Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зи́мний дворе́ц в Санкт-Петербу́рге, памятник архитектуры барокко в России.
До 1917 г. резиденция российских императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж. История императорских зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I, построенных на берегу р. Нева предположительно архитектором Д. Трезини в 1708 г. (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в 18 в.). В 1711–1712 гг. возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно, тот же архитектор; разобраны в 1726). В 1716–1720 гг. на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в 1718–1720 гг. Зимней канавкой, на месте современного Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (архитектор Г. И. Маттарнови; расширен в 1719–1722); к нему в 1726–1727 гг. пристроены Зимний дворец Екатерины I и служебные корпуса (архитектор Трезини). В 1727 – около 1729 гг. на Васильевском острове на основе дома Ф. Соловьёва, дворецкого светлейшего князя А. Д. Меншикова, сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (архитектор Трезини; достроен в 1759–1761, архитектор И. Г. Борхардт; ныне здание филологического факультета Санкт-Петербургского университета).
В 1730-х – 1760-х гг. строительство императорских дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли: в 1732–1736 гг. ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина, заложенного в 1716 по проекту Ж.-Б. Леблона; не сохранился), в 1755 г. – временный деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны на углу Невского проспекта и набережной Мойки (архитектор Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765–1768). Ныне существующий новый каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1754–1762 гг. на месте дворца Анны Ивановны.
Трёхэтажное здание Зимнего дворца представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен главный вход – Иорданский подъезд, от которого галерея ведёт к Иорданской лестнице, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на бывшую Разводную площадь, где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский). Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было свыше 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892–1894 под руководством скульптора М. П. Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение Зимнего дворца. Дворцовая церковь Спаса Нерукотворного построена в 1753–1762 гг.; её внутреннее убранство также исполнено итальянскими и русскими мастерами под руководством Б. Ф. Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо). В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838–1839).
После 1762 г. работу по внутренней отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли – С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж.-Б. М. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В конце 18 – начале 20 вв. интерьеры Зимнего дворца неоднократно переделывались. В 1791–1793 гг. создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов); во втором этаже нового корпуса (1783–1792, Кваренги), соединившего Зимний дворец с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 г. создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера – 1837–1842, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов). В 1826 г. открыта Военная галерея 1812 года (архитектор К. И. Росси; портреты героев Отечественной войны 1812 работы Дж. Доу и его помощников). В 1822–1837 гг. по проектам О. Р. де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17–19 (29–31) декабря 1837 г. интерьеры к 1841 г. восстановлены А. П. Брюлловым и Стасовым при участии многих мастеров; применены металлические конструкции перекрытий (шпренгели, по проекту инженера М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886–1887 гг.
Во 2-й половине 18–19 вв. с восточной стороны к Зимнему дворцу пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Северным, Южным павильонами и Висячим садом (1764–1775, архитекторы Ж.-Б. М. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен; четвёртый этаж надстроен в 1840–1843, В. П. Стасов; Павильонный зал – 1851–1858, А. И. Штакеншнейдер); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771–1787, Фельтен; перестроен в 1851–1860, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром (1783–1789, Дж. Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой; отделка фойе – 1904, архитектор Л. Н. Бенуа); Новый Эрмитаж (1842–1851, по проекту Л. фон Кленце, под руководством Стасова и Н. Е. Ефимова; портик с атлантами – 1846–1848, скульптор А. И. Теребенёв).
5(17) февраля 1880 г. народоволец С. Н. Халтурин произвёл в Зимнем дворце взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II 1(13) марта 1881 г. Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал Зимний дворец в основном для парадных церемоний. С воцарением Николая II (1894) императорская фамилия вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I заново отделаны, например библиотека – архитектор А. Ф. Красовский). В 1904 г. Николай II с семьёй переехал в Царское Село. В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. в залах Невской анфилады размещался госпиталь. С июля 1917 г. Зимний дворец – резиденция Временного правительства; в ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1917 г. был захвачен революционными войсками. В 1918 г. переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 г. в части помещений располагался Музей революции. До 1922 г. в Зимнем дворце находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал (бывший Аванзал) переоборудован под кинозал. В 1922 г. бóльшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945).
Широкомасштабные реставрационные работы велись в 1920-х – 1930-х гг. и в 1940-х –1960-х гг., после попадания артиллерийских снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 г. фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в конце 19 в. были тёмно-красными, с 1911 розовыми). В 1971 г. в составе Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца. В 2001 г. для публики открыт внутренний двор, где проводятся летние симфонические концерты.
В составе исторического центра Санкт-Петербурга Зимний дворец включён в список Всемирного наследия.