Куприн Александр Иванович
Купри́н Алекса́ндр Ива́нович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат Пензенской губернии, ныне село Наровчат, Наровчатский район, Пензенская область – 25.8.1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища], русский писатель, переводчик, публицист.
Из дворян. Отец – Иван Иванович Куприн (1834–1871), мелкий чиновник, рано умер, заболев холерой. Мать – Любовь Алексеевна, урождённая Кулунчакова (1838–1910), происходившая из татарского княжеского рода. Оставшись без средств к существованию, в 1874 г. мать с тремя детьми переехала в Москву, где определила дочерей в казённые учебные заведения, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Сыграла определяющую роль в формировании характера будущего писателя; Куприн с благодарностью вспоминал о ней в течение всей жизни.
В 1876 г. определён в Разумовский сиротский пансион (Московский Александровский сиротский институт), оставивший у Куприна тяжёлые воспоминания. В 1880 г. поступил во Вторую московскую военную гимназию, через два года преобразованную в кадетский корпус. С 1888 г. юнкер Третьего Александровского военного училища, по окончании учёбы в 1890 г. в чине подпоручика служил в 46-м пехотном Днепровском полку, квартировавшем в Подольской губернии.
3 февраля 1902 г. женился на Марии Карловне Давыдовой (1881–1966), приёмной дочери владелицы журнала «Мир Божий» (разошлись в 1907, официальный развод получен в 1909, во 2-м браке Иорданская). Вторым браком (фактически с 1907, венчались в 1909) женат на Елизавете Морицевне, урождённой Гейнрих (1882–1943), сестре М. М. Абрамовой – гражданской жены Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Раннее творчество. 1880–1900-е гг.
Первые юношеские стихи остались неопубликованными. Литературная биография началась в период учёбы в юнкерском училище, когда в журнале «Русский сатирический листок» вышел рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1894 г. после неудавшейся попытки поступить в Академию Генерального штаба вышел в отставку в чине поручика, решил полностью посвятить себя литературе и отправился в Киев. Творчество Куприна отличалось широким жанровым и тематическим диапазоном – сотрудничество в газетах и репортёрская работа стали серьёзной школой писательского мастерства и важным этапом на пути в большую литературу. Переменил множество профессий, печатался в газетах, среди которых «Киевское слово», «Киевлянин», «Волынь». В ранних рассказах (1890-е гг.) преобладают беллетристические трафареты – пафос мелодрамы, «роковые» страсти. Позднее, в очерке «По заказу» (1901), высмеял литературные приёмы своего раннего творчества. В это время сложились его главные стилистические доминанты и мировоззренческие основы, нашедшие отражение в написанных позднее произведениях: любовь к жизни, неприятие насилия. Его герой, как правило, «маленький человек», одиночка и правдоискатель, противопоставляющий себя обществу. В основе сюжета личный жизненный опыт: конкретный случай, впечатление, услышанная история [повесть «Впотьмах» (1893), рассказы «Лунной ночью» (1893) и «Дознание» (1894); опубликованы в журнале «Русское богатство»].
Творческим итогом периода стали два сборника очерков и рассказов: «Киевские типы» (1896) и «Миниатюры» (1897).
Промышленный капитализм и «естественный человек». Литературная слава
Обстоятельства заставляли Куприна переезжать с места на место. Писатель ясно ощущал первые признаки общедемократического подъёма, весной 1896 г. как корреспондент отправился в Юзовку (ныне г. Донецк Донецкой Народной Республики), где познакомился с работой крупных предприятий, в должности заведующего учётом служил на рельсопрокатном заводе в селе Дружковка (ныне город Краматорского района Донецкой Народной Республики). Проявляя повышенный интерес к социальной проблематике, изучал условия труда, собирал сведения о волнениях и стачках. В 1896 г. вышли очерки «Юзовский завод» и «Рельсопрокатный завод». В них намечена проблематика первого крупного произведения – изданной в том же году в журнале «Русское богатство» повести с символическим названием «Молох», которая свидетельствовала о дальнейшем совершенствовании приёмов критического изображения действительности. В повести нашли отражение наиболее типичные черты промышленного капитализма, описаны будни огромного завода, пожирающего, подобно древнему божеству, приносимые в жертву жизни. Благодаря сочувствию борьбе рабочих повесть прозвучала как гневное обличение промышленного капитализма. Там же нашла отражение другая традиционная для Куприна тема – разочарование героя-одиночки, его пессимизм и неверие в возможность изменить существующее положение.
