и США: в Лондоне (2000–2007, в административном здании Сомерсет-хаус, 1776 – начало 19 в., архитектор У. Чеймберс), в Лас-Вегасе (2001–2008, в казино-отеле The Venetian; пространства музея спроектировало архитектурное бюро OMA), Амстердаме (2004–2022, официально открыт в 2009 в здании приюта Амстелхоф, 1682; реконструкция, архитектор Х. ван Хесвейк), Ферраре (2007–2013, в замке Эстенсе).
Формирование императорской коллекции в последней трети 18 в.
В основе эрмитажного собрания – коллекция картин, приобретённая берлинским торговцем И. Э. Гоцковским для Фридриха II Великого. Потерпевший поражение в Семилетней войне король Пруссии отказался от её покупки, в то время как Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед Россией, предложил российскому посланнику в Берлине В. С. Долгорукову принять коллекцию в счёт его долга. Екатерина II, желая продемонстрировать превосходство над Фридрихом II, приобрела собрание в 1764 г. Коллекция Гоцковского состояла главным образом из произведений фламандской и голландской школ, а также немногочисленных полотен итальянских и французских мастеров 17 в. (среди них: Д. ван Бабюрен, «Концерт», 1621–1623; Ф. Халс, «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», около 1642–1650; Я. Стен, «Гуляки», около 1660). Постепенно складывавшееся императорское собрание живописи располагалось в Картинной галерее в Малом Эрмитаже.
В 1769 г. была куплена коллекция первого министра Саксонии графа Г. фон Брюля, в которую входили картины П. П. Рубенса («Персей освобождает Андромеду», около 1622; «Пейзаж с радугой», между 1632 и 1635), Рембрандта («Портрет старика в красном», около 1652–1654; «Портрет учёного», 1631), Я. Йорданса («Апостолы Павел и Варнава в Листре», около 1616), Б. Беллотто («Церковь Святого Креста в Дрездене», 1751; «Вид Пирны от замка Зонненштейн», 1750-е гг.), А. Ватто («Затруднительное предложение», 1715–1716), а также офорты Пармиджанино, Г. Рени и т. д.
Приобретённая в 1772 г. при посредничестве Д. Дидро коллекция барона Л. А. Кроза стала одним из наиболее крупных и важных пополнений Картинной галереи: в неё вошли работы Рафаэля («Святое семейство», 1506–1507), Джорджоне («Юдифь», 1504), Тициана («Даная», около 1554), П. Веронезе («Оплакивание Христа», между 1576 и 1582), А. Карраччи («Отдых святого семейства на пути в Египет», около 1604), П. П. Рубенса («Портрет камеристки инфанты Изабеллы», середина 1620-х гг.; «Вакх», между 1638 и 1640), А. ван Дейка («Автопортрет», 1622–1623), Рембрандта («Даная», 1636; «Святое семейство», 1645), Н. Пуссена («Венера, Фавн и путти», 1630-е гг.), А. Ватто («Актёры французского театра», 1711–1712), Ж.-Б. С. Шардена («Прачка», 1730-е гг.) и др.
В 1779 г. собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру Р. Уолполу, было приобретено у его наследников через А. С. Мусина-Пушкина, российского посланника в Лондоне. Коллекция Эрмитажа пополнилась работами Л. Джордано («Кузница Вулкана», около 1660), Ф. Снейдерса («Птичий концерт», около 1630–1640; «Рыбная лавка», между 1618 и 1621), К. Лоррена («Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской», между 1645 и 1649; «Утро в гавани», предположительно 1634), А. ван Дейка («Портрет короля Великобритании Карла I», около 1638), С. Розы («Блудный сын», 1-я половина 1650-х гг.; «Демокрит и Протагор», 1663–1664) и др.
По рекомендации Ф. М. фон Гримма в 1781 г. императрица купила небольшое парижское собрание графа С.-Р. Бодуэна, включавшее несколько картин Рембрандта («Молодая женщина, примеряющая серьги», 1657; «Портрет старика-еврея», «Портрет старушки»; оба – 1654; и др.), работы других голландских мастеров 17 в. (А. ван Остаде, Г. Доу, Я. ван Рёйсдал), а также полотна фламандских и итальянских художников.
