Государство Палестина
Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين), частично признанное государство на Ближнем Востоке. Формирование Государства Палестина предусмотрено решениями ООН. Независимость провозглашена 15 ноября 1988 г. (СССР признано 18 ноября 1988).
Общие сведения
Территория Государства Палестина состоит из двух частей – сектора Газа (СГ) и Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), – разделённых территорией Израиля и не имеющих общих границ. Сообщение между СГ и ЗБРИ осуществляется сухопутным путём через Израиль, либо через соседние государства – Египет (для СГ) и Иорданию (для ЗБРИ). С учётом сохраняющегося режима оккупации Израиль контролирует территориальные воды СГ, воздушное пространство обеих частей, а также наземные границы и пограничные переходы.
СГ граничит на севере и востоке с Израилем, на юго-западе – с Египтом. Общая протяжённость сухопутных границ СГ – 72 км, в том числе с Израилем 59 км, с Египтом 13 км (2020). СГ омывается водами Средиземного моря, общая протяжённость береговой линии – 40 км (2020). ЗБРИ на севере, западе и юге граничит с Израилем, на востоке – с Иорданией (по реке Иордан). Общая протяжённость границ ЗБРИ составляет 478 км, в том числе с Израилем 330 км, с Иорданией 148 км (2020). Площадь территории 6020 км2, в том числе ЗБРИ 5655 км2, СГ 365 км2 (2020).
Численность населения (без учёта еврейских поселенцев) свыше 5 млн человек (2020; около 4,8 млн в 2017, перепись).
Временный центр размещения органов управления Государства Палестина – Палестинской национальной администрации (ПНА) – расположен в г. Рамалла. После завершения процесса палестино-израильского урегулирования и окончательного определения границ Государства Палестина постоянной столицей должен стать Восточный Иерусалим.
Официальный язык – арабский. Денежная единица – новый израильский шекель, на ЗБРИ распространён иорданский динар.
Административно Государство Палестина подразделяется на 16 мухафаз (таблица 1).
Таблица 1. Административно-территориальное деление Государства Палестина (2017)
Мухафаза | Площадь, км2 | Население, тыс. человек | Административный центр |
Западный берег реки Иордан | |||
Вифлеем | 659 | 217 | Вифлеем (Байт-Лахм) |
Дженин | 583 | 315 | Дженин (Джанин) |
Иерихон и Аль-Агвар | 592 | 50 | Иерихон (Ариха) |
Иерусалим | 344 | 435 | Восточный Иерусалим (Аль-Кудс) |
Калькилия | 166 | 112 | Калькилия (Калькилья) |
Наблус | 592 | 388 | Наблус |
Рамалла и Эль-Бира | 844 | 329 | Эль-Бира |
Сальфит | 204 | 75 | Сальфит |
Тубас | 402 | 61 | Тубас |
Тулькарм | 268 | 187 | Тулькарм |
Хеврон | 997 | 711 | Хеврон (Эль-Халиль) |
Сектор Газа | |||
Газа | 70 | 653 | |
Дейр-эль-Балах | 56 | 273 | Дейр-эль-Балах |
Рафах | 65 | 234 | Рафах |
Северная Газа | 61 | 369 | Джабалия |
Хан-Юнис | 108 | 371 | Хан-Юнис (Хан-Юнус) |
По состоянию на 2020 г. ЗБРИ разделён на три зоны: зона A – полный силовой и гражданский контроль со стороны ПНА (крупные палестинские города); зона B – палестинский контроль в гражданских делах и совместный с Израилем контроль в сфере безопасности (окрестности городов, отдельные населённые пункты); их окружает зона C с полным контролем Израиля (пограничные районы с Иорданией, израильские военные базы и гражданские поселения, природные заповедники, побережье Мёртвого моря). Восточный Иерусалим с преимущественно арабским населением признаётся международным сообществом частью оккупированных палестинских территорий (ЗБРИ), но формальная юрисдикция ПНА на него не распространяется. С 2006–2007 гг. в отношении СГ Израилем введена полная блокада, в 2007 г. СГ фактически обособился от ЗБРИ.