Цивилизации, уничтожающей естество человека, в творчестве Куприна противопоставлен ряд образов «естественных» людей, живущих в мире нетронутой природы. В 1897 г. писатель переехал в Полесье, служил на Волыни управляющим имением. Полесские впечатления легли в основу рассказов «Лесная глушь» (1898), «На глухарей» (1899), «Серебряный волк» (1901). Наиболее яркое воплощение эта тема нашла в опубликованной в газете «Киевлянин» повести «Олеся» (1898), отразившей стремление к гармонии с природой и невозможность осуществления этого идеала. Окружённая ореолом романтической таинственности, её героиня существует вне общества, попытка ради любви следовать его правилам заканчивается трагедией. По убеждению писателя, конфликт между естественным природным началом и законами, по которым существует социум, едва ли разрешим. Одновременно в «Олесе» развивается типичная для Куприна тема большой, но несчастной любви.
«Молох» и «Олеся» принесли Куприну общероссийскую известность. В 1901 г. по приглашению издателя В. С. Миролюбова состоялся переезд в Санкт-Петербург для сотрудничества в «Журнале для всех». Перед писателем открылись двери редакций других популярных журналов; особенно сблизился с редактором «Мира Божьего» Ф. Д. Батюшковым и А. И. Богдановичем; познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым, М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным. Присоединился к литературному кружку Н. Д. Телешова «Среда», напечатавшем в своём сборнике рассказ «Дознание» (1902). После его закрытия началось участие в товариществе «Знание», в котором ведущую роль играл М. Горький. Издал рассказ «Мирное житие» (кн. 2 сборника за 1903, вышла в 1904), в котором, по словам В. Г. Короленко, «характерными чертами изображена фигура доносчика по призванию» («Русское богатство». 1904. № 8. С. 148). В 1903 г. издательство «Знание» выпустило первую книгу Куприна «Рассказы», в 1904–1906 гг. вышли ещё два тома его произведений.
В произведениях отображал типичные характеры, вместе с тем писателя особенно привлекали образы смелых и незаурядных людей: описаны в рассказах «В цирке» (1902), «Конокрады» (1903), «Трус» (1903). Л. Н. Толстой, встретившись с Куприным в 1902 г., назвал его мускулистым, приятным силачом (Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910. Кн. 1. Москва, 1979. С. 422, 424). Известно, что вместе с С. И. Уточкиным он поднимался на воздушном шаре, летал на аэроплане с И. М. Заикиным. В очерках «Листригоны» (1907–1911) описал рыбаков – крымских греков, «милых простых людей» (Куприн А. И. Собрание сочинений. Т. 4. Москва, 1958. С. 509), существование которых свободно и не подвержено пагубному влиянию цивилизации. В тот же период написал рассказы о детях: «Белый пудель» (1904), «Слон» (1907). В рассказе «Река жизни» (1906), заглавие которого несёт философско-символическую нагрузку, воссоздал психологические черты совершившего предательство члена революционного кружка.
Армейская тема
Особое место в творческом наследии Куприна занимают произведения на тему армейской жизни. Среди них «Прапорщик армейский» (1897), «Брегет» (1897), «Ночная смена» (1899), «На переломе (Кадеты)» (1900) и одно из его наиболее знаковых произведений – повесть «Поединок» (кн. 6 сборника «Знания» за 1905), после появления которой автора обвинили в клевете на армию. Повести предшествовало посвящение М. Горькому, которому он был благодарен за поддержку: «Теперь, наконец, когда всё уже кончено, я могу сказать, что всё смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам» [письмо к М. Горькому 5 мая 1905]. В повести показал порядки армии, составлявшей главную опору самодержавия в условиях революционного подъёма. Произведение получило широкую известность, его злободневность усиливалась тем, что оно появилось после тяжёлых поражений в русско-японской войне 1904–1905 гг., когда военная тема стала особенно актуальной. В числе героев описаны офицеры, с которыми Куприн когда-то нёс службу и которые, независимо от личных качеств, усвоили граничащие с абсурдом армейские условности и кастовые традиции. История конфликта романтически настроенного героя со старшим офицером показана на фоне быта и нравов провинциальной жизни с её равнодушием, цинизмом, жестокостью.
Первая русская революция
Во время Революции 1905–1907 гг. Куприн поддерживал борьбу с царским режимом. Мысль о благотворном воздействии на творчество духа революции нашла отражение в притче «Искусство» (1906). В Севастополе он стал свидетелем орудийного расстрела крейсера «Очаков» и расправы с его командой, в Балаклаве помогал матросам скрываться от преследования властей – эпизод спасения впоследствии вошёл в рассказ «Гусеница» (1918). Непосредственным откликом на расстрел явился очерк «События в Севастополе» (1905), появившийся в столичной газете «Наша жизнь». За его публикацию командующий Черноморским флотом вице-адмирал Г. П. Чухнин отдал приказ о высылке писателя за пределы Севастопольского градоначальства.