В 1787 г. приобретены Кабинет резных камней герцога Орлеанского, куда входили камеи – от античных до современных образцов, и коллекция скульптуры банкира Дж. Лайд Брауна, включавшая преимущественно римский скульптурный портрет (портрет Септимия Севера, начало 3 в.; бюсты Антиноя в образах Диониса и Меркурия; оба – 2-я четверть 2 в.), а также скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (около 1530–1534).
Эрмитаж в 19 в. – 1917 г.
Следующим важным поступлением стала коллекция императрицы Франции Жозефины, скончавшейся вскоре после вступления российской армии в Париж в 1814 г. В 1815 г. российский император Александр I приобрёл у её наследников Г. де Богарне и Э. де Богарне произведения из Мальмезонского дворца, часть которых была подарена Жозефине Наполеоном I. Так в Эрмитаже появились 4 пейзажа К. Лоррена (известны как «Четыре времени суток»; в том числе «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом», 1672), картины П. П. Рубенса («Снятие с креста», около 1617–1618), Рембрандта («Снятие с креста», 1634), П. Поттера («Наказание охотника», около 1647; «Цепная собака», около 1650–1652), Г. Терборха («Бокал лимонада», 1660-е гг.) и 4 скульптуры А. Кановы (в том числе «Танцовщица», 1811–1812).
Для созданной архитектором К. И. Росси Военной галереи 1812 года в 1826 г. британским художником Дж. Доу в соавторстве с российскими живописцами было написано 332 портрета героев Отечественной войны 1812 г.
В 1850 г. в Эрмитаж поступило несколько картин из венецианского палаццо Барбариго, включая работы Тициана («Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста»; обе – 1560-е гг.; «Святой Себастьян», около 1576), Я. Пальмы Старшего («Мадонна с младенцем и заказчиками», около 1505) и П. Веронезе («Автопортрет», между 1558 и 1563).
В 1852 г. в здании Нового Эрмитажа открыт первый в Российской империи публичный художественный музей – Императорский музеум.
Античное собрание Эрмитажа в 1861 г. расширилось за счёт приобретения части конфискованной властями Папской области коллекции маркиза Дж. П. Кампана, римского археолога-любителя, обвинённого в растрате. Хранитель Эрмитажа С. А. Гедеонов отобрал для императорского музея более 500 ваз (чёрнолаковая гидрия «Царица ваз», около 330 до н. э.), более 100 бронз (погребальная урна в виде возлежащего юноши, начало 4 в. до н. э.) и ряд мраморных скульптур (статуя Юпитера, последняя четверть 1 в.).
В 1884 г. в Эрмитаж поступила парижская коллекция дипломата А. П. Базилевского, состоявшая преимущественно из произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства Средневековья и раннего Нового времени. Наиболее примечательны лиможские эмали 12–17 вв. и «сельские глины» 2-й половины 16 – 1-й половины 17 вв.
Собрание Царскосельского Арсенала, включавшее российские, западноевропейские и азиатские оружие и доспехи, было передано Эрмитажу в 1885 г.
В 1910 г. государственный деятель и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский продал Эрмитажу обширную коллекцию фламандской и голландской живописи («Десерт» В. Калфа, 1653–1654; «Жатва» Д. Тенирса Младшего, около 1644; «Поклонение волхвов» Я. Брейгеля Старшего, между 1598 и 1600).
В составе небольших коллекций или как отдельные приобретения в коллекцию Эрмитажа вошли шедевры Леонардо да Винчи («Мадонна Литта», середина 1490-х гг.; работа поступила в 1865 из миланского собрания А. Литта-Висконти-Арезе, 3-го герцога Литта; «Мадонна Бенуа», 1478–1480, приобретена у М. А. Бенуа в 1914), Рафаэля («Мадонна Конестабиле», около 1504; поступила в 1881 по завещанию императрицы Марии Александровны, происходит из сиенского собрания графа Дж. К. Конестабиле делла Стаффа), Караваджо («Юноша с лютней», 1595–1596; поступил из римского палаццо Джустиниани в 1808).