Государство Палестина на ноябрь 2020 г. имеет дипломатическое признание со стороны 138 государств – членов ООН. Остальными 55 государствами – членами ООН Государство Палестина не признаётся, в том числе Израилем, большей частью государств Западной Европы, Азии и Океании, крупнейшими странами Северной Америки.
Страна является наблюдателем в ООН, состоит в ЮНЕСКО, Организации исламского сотрудничества (ОИС), Лиге арабских государств (ЛАГ), «Группе 77» и некоторых других международных организациях.
Государственный строй
Органы власти
Государство Палестина – государственное образование, провозглашённое путём принятия Палестинской декларации о независимости на сессии палестинского Национального совета 15 ноября 1988 г. в г. Алжир. Основой палестинской государственности считается Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. № A/RES/181 (II).
В 1994 г. образована Палестинская национальная администрация как временный административный орган до урегулирования палестино-израильского конфликта. Однако ввиду его незавершённости Палестинская национальная администрация действует как орган самоуправления и представляет собой прототип правительства.
В 2002 г. подписана и принята Конституция Государства Палестина. Данный документ призван выполнять роль конституции до учреждения Государства Палестина. В 2003 и 2005 гг. в данный документ внесены поправки.
Согласно тексту Конституции, Государство Палестина является частью большого арабского мира, а палестинский народ – частью арабской нации. В Государстве Палестина провозглашена официальная религия – ислам, а принципы исламского шариата – основным источником законодательства. Система управления Государства Палестина характеризуется как демократическая парламентская, основанная на политическом и партийном плюрализме. Учредительный документ провозглашает осуществление государственного управления президентом Палестинской национальной администрации, правительством и парламентом.
Президент (председатель) Палестинской национальной администрации является главой государства и главнокомандующим вооружёнными силами. Он представляет государство во внешних отношениях, осуществляет защиту конституции как высшего закона. Он наделён полномочиями обнародовать законы, осуществлять помилование или смягчение приговора, издавать декреты, имеющие силу закона.
Президент избирается на всеобщих и прямых выборах палестинским народом на срок 4 года. Президент наделён правом выдвижения своей кандидатуры на должность на второй срок, если он не будет занимать пост более двух сроков подряд. Кандидатом в президенты может стать гражданин Государства Палестина не моложе 40 лет, пользующийся в полном объёме гражданскими и политическими правами.
Президент назначает премьер-министра и уполномочивает его сформировать правительство. Премьер-министр наделён полномочиями по созыву правительства и формированию его состава, изданию необходимых решений в пределах своей компетенции, подписанию и изданию постановлений, утверждаемых правительством. Премьер-министр подотчётен президенту за свои действия и за действия правительства.
Парламент представлен одной палатой – Палестинским законодательным советом, осуществляющим законодательные и надзорные функции. Он состоит из депутатов, избираемых на всеобщих выборах сроком на 4 года.
Исполнительную власть осуществляет правительство – Совет министров – высший исполнительный и административный орган. На правительство возложена ответственность за реализацию программ, одобренных Палестинским законодательным советом. Совет министров состоит из премьер-министра и министров, которых не может быть более 24. К полномочиям Совета министров относится разработка и осуществление общей государственной политики, подготовка плана бюджета для представления в Палестинский законодательный совет, обеспечение исполнения законов, надзор за выполнением министерствами своих полномочий и др.
Судебная власть в Государстве Палестина является независимой и осуществляется судами разных видов и уровней. Конституция провозглашает создание Высшего судебного совета, правовой статус которого должен определяться законом; Высшего конституционного суда, который полномочен рассматривать конституционность законов, осуществлять толкование основного закона и законодательства в целом, а также разрешать отдельные категории споров.
Также в государстве провозглашается образование шариатских судов для рассмотрения вопросов, регулируемых шариатским правом; военных судов по военным делам; административных судов для рассмотрения административных споров и споров по искам, связанным с дисциплинарными нарушениями.
В настоящее время Государство Палестина не обладает всеми признаками государства: не имеет суверенитета, сформированных органов государственной власти, армии, определённой территории.
Политические партии
Согласно Конституции, Государство Палестина является демократической многопартийной страной.