В Крыму были написаны рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Сны» (1905), «Тост» (1906). В рассказе «Гамбринус» (1907), язык которого Л. Н. Толстой находил «прекрасным» и читал вслух своей семье, острое социальное звучание сочетается с темами гуманизма, силы искусства и стойкости «маленького человека». Духовная связь с Толстым нашла отражение в запрещённом цензурой рассказе «Анафема» (1913) в журнале «Аргус», тираж которого был уничтожен.
Тема любви
После поражения революции интерес Куприна к политике заметно снизился. Ушла в прошлое прежняя близость к М. Горькому, что выразилось в разрыве со «Знанием». Сквозная тема творчества – трагическая любовь – получила дальнейшее развитие в «исторической поэме» «Суламифь» (1908) и повести «Гранатовый браслет» (1911). Частично отходя от социальной проблематики, писатель обратился к общечеловеческим началам, существующим вне времени и классовой борьбы. В «Суламифи» в основу сюжета легло библейское предание. В «Гранатовом браслете», согласно определению писателя, его самом «целомудренном» произведении, простой телеграфист наделён благородством и высоким чувством, преодолевающим социальные условности. Сюжет основан на реальной истории любви мелкого чиновника к Л. И. Любимовой, урождённой Туган-Барановской, жене сенатора и виленского губернатора Д. Н. Любимова.
В повести «Яма» (1915), писавшейся со значительными перерывами в 1909–1915 гг., отражены киевские воспоминания 1890-х гг., хотя автор подчёркивал, что не стремился связывать её содержание с каким-то определённым местом. Для произведения характерен обличительный пафос – достоверно и порой на грани натурализма изображён мир публичных домов. Показаны узаконенное социумом попрание любви, её оборотная сторона, сочетающиеся с размышлениями об унижении женщины в современном обществе. Подобная трактовка противопоставлена теме любви в повестях «Суламифь» и «Гранатовый браслет».
1910-е гг.
В течение первого десятилетия 1900-х гг., в противоположность распространившейся моде на эстетику декаданса, творчество Куприна неизменно оставалось в русле традиционного реализма. В 1909 г. награждён Пушкинской премией Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук (разделена с И. А. Буниным) за трёхтомное собрание сочинений, выпущенное издательством «Мир Божий» в 1906–1907 гг.
В 1911 г. Куприн переехал в Гатчину, где купил в кредит дом, названный им «зелёным домиком». В 1912 г. путешествовал по Франции и Италии. О широте тематического диапазона его прозы свидетельствует научно-фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912, вышла в 1913). Её герой – человек нового времени, учёный – с помощью «сгущения» солнечных лучей получает сверхмощный источник энергии. Произведение проникнуто верой в неограниченные возможности человеческого разума и одновременно неверием в рациональное начало общества, которое любое гениальное изобретение употребит на «пушечные снаряды и бомбы безумной силы». Финал повести символичен – герой вынужден уничтожить всё, что связано с его изобретением.
Первая мировая война 1914–1918 гг. вызвала у Куприна патриотические чувства. Он полагал, что это «последняя война», которая освободит народы от груза взаимной вражды и создаст новый миропорядок на началах любви и братства. В чине поручика в ноябре 1914 г. записался в запасной полк и отправился к месту службы в Финляндию. Однако в апреле 1915 г. по состоянию здоровья демобилизовался и вернулся в Гатчину, где открыл домашний лазарет.
Февральскую революцию 1917 г. встретил в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Разделяя демократические идеи, редактировал эсеровскую газету «Свободная Россия», на страницах которой публиковал статьи об освободительном движении. А. Ф. Керенскому посвящён очерк с говорящим названием «Сердце народное» (1917). Октябрьскую революцию 1917 г. воспринял как стихию всеобщего разрушения; в фельетоне «Михаил Александрович» (Молва. 1918. № 15) выступил в защиту великого князя, за что подвергся аресту органами Всероссийской чрезвычайной комиссии, но вскоре был освобождён (эпизод воссоздан в рассказе «Шестое чувство», 1934). Сотрудничал в горьковском издательстве «Всемирная литература», работал над переводом трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос». Вынашивал план издания беспартийной газеты «Земля», с которым в декабре 1918 г. ездил в Москву и встречался с В. И. Лениным, однако поддержки не получил. Революционный террор и диктатура пролетариата вызывали резкое неприятие, и в октябре 1919 г., после взятия Гатчины войсками Н. Н. Юденича, Куприн присоединился к добровольцам. Служил в качестве редактора штабной газеты Северо-Западной армии «Приневский край».
Эмиграция. Возвращение на родину
С 1919 г. жил в эмиграции. Покидая Россию, не взял с собой никаких черновиков, всё, что было начато ранее, теперь создавалось заново. Жил в Таллине, затем в Хельсинки, где в местных русских газетах публиковал резкие антибольшевистские статьи. Там же выпустил сборник «Звезда Соломона» (1920), в который вошли рассказы 1917–1920 гг.