Часть собрания была эвакуирована в начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. в Москву, ещё одна часть отправлена туда Временным правительством в 1917 г.; ценности Эрмитажа вернулись в Петроград в конце 1920 г.
Эрмитаж в 1918–1990 гг.
После Октябрьской революции для публики открылись залы Зимнего дворца (1920) и Картинная галерея (1921). Собрание Эрмитажа расширялось благодаря национализированным ценностям из императорских петроградских дворцов (Мраморного, Аничкова) и загородных резиденций (Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск) и коллекциям крупных дворянских родов (Юсуповы, Шереметевы, Строгановы, Шуваловы). В 1922 г. из Кушелевской галереи Высшего художественно-технического института (бывшей Императорской Академии художеств) в Эрмитаж поступили картины французских мастеров 19 в.: Э. Делакруа («Охота на львов в Марокко», 1854), К. Коро («Утро», «Вечер»; обе – конец 1850-х – начало 1860-х гг.), Ж.-Ф. Милле («Крестьянки с хворостом», около 1852), О. Верне («Ангел смерти», 1851), А. Шеффера («Спасённый утопленник», 1820-е гг.) и др. Также в музей перешли коллекция историка Н. П. Лихачёва, состоявшая из предметов искусства Древнего Востока (скульптурная группа Анхуджеса и Иинефретеф, 24 в. до н. э.) и византийского мира («Мадонна с младенцем и два ангела», 2-я половина 13 в.), и собрание археолога графа А. А. Бобринского из Российской академии истории материальной культуры (ныне Институт истории материальной культуры РАН), включавшее скифские, иранские и кавказские бронзовые предметы. В 1935 г. поступила коллекция декоративно-прикладного искусства из музея Центрального училища технического рисования (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).
В 1929–1934 гг. советское правительство с целью выручить необходимые для индустриализации средства продавало зарубежным коллекционерам ценности Эрмитажа: в том числе полотна Рембрандта («Портрет Титуса», около 1662; ныне в Лувре, Париж) и А. Ватто («Меццетен», 1718–1720; ныне в Метрополитен-музее, Нью-Йорк), которые приобрёл британский предприниматель Г. Гюльбенкян, и работы Я. ван Эйка («Благовещение», 1434), Рафаэля («Святой Георгий и дракон», около 1506) и Тициана («Венера перед зеркалом», около 1555; все три ныне хранятся в Национальной галерее искусства, Вашингтон), оказавшиеся в собрании американского промышленника Э. У. Меллона. Часть эрмитажной коллекции была разрознена при отправке произведений искусства в музеи республик и областей Советского Союза, а также в Музей старой западной живописи в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
В 1-й половине 1930-х гг. из московского Государственного музея Нового западного искусства (ГМНЗИ) в Эрмитаж поступили отдельные произведения художников 2-й половины 19 – начала 20 вв., происходящие из собраний С. И. Щукина и И. А. Морозова: К. Моне («Дама в саду Сент-Адресс», 1867; «Стог сена в Живерни», 1886), О. Ренуара («Девушка с веером», 1881), П. Сезанна («Берег Марны», около 1888), А. Руссо («Нападение тигра на быка. В тропическом лесу», 1908–1909) и др.
В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. бо́льшая часть произведений была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург), однако из-за начавшейся блокады Ленинграда в Эрмитаже осталось около трети коллекции. В октябре 1945 г. все предметы собрания возвращены в Ленинград.