По состоянию на февраль 2023 г. выборы в Палестинский законодательный совет (ПЗС) состоялись 2 раза: в 1996 г. большинство мест получило движение ФАТХ, в 2006 г. – движение ХАМАС. Регулярных заседаний ПЗС не проводилось с 2007 г., со времени вооружённого конфликта между ФАТХ и ХАМАС. Третьи выборы в ПЗС должны были состояться 22 мая 2021 г., однако президент М. Аббас отложил их на неопределённый срок из-за опасений, связанных с неспособностью участия в них жителей Восточного Иерусалима.
Основные политические силы, оппонирующие друг другу в Государстве Палестина, – это движение ФАТХ (де-факто правящая партия на Западном берегу реки Иордан, лидер – президент М. Аббас) и исламистское движение ХАМАС (де-факто правящая партия в секторе Газа). Другие движения, играющие роль в палестинской политике, – Народный фронт освобождения Палестины, Демократический фронт освобождения Палестины, Народная партия (бывшая Коммунистическая партия Палестины), «Национальная инициатива», «Исламский джихад».
Природа
Рельеф
В рельефе преобладают холмистые гряды, складчато-глыбовые плато и низкогорья высотой до 1016 м (гора Асур – высшая точка Государства Палестина). На востоке склоны плато обрываются к самой глубокой в мире тектонической впадине Эль-Гор. Вдоль побережья Средиземного моря протягивается приморская равнина с береговыми дюнами.
Климат
На территории Государства Палестина климат субтропический средиземноморский с жарким сухим летом и тёплой влажной зимой. Средние температуры января от 6 до 18 °C, июля – от 24 до 30 °C. Количество осадков уменьшается с запада на восток от 800 мм в год на приморской равнине до 100 мм в год и менее во впадине Эль-Гор, свыше 70 % осадков приходится на декабрь – март. В горных районах случаются снегопады. Для летнего периода характерен ветер хамсин. Весной возможны песчаные бури.
Внутренние воды
Территория Государства Палестина бедна поверхностными водами. Во впадине Эль-Гор расположены главная водная артерия страны – река Иордан и крупнейший внутренний водоём – Мёртвое море. Другие реки короткие, большая их часть летом пересыхает. Из-за использования стока реки Иордан уровень Мёртвого моря понижается: в 1970 г. он находился на отметке −395 м, в 2010 г. снизился до −424 м (побережье моря является самым низким участком суши на Земле).
Ежегодно возобновляемые водные ресурсы составляют 0,84 км3, водообеспеченность 168,02 м3 на человека в год (2019). Ежегодно используется 0,42 км3 водных ресурсов, из них 45,6 % расходуется на нужды сельского хозяйства, 46,2 % – на коммунально-бытовое водоснабжение, 8,2 % потребляют промышленные предприятия (2019).
Геологическое строение и полезные ископаемые
Территория Государства Палестина расположена в северо-западной части докембрийской Аравийской платформы, в области распространения платформенного чехла. Холмистые гряды, плато и низкогорья сложены верхнемеловыми и палеогеновыми мелководно-морскими карбонатными, кремнистыми и глинистыми отложениями (известняками, писчим мелом, кремнями, мергелями, доломитами) с горизонтами фосфоритов. Более древние породы платформенного чехла (известняки, доломиты, гипс, глины, песчаники триаса и юры, а также континентальные образования нижнего мела) на поверхность не выступают. На приморской равнине в секторе Газа залегают четвертичные речные, озёрные, эоловые отложения (пески, алевриты, глины, гравий, песчаники). Впадина Эль-Гор входит в Восточно-Африканскую рифтовую систему; она маркирует крупнейший региональный сейсмоактивный разлом (Левантинский сдвиг), заполнена неоген-четвертичными озёрно-аллювиальными отложениями, вмещающими толщи эвапоритов.
Недра Государства Палестина бедны полезными ископаемыми. Имеются месторождения природных строительных материалов и сырья для их производства (строительный камень, мрамор, травертин, гравий и др.), нерудных полезных ископаемых. Шельф сектора Газа газоносен.
Почвы, растительный и животный мир. Состояние и охрана окружающей среды
Почвы преобразованы хозяйственной деятельностью и пригодны для сельского хозяйства благодаря орошению. Западный берег реки Иордан является пустынной равниной, не имеющей выхода к морю. На данной территории лесистость составляет всего 1 % общей площади; леса представлены в основном искусственными насаждениями. Фауна относится к Средиземноморской подобласти Голарктической области. Животный мир беден; крупные млекопитающие почти повсеместно истреблены. Встречаются лисы, дикобразы, ежи, зайцы, кабаны, змеи, черепахи и ящерицы, среди птиц грифы, пеликаны, аисты, совы.
