Бомарше Пьер-Огюстен де
Бомарше́ Пьер-Огюсте́н де, Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) (24.1.1732, Париж – 18.5.1799, там же), французский драматург, государственный и общественный деятель.
Сын часовщика. В 1742–1745 гг. обучался в школе ремёсел, затем работал подмастерьем у отца. В 1753 г. изобрёл ходовой анкер наручных часов, высоко оценённый Королевской академией наук (ныне Французская академия наук). С 1754 г. королевский часовщик, с 1759 г. учитель музыки у дочерей Людовика XV; пользовался успехом при дворе.
Первые произведения Бомарше – фривольные пьесы (парады) для частных театров: «Колен и Колетта» («Colin et Colette»), «Семимильные сапоги» («Les Bottes de sept lieues»), «Депутаты рынка и квартала Гро-Кайу» («Les Députés de la halle et du Gros-Caillou»), «Леандр, торговец успокоительным, врач и цветочница» («Léandre marchand d’agnus, médecin et bouquetière»), «Жан-дурак на ярмарке» («Jean Bête à la foire»; все между 1757 и 1763).
В 1761 г. купил должность королевского секретаря и получил дворянский титул. В 1763–1773 гг. служил генерал-лейтенантом королевской охоты. В 1764–1765 гг. жил в Мадриде, где был замешан в ряде афер и приключений. История конфликта Бомарше с Х. Клавихо-и-Фахардо легла в основу драмы «Клавиго» («Clavigo», 1774) И. В. Гёте. Во 2-й половине 1760-х гг. обратился к жанру мещанской драмы в духе Д. Дидро: пьесы «Евгения» («Eugénie», 1767) и «Два друга» («Les deux amis», 1770). В 1760–1770-x гг. занимался коммерческой деятельностью. Будучи разорён в результате несправедливого судебного иска, дал отпор преследователям в «Мемуарах» («Mémoires», 1773–1774), где описал свои авантюры и обличил деятельность парижского парламента как оплота консерватизма и судебной коррупции. Внёс значительный вклад в развитие защиты авторского права (см. «Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и справедливость авторского вознаграждения» и «Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и первое авторское общество»).
Вершина драматургического творчества Бомарше – комедии «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» («Le Barbier de Séville, ou la Précaution inutile», 1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» («La Folle journée, ou le Mariage de Figaro», 1778), в которых изображён конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Французской революции 18 в. Завершением трилогии о Фигаро стала поздняя, близкая мелодраме пьеса «Новый Тартюф, или Преступная мать» («L’Autre Tartuffe, ou la Mère coupable», 1792), которая не снискала популярности у публики. Бомарше – автор либретто оперы «Тарар» («Tarare», 1787) А. Сальери.
После 1789 г. сотрудничал с революционными властями, занимался поставками оружия, однако вскоре был объявлен врагом народа. До 1796 г. жил в эмиграции в Гамбурге, затем вернулся в Париж.
В пьесах Бомарше – высшем этапе развития французского театра 18 в. – философские установки Просвещения соединены с блестящей комедийностью. В них существенно изменилось амплуа комедийного слуги: он не просто талантливый плут, но полноправный антагонист главного героя-дворянина. Так, в комедии «Безумный день…» насмешливый и ловкий интриган Фигаро оспорил свою невесту у господина и вышел победителем, попутно насмеявшись над аристократическими привилегиями, продажей должностей, чиновничьей коррупцией и другими традициями старого порядка. Живые характеры, занимательность сюжета, обилие острот и афоризмов, наряду с язвительными сатирическими нападками, обеспечили комедиям Бомарше огромный успех во Франции накануне Великой французской революции и принесли ему мировую славу. Их сюжеты послужили основой либретто опер «Свадьба Фигаро» (1786) В. А. Моцарта и «Севильский цирюльник» (1816) Дж. Россини.
В России пьесы Бомарше переводят и ставят со 2-й половины 18 в.