В 1945–1947 гг. из музеев Восточной Германии на территорию СССР были вывезены многочисленные трофейные памятники культуры, включая рельефы Пергамского алтаря (1-я половина 2 в. до н. э.; ныне в Государственных музеях Берлина), экспонировавшиеся в Эрмитаже в 1945–1954 гг. В 1955 г. начался процесс возвращения произведений искусства в ГДР. В 1958 г., перед отправкой в Германию, в залах Эрмитажа состоялась выставка перемещённых ценностей, в том числе предметов древнеегипетского искусства («Портрет юной Нефертити», около 14 в. до н. э.; ныне в Государственных музеях Берлина).
Одним из источников пополнения собрания Эрмитажа в середине – 2-й половине 20 в. были археологические находки: в ходе раскопок на Горном Алтае обнаружены артефакты пазырыкской культуры 5–2 вв. до н. э., в ходе Согдийско-Таджикской археологической экспедиции – согдийские фрески 8–9 вв. и т. д.
В 1948 г. в Эрмитаж передана часть предметов из расформированного ГМНЗИ: работы В. Ван Гога («Хижины», 1890), П. Пикассо [«Любительница абсента», 1901; «Две сестры (Свидание)», 1902], А. Матисса («Танец», 1909–1910; «Музыка», 1910), П. Боннара (триптих «У Средиземного моря», 1911) и др.
Л. Н. Делекторской, сотрудницей и музой А. Матисса, с 1967 г. в дар Эрмитажу передавались его произведения – большой корпус графических работ, 6 скульптур (в том числе «Анриетт III», модель, 1929; отлита в бронзе в 1954) и 2 живописных портрета («Молодая женщина в синей блузе», 1936; «Портрет Л. Н. Делекторской», 1947), а в середине 1970-х гг. – выполненные П. Пикассо, Х. Арпом, Х. Миро книги художника.
Эрмитаж после 1991 г.
С 1990-х гг. в Эрмитаже ведётся активная выставочная деятельность, в том числе в рамках сотрудничества с зарубежными музеями. В 1995 г. состоялась выставка «Неведомые шедевры. Французская живопись XIX–XX веков из частных собраний Германии», на которой были представлены произведения из коллекций немецких собирателей О. Герстенберга, О. Кребса, Б. Келера, перемещённые в СССР в 1940-х гг. и хранившиеся в запасниках Эрмитажа. В 1998 г. состоялись имевшие общественный резонанс выставки «От войны к миру. Россия – Швеция. XVIII век», «Поль Сезанн и русский авангард начала XX века», «Героические апофеозы Рубенса», в 2003 г. – «Вглядываясь в фотографии» (фотографии из собрания Музея современного искусства, Нью-Йорк), в 2004 г. – выставка «Аржан. Источник в Долине царей» (предметы, найденные в ходе Тувинской археологической экспедиции), в 2010 г. – «Центр Помпиду в Государственном Эрмитаже», в 2011 г. – «Прадо в Эрмитаже», в 2015 г. – «Заха Хадид в Эрмитаже», «Кандида Хёфер. Память. В рамках Года современной фотографии в Эрмитаже», в 2016–2017 гг. – «Ян Фабр: рыцарь отчаяния – воин красоты», в 2018–2019 гг. – «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», в 2019 г. – «"Я воздвиг там мой царский дворец…". Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» и т. д. В 2014 г. в Эрмитаже прошла 10-я биеннале современного искусства «Манифеста» (куратор К. Кёниг).
Фонды Эрмитажа продолжают пополняться: в 2002 г. приобретено авторское повторение «Чёрного квадрата» (около 1930) К. С. Малевича; с 2007 г. в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» приобретаются произведения современного искусства. Собрание отдела новейшего искусства расширяется также и благодаря работам, подаренным Эрмитажу авторами: П. Сулажем («Абстрактная композиция. Триптих», 1995; поступила в 2002), Л. Буржуа (скульптура «Этюд с натуры», 2002; поступила в 2010), И. И. Кабаковым и Э. Кабаковой (инсталляция «Красный вагон», 2008; поступила в 2017) и т. д.
Эрмитаж ведёт выставочную, исследовательскую, издательскую, просветительскую, реставрационную и консервационную деятельность, а также проводит археологические раскопки на территории России, стран Средней Азии и Италии.