Проблемы окружающей среды включают ухудшение качества почв, опустынивание, засоление пресной питьевой воды. Охрана природных территорий затруднена.
Население
Абсолютное большинство населения составляют палестинцы (палестинские арабы), на них приходится 99 % жителей Государства Палестина (без учёта еврейских поселенцев; 2020). Общая численность еврейских поселенцев на ЗБРИ 671 тыс. человек, в том числе 311 тыс. (2018) проживает в Восточном Иерусалиме.
Естественный прирост населения 26,1 ‰, рождаемость 29,9 ‰, смертность 3,8 ‰ (2020; естественный прирост 27,0 ‰, рождаемость 30,8 ‰, смертность 3,8 ‰ в 2017).
В возрастной структуре населения (2019) на детей (до 15 лет) приходится 38,3 %, на лиц трудоспособного возраста (15–65 лет) – 58,6 %, на пожилых (старше 65 лет) – 3,1 %. На 100 мужчин приходится 96,7 женщины (2019). Показатель младенческой смертности – 18,2 на 1 тыс. живорождённых (2014). Коэффициент фертильности (2016) – 4,4 ребёнка на одну женщину.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2016): у мужчин – 72,1 года (2011 – 71,0), у женщин – 75,2 года (2011 – 73,9).
По индексу человеческого развития Государство Палестина относится к разряду стран со средним уровнем – 0,690 (2018).
Крупнейшие города (2017, перепись, тыс. человек): Газа (590), Хан-Юнис (205), Хеврон (201), Джабалия (173), Рафах (172), Наблус (157). Доля городского населения составляет 77,2 %, сельского – 14,5 %, проживающего в лагерях беженцев – 9,3 % (2020). Средняя плотность населения 847,0 чел./км2 (2020).
Численность экономически активного населения составляет свыше 2,2 млн человек, трудоустроено свыше 1,6 млн человек (2019). В структуре занятости населения по секторам экономики преобладает третичный сектор – 64,2 % (2019), на вторичный приходится 29,7 %, на первичный – 6,1 %. Уровень безработицы 25,3 % (2019).
Религия
Подавляющее большинство жителей Государства Палестина – мусульмане [около 99 %, по данным переписи 2017 г. (без учета еврейских поселенцев, сконцентрированных в регионе Западный берег реки Иордан), проведённой Центральным статистическим бюро Палестины]. Суннизм шафиитского мазхаба – самое распространённое направление ислама. Меньшинство мусульман являются последователями шиизма и движения Ахмадие. На значительной части территории Государства Палестина действуют нормы шариата. Действие шариата как основы законодательства имеет широкую поддержку (89 %, по данным Pew Research Center 2013).
От 12 до 14 % (2012) населения исповедуют иудаизм. На территории Государства Палестина наибольшее распространение имеет ортодоксальный иудаизм.
Христиане составляют около 1 % населения (2017). Большая часть христиан Государства Палестина – православные. Также на территории страны представлены древневосточные церкви, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, англиканство, лютеранство и баптизм.
Исторический очерк
Предыстория формирования и создание Государства Палестина
Идеи образования на территории исторической Палестины, находившейся под управлением Великобритании в рамках системы мандатов, единого государства исходили как от представителей арабской общины, организованной с 1936 г. в Верховный арабский комитет, так и от британской администрации, с конца 1930-х гг. планировавшей реализовать поэтапную программу предоставления Палестине независимости (что было отражено, в частности, в «Белой книге» М. Макдоналда 1939, посвящённой проблемам подмандатной Палестины).
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181(II), согласно которой британский мандат упразднялся, а на его месте должны были быть сформированы еврейское и арабское государства. Тем не менее после провозглашения независимости Израиля в 1948 г. часть территорий, согласно резолюции выделенная под образование арабского палестинского государства, была оккупирована израильскими войсками, другая была занята Египтом и Иорданией (в 1967 по итогам Шестидневной войны все палестинские территории перешли под израильский контроль). За этим последовала длительная вооружённая борьба различных палестинских организаций [наиболее значимой из которых стала Организация освобождения Палестины (ООП) и доминировавшее в ней движение ФАТХ во главе с Я. Арафатом] против израильской оккупации.
