Зайцев Вячеслав Михайлович
За́йцев Вячесла́в Миха́йлович (Слава Зайцев; до середины 1950-х гг. Вячеслав Михайлович Кокурин) (2.3.1938, Иваново – 30.4.2023, Щёлково, Московская область), российский дизайнер одежды, народный художник РФ (2006), действительный член Российской академии художеств (РАХ; 2007).
Отец – Михаил Яковлевич Зайцев (1910–1994), участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., попал в плен; по окончании войны был осуждён как «изменник родины» (в середине 1950-х гг. амнистирован). Вячеслав и его старший брат Владимир (1932–1978) до середины 1950-х гг. носили фамилию матери, Марии Ивановны Кокуриной (1907–1978), работавшей уборщицей и прачкой, – именно она научила сына шить.
Зайцев с детства рисовал, увлекался опереттой и выступал в Ивановском драматическом театре, мечтая стать артистом, однако из-за «политической неблагонадёжности» семьи был ограничен в выборе места обучения. В 1952 г. поступил на факультет прикладного искусства Ивановского химико-технологического техникума, окончил его в 1956 г. со специализацией «художник текстильного рисунка».
В 1956–1962 гг. учился в Московском технологическом институте лёгкой промышленности (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) на художника-модельера. Самостоятельно изучал историю искусства и историю моды, в особенности русский национальный костюм.
В 1962–1965 гг. по распределению работал художественным руководителем на экспериментально-технической швейной фабрике Мособлсовнархоза в г. Бабушкин (ныне в черте Москвы), где разрабатывалась и изготовлялась рабочая одежда для работников колхозов. Зайцева привлекала эстетика карнавала, а его «рабочая одежда» наследовала историческим народным костюмам – в 1963 г. он представил коллекцию из пёстрых телогреек из репса и поплина, юбок из ярких павловских платков, валенок, выкрашенных в красный, жёлтый и зелёный цвета. Художественный совет фабрики раскритиковал коллекцию за неутилитарный характер, а дизайнера перевели в цех широкого потребления. На показе вместе с корреспондентами Агентства печати «Новости» присутствовал репортёр французского журнала Paris Match, в котором была опубликована статья о коллекции Зайцева (Lapiere. 1963), принёсшая ему известность на Западе. В советской прессе, несмотря на неприятие экспериментов дизайнера руководством, Зайцева называли «королём мод» (Троицкая. 1966. С. 28), в иностранных журналах 1960-х – 1970-х гг. – «красным Диором», а в выпуске Vogue его нарекли «царём советской моды» (Plessix Gray. 1988. P. 461).
С 1965 г. занимал должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (далее – ОДМО) на улице Кузнецкий Мост в Москве. Этот цех служил «витриной» советской моды – в нём создавались наряды на заказ, а также «направляющие», кутюрные коллекции, которые демонстрировались на советских и международных выставках, публиковались в «Журнале мод», задавая тенденции для всей швейной промышленности СССР.
Стилю Зайцева были присущи пестрота, разнообразие фактур и избыточность аксессуаров. Источником его вдохновения был народный костюм во всём его многообразии, богатстве декора и неисчерпаемости сюжетов – эти черты воплотились в коллекции «Русская серия» (1965–1968). Дизайнер также ориентировался на творчество К. Диора, И. Сен-Лорана, П. Кардена, А. Куррежа, с работами которых познакомился в журналах, хранившихся в библиотеке ОДМО. В 1965 г. Зайцев, вопреки запретам руководства, встретился с П. Карденом, Г. Ларошем, М. Боаном, Ф. Гибурже, которые в рамках дружественного визита посетили Москву.
Коллекции Зайцева для ОДМО – пример доступной моды, прежде всего делового женского гардероба. В условиях ограниченного выбора качественных тканей Зайцев смещал акцент на форму и объём моделей одежды, при этом любому наряду, по его мнению, были необходимы небольшие оригинальные детали: декоративные пуговицы, воротники, карманы, швы и т. д.
К периоду работы в ОДМО относятся коллекция из тканей американской фирмы Celanese (совместно с Л. Г. Телегиной и И. В. Крутиковой, 1969), коллекция из ивановских ситцев и сатинов, эскизы бижутерии, выполненные по заказу чехословацкой компании Jablonex (обе – 1976). Ряд работ Зайцева демонстрировался в составе показов ОДМО в США, Канаде, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Германии, Югославии и других странах без участия дизайнера. В 1972–1978 гг. занимал должность заместителя художественного руководителя ОДМО.
Коллекции, над которыми работали дизайнеры в экспериментальном цехе ОДМО, должны были формировать модную индустрию, однако в процессе производства модели упрощались и видоизменялись во избежание перерасхода ткани и облегчения их эксплуатации. От создания эскиза до выпуска готового предмета одежды проходило несколько лет, а до широкой публики модели Зайцева не доходили, продаваясь лишь в некоторых столичных универмагах, например в магазине «Светлана» на Кузнецком Мосту. Это послужило причиной ухода Зайцева из ОДМО в 1978 г.
В 1979 г. начал работать в службе быта на фабрике индпошива № 19 на улице Сретенка.
Тогда же Зайцев был приглашён министром бытового обслуживания СССР И. Г. Дуденковым в качестве художественного руководителя Московского дома моды, который открылся в 1982 г. на проспекте Мира (с 1988 – директор). Дебютный показ модного дома сопровождался театрализованными и танцевальными номерами, что нивелировало несовершенство тканей, бедность аксессуаров и создавало художественную целостность.
