Карсавина Тамара Платоновна
Карса́вина Тама́ра Плато́новна [25.2(9.3).1885, Санкт-Петербург– 26.5.1978, Биконсфилд, близ Лондона], российская артистка балета.
Дочь артиста балета П. К. Карсавина, сестра Л. П. Карсавина, внучатая племянница А. С. Хомякова. В 1902 г. окончила Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги П. А. Гердт, А. А. Горский). Воспитанницей исполнила в Мариинском театре сольную партию Амура на премьере балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в постановке Горского, старинное па-де-де «Жемчужина и рыбак», включённое Гердтом в возобновлённый им балет «Жавотта» К. Сен-Санса. На выпускном спектакле танцевала во фрагменте «В царстве льдов» (из балета «Искра любви» И. И. Чекрыгина и П. Маржецкого в постановке Гердта).
В 1902–1918 гг. в Мариинском театре. Совершенствовала своё мастерство на занятиях у Х. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, С. Г. Легата, стажировалась в Италии у К. Беретты. От сольных партий – подруга Сванильды («Коппелия» Л. Делиба), па-де-катр фресок («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова) – Карсавина перешла к ведущим партиям: Флора («Пробуждение Флоры» Р. Дриго), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Пуньи). Карсавиной было близко искусство М. М. Фокина, начинавшего с противостояния переживавшему кризис академизму. Для неё Фокин поставил 7-й вальс («Шопениана»), создал партии Рабыни («Египетские ночи» А. С. Аренского), Коломбины («Карнавал» на музыку Р. Шумана), Жар-птицы («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Хлои («Дафнис и Хлоя» М. Равеля), Шемаханской царицы («Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова) и др. Две лучшие партии Карсавиной созданы в дуэте с В. Ф. Нижинским: Девушка («Призрак розы» на музыку К. М. фон Вебера) и Балерина («Петрушка» Стравинского). Вкус к стилизаторству, приобретённый в сотрудничестве с Фокиным, сказался и в работе над академическим репертуаром, в котором Карсавина исполнила главные партии («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Дон Кихот» Минкуса, и др.).
Много гастролировала, в т. ч. с 1909 г. с труппой С. П. Дягилева. Вышла замуж за английского дипломата Г. Дж. Брюса и с июля 1918 г. жила в Лондоне.
До 1929 г. (с перерывами) танцевала в Русском балете Дягилева, где наряду с прежними исполняла партии в постановках Л. Ф. Мясина: Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Соловей («Песнь Соловья» на музыку Стравинского), Пимпинелла («Пульчинелла» Стравинского) и др.
В 1929–1931 гг. в труппе М. Рамбер (Лондон).
Оставила сцену в 1931 г. Возобновила балеты Фокина «Призрак розы» для «Сэдлерс-Уэллс балле» (1943, Лондон), «Карнавал» для «Уэстерн тиэтр балле» (1961, Бристоль); помогала Ф. Аштону в постановке балета «Тщетная предосторожность» на музыку Ф. Герольда, репетировала с М. Фонтейн партию Жар-птицы.
В 1930–1955 гг. вице-президент английской Королевской академии танца.