В июле 1920 г. вместе с женой и дочерью по приглашению И. А. Бунина переехал в Париж, где поселился в одном с ним доме. В эмиграции писатель пережил творческий кризис, вызванный отрывом от родины, однако, несмотря на бедность, проблемы со здоровьем и пагубное пристрастие к алкоголю, ему удалось создать ряд выдающихся произведений. По сравнению с дореволюционным творчеством их сюжеты отличало снижение событийного начала, сочетающееся с более углублённым вниманием к бытовой детализации. Среди них роман «Юнкера» (1928–1932) и небольшие по объёму романы (согласно определению автора) «Колесо времени» (1929) и «Жанета. Принцесса четырёх улиц» (1932–1933), рассказы о старой России, в том числе повесть «Однорукий комендант (Из семейной были)» (1923), «Тень императора» (1928), «Царёв гость из Наровчата» (1933). Выпустил сборник «Новые повести и рассказы» (1927), затем повесть «Купол святого Исаакия Далматского» (1928) и сборник «Елань» (1929). Продолжая наброски для второй книги «Листригонов», написал рассказ «Светлана» (1934), в котором вновь обратился к сценам из балаклавской жизни.
Автобиографический роман «Юнкера», главное произведение эмигрантского периода, рассматривался автором как адресованное русской молодёжи литературное завещание. Его замысел и начало работы относились к 1911 г., когда было задумано продолжение повести «На переломе (Кадеты)». Однако по своему пафосу роман существенно отличается от других произведений на армейскую тему. В нём воплотилось желание воссоздать и любовно сохранить дух ушедшего прошлого, рассказать о быте и традициях юнкерской жизни, о дорогих его памяти местах старой Москвы. С документальной точностью воспроизведены реальные лица и действительно имевшие место события, повествуется о юношеских литературных опытах, о первой любви.
Куприн до конца жизни оставался русским патриотом. В эмиграции он провёл 17 лет (в основном в Париже), его проза, как и до революции, переводилась на разные языки.
31 мая 1937 г. Куприны, получив разрешение советского правительства, приехали в Москву, где на Белорусском вокзале их встречала делегация Союза писателей СССР во главе с А. А. Фадеевым. Куприн уже был неизлечимо болен, по совету врачей поселился с женой на подмосковной даче в г. Голицыно. Позднее семье была предоставлена большая квартира в Ленинграде на Лесном проспекте. В советской прессе вышли интервью и публикации за подписью Куприна, которые впоследствии вошли в собрания сочинений. Так, появился очерк «Москва родная» («Комсомольская правда». 11 октября 1937). Однако, по мнению ряда исследователей, из-за тяжёлого онкологического заболевания в это время он уже ничего не писал (См. Михайлов О. Н. Александр Куприн // Русская литература 1920–1930-х годов... Т. 1, кн. 1. 2016. С. 197).
Музей А. И. Куприна
Единственный в России литературно-мемориальный музей Куприна находится в Наровчате (ул. Куприна, д. 3) в доме, построенном на месте дома, в котором писатель родился и провёл раннее детство (до трёх лет). Открыт 6 сентября 1981 г. накануне 111-й годовщины со дня его рождения. В открытии участвовала дочь Ксения Александровна Куприна (1908–1981), передавшая музею автографы, часть переписки, документы, мемориальные предметы, три семейных портрета работы Ф. А. Малявина, книги из личной библиотеки. В одной из комнат воссоздана бытовая обстановка, в четырёх других собрана литературная экспозиция. С 1985 г. в Наровчате ежегодно проводятся Купринские праздники.
Музыка в творчестве Куприна
Музыкальная тематика отражена в ряде произведений Куприна. В эпиграфе повести «Гранатовый браслет» приводится указание на II часть Сонаты для фортепиано op. 2 № 2 Л. ван Бетховена с темповым обозначением Largo appassionato. Эпизод из жизни Ф. И. Шаляпина представлен в рассказе «Гоголь-моголь» (1915). Романс П. И. Чайковского «Страшная минута» играет определяющую роль в одноимённом рассказе (1895). Образы юных музыкантов показаны в рассказах «Будущая Патти» (1895) и «Тапёр» (1900). Музыкальная составляющая балов описана в повести «Поединок» и романе «Юнкера». Впечатлениям от оперных постановок посвящены очерки «Кармен» [из цикла «Лазурные берега» (1913) об одноимённой опере Ж. Бизе] и «Фаворитка» [из цикла «Юг благословенный» (1927) об одноимённой опере Г. Доницетти]. По повести «Поединок» создан балет («Подпоручик Ромашов», музыка В. А. Гаврилина; постановка Б. Я. Эйфмана, 1985).