Внешнее и внутреннее сопротивление израильскому контролю над арабской частью Палестины, а также дерадикализация ООП привели к началу палестино-израильского мирного процесса в 1990-х гг., подписанию соглашений Осло I и Осло II в 1993 и 1995 г. соответственно. На основе этих соглашений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газа власть была в ограниченном объеме передана Палестинской национальной администрации (ПНА), в которой основные позиции заняла ООП.
Дальнейший процесс палестино-израильского урегулирования замедлился в силу наличия непреодолимых разногласий по вопросам, включающим возвращение палестинских беженцев, израильские поселения в секторе Газа и на ЗБРИ, израильский военный контроль над арабскими территориями и статус Восточного Иерусалима. Ситуация осложнилась в 2005–2007 гг. из-за перехода власти в секторе Газа к радикальному исламистскому движению ХАМАС, выступающему против любого диалога с Израилем. Учитывая стагнацию в палестино-израильских отношениях, к 2012–2013 гг. руководство ООП выразило готовность провозгласить полноценную палестинскую государственность в одностороннем порядке.
5 января 2013 г. глава ПНА М. Аббас издал указ, окончательно закрепляющий термин «Государство Палестина» во всех официальных источниках. 138 стран – членов ООН (включая РФ) признали палестинскую государственность. 2014 г. был провозглашён ООН Годом солидарности с народом Палестины.
Изменение названия повлекло за собой смену паспортов, печатей, бланков и выпуск новых почтовых марок. Обновление символики вызвало противодействие Израиля, в результате было принято решение, что реформы затронут только документацию, используемую на палестинских территориях, но не повлияют на вид документов, необходимых для пересечения границы с Израилем. Первым государством, поддержавшим палестинскую администрацию в изменении её официального названия и символики, была Турция, после чего статус турецкой миссии был повышен до посольства.
В рамках укрепления международного положения Государство Палестина 1 апреля 2015 г. присоединилась к Римскому статуту и признала юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), в результате чего она распространилась на территории сектора Газа и ЗБРИ. С этого момента ПНА неоднократно предпринимала попытки инициировать в МУС рассмотрение предполагаемых военных преступлений Израиля в ходе операции «Нерушимая скала», проведённой в секторе Газа летом 2014 г. 3 марта 2021 г. прокурор МУС Ф. Бенсуда объявила о начале расследования ситуации в Государстве Палестина.
Борьба между ФАТХ и ХАМАС и попытки создания коалиционного правительства
Признание палестинской государственности породило дискуссии о необходимости изменения Основного закона, принятого Законодательным советом в 1997 г. и ратифицированного Я. Арафатом в 2002 г. в качестве первой части будущей постоянной Конституции Государства Палестина. Ввиду сложностей при принятии поправок 2003 и 2005 гг., вводивших сначала смешанную, а затем пропорциональную систему выборов, от изначального варианта закона было решено отказаться. Также не была пересмотрена система государственного управления, согласно которой во главе государства находится президент, обладающий ключевыми полномочиями в сфере внешней и оборонной политики, а также ограниченными функциями в области законодательной власти. Он избирается прямым голосованием на четырёхлетний срок с возможностью однократного переизбрания. Президент назначает главу правительства, он вместе с Советом министров составляет исполнительную ветвь власти. Члены правительства постоянно заседают в Рамалле, представительство интересов в секторе Газа осуществляют заместители министров и генеральные директора государственных ведомств. Законодательный совет состоит из 132 депутатов, избираемых на четырёхлетний срок. Отдельный президентский указ предписывает включение в депутатский корпус представителей христианской общины и женщин. Несмотря на то что именно данный орган формально представляет собой высшую законодательную власть, в действительности имеет место пересечение его полномочий с расположенным в Аммане Национальным советом при ООП, избираемым Исполнительным комитетом организации на двухлетний срок. Разногласия по поводу состава органов власти, избирательной системы и процедуры составляют одну из основ межпалестинских противоречий.
