Олеша Юрий Карлович
Оле́ша Ю́рий Ка́рлович [19.2(3.3).1899, Елисаветград, Российская империя, ныне Кропивницкий, Украина – 10.5.1960, Москва], русский писатель.
Из семьи обедневших польских дворян; сын акцизного чиновника. С 1902 г. жил в Одессе, где окончил Ришельевскую гимназию (1917) и два года учился на юридическом факультете Новороссийского университета. Принимал участие в работе литературной секции ЮгРОСТА (южного отделения Всеукраинского бюро Российского телеграфного агентства), сочиняя стихотворные тексты к агитационным плакатам. С 1922 г. в Москве; сотрудничал в газете «Гудок», публикуя стихотворные фельетоны под псевдонимом Зубило (часть фельетонов объединил в книге «Зубило», 1924). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – в эвакуации в Ашхабаде; занимался журналистикой, работал на радио.
Дебютировал как поэт в 1916 г.; среди ранних произведений – пьеса «Маленькое сердце» (поставлена в 1918; не сохранилась), а также одноактная пьеса «Игра в плаху» (поставлена в 1920, издана в 1934). Литературную известность Олеше принёс роман «Зависть» (1927; переработан в пьесу под названием «Заговор чувств», 1929), в центре которого – драма интеллигента и мечтателя, ищущего своё место в новой, советской действительности, но неспособного жить по утверждающимся в обществе законам прагматизма. В 1928 г. опубликовал проникнутый духом революционной романтики, органично сочетавший элементы приключенческой литературы, фельетона и памфлета роман-сказку «Три толстяка» (создан в 1924), который вошёл в золотой фонд отечественной детской литературы. В 1930 г. сделал инсценировку этого романа для Московского Художественного академического театра (режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко) [по мотивам романа поставлен одноимённый балет на музыку В. А. Оранского (1935), написана опера В. И. Рубина (1956), сняты анимационный (1963, режиссёры В. С. и З. С. Брумберг) и художественный (1966, режиссёр А. В. Баталов) фильмы]. Тема трагической невозможности интеллигенции вписаться в новую жизнь нашла отражение в пьесе «Список благодеяний» (поставлена в 1931, режиссёр В. Э. Мейерхольд); в 1931 г. вышел сборник рассказов Ю. К. Олеши «Вишнёвая косточка». В дальнейшем писал только небольшие рассказы, очерки, киносценарии (в том числе «Строгий юноша», 1934; экранизация в 1936, режиссёр А. М. Роом; в прокат вышел в 1994).
Стилю Ю. К. Олеши, отразившему влияние прозы И. А. Бунина, присущи подчёркнутая прозрачность синтаксиса, ориентация на письменную книжную речь, интенсивная выразительность зрительных образов (в основе которых – точность и необычность метафорических сравнений) – черты, свидетельствующие о его принадлежности к т. н. южнорусской школе писателей (В. П. Катаев, Ильф и Петров и др.).
Из дневниковых записей послевоенных лет сложилась книга мемуарной прозы «Ни дня без строчки» (издана в 1965, посмертно) – не связанные единой фабулой воспоминания Олеши о детстве и юности, размышления о литературе и искусстве, о писателях и своей литературной судьбе.
Среди других произведений: инсценировки для театра («Идиот» Ф. М. Достоевского, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, «Цветы запоздалые» А. П. Чехова, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна); стихи для детей (сборник «О лисе», 1948).