Александров Григорий Васильевич
Алекса́ндров Григо́рий Васи́льевич (настоящая фамилия Мормоненко) [10(23).1.1903, Екатеринбург – 16.12.1983, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943), народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973).
Родился в семье уральского горнорабочего Василия Григорьевича Мормоненко. По другим сведениям, отец был хозяином гостиницы «Сибирь» и ресторана при ней.
В 1916 г. занимал мелкие должности в Екатеринбургском оперном театре. В 1917 г. окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки. В 1918 г. поступил на курсы клубных руководителей при политотделе 3-й армии РККА, с 1919 г. (вместе с И. А. Пырьевым) режиссёр Екатеринбургского клуба ЧК. В 1920 г. окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губернском отделе народного образования (губнаробраз). С того же года, по окончании курсов, руководил фронтовым театром 3-й армии РККА. В 1920 г. назначен инструктором отдела искусств губнаробраза.
С осени 1921 г. в труппе Первого рабочего театра Пролеткульта под руководством С. М. Эйзенштейна; наиболее яркая роль – Глумов в спектакле «Мудрец» (по мотивам комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923).
В кино с 1924 г. Начинал как главный помощник Эйзенштейна. Работал в разных должностях (в том числе в качестве актёра) на съёмках фильма «Броненосец "Потёмкин"» (1925). Совместно с Эйзенштейном выступил как сценарист и режиссёр фильмов «Октябрь» (1927), «Генеральная линия» (другое название «Старое и новое», 1929). Автор сценариев лирической драмы «Девушка с далёкой реки» (1927, режиссёр Е. В. Червяков), историко-революционной ленты «Спящая красавица» (в соавторстве с режиссёрами Г. Н. и С. Д. Васильевыми, 1930).
В 1929–1932 гг. вместе с Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ совершил творческое турне по Европе и США. В 1930 г. снял (совместно с Эйзенштейном) короткометражный фильм «Сентиментальный романс». В 1931–1932 гг. ассистент Эйзенштейна на съёмках киноэпопеи «Да здравствует Мексика!». Из-за недостаточного финансирования работа не была завершена. «...Написанное нами тогда либретто – это единственный документ, на основе которого сейчас можно восстановить ход съёмок и предполагаемый авторский монтаж» (Александров. 1979. С. 96). Картина закончена Александровым в 1979 г. (Почётный приз Московского международного кинофестиваля, 1979).
По возвращении в СССР поставил музыкальную комедию с элементами эксцентрики «Весёлые ребята» (1934, сценарий совместно с Н. Р. Эрдманом, В. З. Массом, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году). О фильме негативно отзывался нарком просвещения А. С. Бубнов, но по предложению М. Горького ленту показали И. В. Сталину. Она вызвала у него одобрение, что обеспечило ей головокружительный успех как у зрителя, так и у критиков, объявивших её одним из главнейших достижений кинематографа 1-й половины 1930-х гг.: «Были хохот, громкие похвалы, возбуждённый… пересказ друг другу только что виденных сцен – и снова хохот. И категорическое повеление вождя отнять картину у режиссёра: "А то он её испортит своими никому не нужными доработками". <…> Смех одолел всё и вся. И стал в конечном счёте той бронёй, которая защитила картину, кругом её оправдала. <…> Это были не пустые слова. Советский народ с молодым задором, уверенно смотрел в будущее, чувствовал, что всё идёт как надо, – всё идёт к лучшему. И каждый факт, подтверждавший это, встречал радостно и одобрительно. <…> И фильм "Весёлые ребята". Этот фильм был рассчитан на весёлых ребят, на весёлых зрителей – на тех, кто чувствовал свою причастность ко всем великим свершениям, к "поколению победителей". Расчёт оказался не просто точным – кроме "смеха, бодрости и оптимизма", в фильме присутствовала масштабность, дерзновенная грандиозность. И это делало его одним из эпохальных свершений… Первой советской музыкальной кинокомедией. <…> Картина Александрова знаменовала собой рождение в советском кинематографе "большого стиля". В самом однозначном, то бишь голливудском, смысле этого термина» (Кушниров. 1998. С. 110–125).
В «большом стиле» эпохи Александров продолжал снимать оптимистические, тяготеющие к эксцентрике и гротеску музыкальные комедии, в их числе – «Цирк» (1936, Гран-при Всемирной выставки, 1937, Париж; Докладная записка Б. З. Шумяцкого И. В. Сталину и В. М. Молотому о советских фильмах, награждённых жюри Всемирной выставки 1937 г.: 10 декабря 1937), «Волга-Волга» (1938, сценарий совместно с Эрдманом, М. Д. Вольпиным, В. С. Нильсеном) и «Светлый путь» (1940), воспевающие советскую власть и обличающие её «мелкие недостатки» на местах. Постепенно он стал любимым режиссёром Сталина.
В 1942–1943 гг. руководил Бакинской киностудией (ныне «Азербайджанфильм»), где поставил фильмы: «Одна семья» (1943, в прокат не вышел) и «Каспийцы» (совместно с Н. И. Большаковым, 1944).
С 1959 г. художественный руководитель Первого творческого объединения (с 1966 творческое объединение «Время») киностудии «Мосфильм».
В 1947 г. поставил свой лучший фильм – музыкальную лирическую комедию «Весна» (сценарий совместно с А. Б. Раскиным, М. Р. Слободским, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году). Лента, рассказывающая о любви сорокалетних людей, была новацией для сталинского кинематографа, проекцией надежд и чаяний послевоенного советского общества, уставшего от борьбы и потрясений. Изысканный, утончённый, интеллигентный образ создавал ощущение покоя и гармонии.
В характерном для позднего сталинизма помпезно-пафосном стиле Александров поставил политический памфлет «Встреча на Эльбе» (1949, приз международных кинофестивалей в Братиславе, Готвальдове, Марианске-Лазне, все – 1949; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950) и биографическую ленту «Композитор Глинка» (1952, сценарий совместно с П. А. Павленко, Н. К. Тренёвой, приз международных кинофестивалей в Локарно, Эдинбурге, оба – 1953).
После создания фильма-ревю «Человек человеку» (1958) снял по своему сценарию эксцентрическую комедию «Русский сувенир» (1960), претендующую на «глобальную» сверхзадачу – представить ироническую картину взаимоотношений СССР и США на политической арене. Сегодня этот оригинальный, остроумный и выполненный в нехарактерном для своей эпохи саркастическом жанре фильм начинает жить второй жизнью, обретая локальный успех на международных кинофорумах и семинарах, но в те годы его ожидал провал – и у зрителя, и у критики.
Документально-игровой телевизионный фильм «Ленин в Швейцарии» (1965, сценарий совместно с К. С. Кузаковым) расценивался как неудача, а поставленная после него политическая драма о советской разведке «Скворец и Лира» (1974) в прокат не вышла.
Среди других фильмов: «Интернационал» (короткометражный, 1932), «Победа за нами! Боевой киносборник № 4» (совместно с В. М. Прониным, Е. Е. Ароном, сценарий совместно с Раскиным и Слободским, 1941), «Десять дней, которые потрясли мир» (1967).
Последний фильм режиссёра – документальная лента «Любовь Орлова» (1983), посвящённая жене – Любови Петровне Орловой.
В 1950–1957 гг. преподавал во ВГИКе (с 1951 профессор).
Сталинская премия 1-й степени за кинокартины «Цирк» и «Волга, Волга» (за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941). Награждён орденами Красной Звезды (1935), Ленина (1939, 1950, 1973), Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967), Дружбы народов (1983).