Коонен Алиса Георгиевна
Ко́онен Али́са Гео́ргиевна [5(17).10.1889, Москва – 20.8.1974, там же, похоронена на Новодевичьем кладбище], российская актриса, народная артистка РСФСР (1935).
Жена А. Я. Таирова. Окончила школу Московского Художественного театра (ученица К. С. Станиславского), играла в этом театре в 1906–1913 гг. (Митиль – «Синяя птица» М. Метерлинка, Верочка – «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, Маша – «Живой труп» Л. Н. Толстого, Анитра – «Пер Гюнт» Г. Ибсена). Параллельно выступала в кабаре «Летучая мышь», в мастерской Б. К. Пронина, в летнем театре в Малаховке, Свободном театре К. А. Марджанова (К. А. Марджанишвили) (Полинька – «Доходное место» А. Н. Островского, Мелиссанда – «Принцесса Грёза» Э. Ростана, Пьеретта – пантомима «Покрывало Пьеретты» по А. Шницлеру на музыку Э. фон Донаньи, Май Фалой – «Жёлтая кофта» Дж. Хазлтона и Г. Бенримо).
С 1914 г. ведущая актриса Камерного театра. Таиров считал, что его замысел создать театр больших эмоций, полярных сценических жанров и многогранной синтетической формы не мог бы осуществиться без участия Коонен. В спектаклях «Сакунтала» Калидасы (Сакунтала), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (Сюзанна), «Саломея» О. Уайльда (Саломея), «Адриенна Лекуврёр» Э. Скриба и Э. Легуве (Адриенна Лекуврёр), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Джульетта), «Святая Иоанна» Б. Шоу (Иоанна), «Федра» Ж. Расина (Федра) во всей полноте раскрылся синтетический талант Коонен – виртуозное мастерство движения, чувство ритма, богатство интонационных красок, глубина переживаний. Наиболее яркими работами в комедии стали роли Жирофле и Жирофля («Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока). Гастроли Камерного театра в Европе и Америке (1923, 1925, 1930) принесли актрисе всемирную известность. Среди ролей: Эбби («Любовь под вязами» Ю. О’Нила), Эллен Джонс («Машиналь» С. Тредуэлл), Комиссар («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Клеопатра («Египетские ночи» по Шоу – А. С. Пушкину – Шекспиру). В 1940 г. Коонен написала пьесу по роману Г. Флобера «Мадам Бовари» и сыграла роль Эммы в ставшем легендой спектакле Таирова. В более поздних работах (Нина Заречная – «Чайка» А. П. Чехова, Кручинина – «Без вины виноватые» Островского) она продемонстрировала умение создать глубокий трагический образ при помощи скупых сценических средств, отказавшись от изощрённой пластики и сложных ритмических построений.
После закрытия Камерного театра в 1949 г. Коонен выступала с концертами, где наряду с монологами из знаменитых спектаклей читала стихи А. А. Блока, Пушкина, «Стихотворения в прозе» Тургенева, исполняла в концертном варианте новые роли – Мануэла Санчес («Мануэла Санчес» С. Арконады), Медея («Медея» Еврипида), Озе («Пер Гюнт» Ибсена). Записала цикл передач на радио.
В 1958 г. в Литовском театре ВТО сыграла фру Альвинг в «Привидениях» Ибсена.
В 1910-х гг. снималась в кино («Девушка из подвала» и др.).