В интервью журналу «Огонёк» дизайнер отстаивал доступность и разнообразие гардероба: «Мечтаю подарить людям классического стиля строгие юбки, блузки, жилеты, брюки, рубашки, но не двух-трёх цветов и оттенков, а пятидесяти. Так, чтобы, придя в магазин, человек мог сам подобрать ансамбль одежды, отличающийся от других не только по фасону, но и по цветовой гамме» (цит. по: Морозова. 1986. С. 32).
В 1987 г. впервые выехал за границу – с коллекцией «Тысячелетие Крещения Руси», которая была показана в Нью-Йорке, а в 1988 г. – в Париже. В том же году по приглашению М.-Л. Карвен, основательницы бренда Carven, представил коллекцию «Русские сезоны в Париже» (названа по Русским сезонам С. П. Дягилева) из европейских тканей в парижском театре «Мариньи». В 1989 г. презентовал мужскую коллекцию на неделе мужской моды во Флоренции, в 1990 г. – коллекцию «Агония перестройки».
В 1993 г. Московский дом моды был преобразован в Московский дом моды Вячеслава Зайцева, где дизайнер занял пост президента и работал преимущественно над коллекциями прет-а-порте класса люкс. Модный дом включал в себя экспериментальный цех, салон-ателье для индивидуальных заказов и салон-магазин. С 1998 г. выпускал коллекции под брендом Slava Zaitsev.
С появлением качественных и разнообразных тканей, фурнитуры и аксессуаров Зайцев давал волю своей склонности к избыточности формы и декора, создавая красочные, пышные и сложные коллекции от-кутюр. Он использовал кружева, вышивки, бисер, драп, шёлк, парчу, атлас, бархат и т. д. Из русского национального костюма заимствовал покрой косоворотки, косоклинного сарафана, душегреи, поддёвки, использовал низкие проймы, широкие рукава, плетёные пояса, меховую отделку, а также декоративное оформление швов, горловин, манжет. Характерные детали образов – объёмные плечи, акцентированная линия талии, наборы бус, широкие юбки и платья в пол.
В 1990-х гг. создавал фантазийные и отсылающие к историческому наследию образы. Среди коллекций этого времени: «Воспоминание о будущем» (осень/зима 1994–1995), вдохновлённая бальным костюмом 18–19 вв. и ампирной модой; «Чума» (весна/лето 1995–1996), «Пробуждение» (осень/зима 1995–1996), «Как молоды мы будем» (осень/зима 1996–1997), «Соблазн» (весна/лето 1996), «Листая памяти страницы» (весна/лето 1998), меховая коллекция «Прозрение» (весна/лето 1999) и т. д.
Для коллекций 2000-х гг. характерно использование народных и классических мотивов. Зайцев продолжал работать с излюбленными сюжетами: так, в кутюрной коллекции «Истоки» (2008) он вернулся к теме рабочей одежды, с которой началась его карьера. Однако сравнительно тяжеловесный стиль Зайцева всё менее соответствовал современным реалиям, а фольклорная эстетика стала граничить с китчем.
Как дизайнер ОДМО и под собственным брендом Зайцев создавал наряды для министра культуры СССР Е. А. Фурцевой, а также для эстрадных певиц и певцов, актрис: К. И. Шульженко, М. А. Вертинской и А. А. Вертинской, Л. Г. Зыкиной, Л. М. Гурченко, М. М. Магомаева, И. Д. Кобзона, А. Б. Фрейндлих, Г. Б. Волчек, Э. С. Пьехи и др. Зайцев придумал узнаваемый сценический образ А. Б. Пугачёвой – балахон широкого кроя; впервые в лилово-алом балахоне она вышла на сцену на Международном фестивале песни в польском г. Сопот (1978).
Работал как художник по костюмам. Создал костюмы для фильмов: «Фокусник» (1967, режиссёр П. Е. Тодоровский), «Держись за облака» (1971, режиссёры П. Сас, Б. А. Григорьев), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, режиссёр Л. И. Гайдай), «Безымянная звезда» (1978, режиссёр М. М. Козаков), «Отель "У погибшего альпиниста"» (1979, режиссёр Г. Е. Кроманов); для спектаклей Московского академического театра сатиры («Женитьба Фигаро», 1969, режиссёр В. Н. Плучек; совместно с В. Я. Левенталем), театра «Ромэн» («Мы – цыгане», 1976, режиссёр Н. А. Сличенко), Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова («Мартовские иды», 1991, режиссёр А. Ф. Кац), театра «Современник» («Три сестры», 2008, режиссёр Г. Б. Волчек) и др.
Создал парадную форму сборной СССР для Игр XXII Олимпиады (1980, Москва) и XIV Олимпийских зимних игр (1984, Сараево), костюмы фигуристов (танцы на льду) – И. В. Моисеевой и А. О. Миненкова, Н. Ф. Бестемьяновой и А. А. Букина, Я. В. Хохловой и С. Н. Новицкого. Разработал форму национальной гвардии и милиции (1991).
В 1992 г. модный дом Зайцева выпустил аромат «Maroussia» (совместно с компанией L'Oréal).
Ведущий телепередачи «Модный приговор» на «Первом канале» (2007–2009).
Последний раз он вышел на подиум в рамках показа Mercedes-Benz Fashion Week Russia в 2018 г.
Преподавал в Московском технологическом институте (ныне Российский государственный университет туризма и сервиса; 1976–1996) и «Лаборатории моды» при Московском доме моды Вячеслава Зайцева (открыта в 1997).
Член Союза художников СССР (1976).
Государственная премия РФ (присуждена в 1996 за 1995). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1998), орденом РАХ «За служение искусству» (2008).
Жена (в 1959–1968) – Марина Владимировна Зайцева (род. 1937), художница. Их сын – Егор Вячеславович Зайцев (род. 1960), дизайнер одежды, основатель бренда YeZ, генеральный директор Московского дома моды Вячеслава Зайцева (с 2019).