Враждующие палестинские фракции предпринимали несколько попыток добиться примирения и создания коалиционного правительства. 3 мая 2011 г. ФАТХ и ХАМАС подписали Каирское соглашение, предписывавшее создать временный Кабинет министров, который должен был заниматься решением социальных и административных проблем, возникших в период раскола, содействовать унификации институтов власти в секторе Газа и на ЗБРИ, обеспечивать условия для восстановления сектора Газы и снятия с него блокады, а также вести подготовку к проведению всеобщих выборов президента, депутатов Законодательного и Национального советов Государства Палестина. Стороны согласились создать на консенсусной основе Центральную избирательную комиссию. Голосование было назначено на май 2012 г., но не состоялось ввиду того, что фракции не смогли договориться по ряду принципиальных вопросов, включающих регистрацию новых кандидатов, характер отношений с Израилем и сохранение за ХАМАС полномочий по контролю над сектором Газа.
Палестинские фракции вновь подтвердили обещания по созданию правительства единства в рамках соглашений, подписанных в Дохе и Каире в феврале и мае 2012 г. соответственно. Однако дальнейшие переговоры зашли в тупик, и в июне 2013 г. М. Аббас назначил правительство ЗБРИ во главе с Р. Хамдаллой. Последний сменил на посту С. Файяда, который проводил политику экономического развития ЗБРИ, смягчения конфронтации с Израилем. В 2009 г. С. Файяд выдвинул свой проект построения палестинского государства через развитие и укрепление институтов государственной власти. Его деятельность пользовалась популярностью за рубежом, поскольку политик выступал за мирное урегулирование противоречий с Израилем, однако вызывала недовольство местного населения из-за проведения достаточно жёсткого экономического курса на фоне экономического кризиса в Государстве Палестина, нараставшего с 2011 г.
В течение 2014 г. ХАМАС и ФАТХ подписали серию соглашений о примирении в секторе Газа и Каире, на основании которых 2 июня того же года было сформировано правительство единства, включавшее 16 министров (11 на ЗБРИ и 5 в секторе Газа). При формальной независимости состава Кабинета министров большая его часть считалась сторонниками М. Аббаса. Премьер-министром продолжил оставаться Р. Хамдалла. Последовавшее за этим военное противостояние Израиля и ХАМАС летом 2014 г. замедлило работу нового Кабинета министров и подготовку к всеобщим выборам. Первое совместное заседание правительства прошло в секторе Газа 9 октября 2014 г., но уже в ноябре ХАМАС пригрозил вотумом недоверия и обвинил ФАТХ в отсутствии реальных шагов по восстановлению сектора Газа после конфликта с Израилем, срыве выплат заработной платы гражданским служащим. Также группировка была недовольна тем, что вместо Министерства по делам заключённых в составе правительства была создана комиссия, курирующая данный вопрос под контролем ООП. 17 июня 2015 г. правительство единства подало в отставку, ссылаясь на неспособность выполнять возложенные на него функции, однако ХАМАС денонсировал это решение, поскольку оно было принято в одностороннем порядке. В июле того же года М. Аббас провёл перестановки в Кабинете министров, что усугубило внутрипалестинский раскол. Высший административный комитет в секторе Газа в 2016 г. назначил новых чиновников, осуществляющих контроль над сектором, фактически сформировав новое правительство сектора Газы.
В октябре 2017 г. ХАМАС и ФАТХ при посредничестве Египта вновь провели переговоры в Каире, по итогам которых предполагалось, что сектор Газа перейдёт под контроль Рамаллы в декабре того же года. Договорённости вновь не были реализованы, а дальнейшие переговоры зашли в тупик. ХАМАС упразднил Высший административный комитет, первоначально созданный для содействия национальному примирению. Фактическое правительство под руководством ХАМАС продолжило управлять сектором. На этом фоне М. Аббас начал вводить санкции против сектора Газы в виде сокращения фонда заработных плат: государственным служащим выплаты были урезаны на 30 %, многих досрочно отправили на пенсию. Прекратилось перечисление средств Израилю для оплаты электроснабжения сектора. Сбой поставок электроэнергии из Израиля, который покрывает порядка 70 % потребностей сектора, привёл к остановке опреснительных сооружений, что спровоцировало перебои с водой. Это повлекло за собой протесты местного населения против центральной власти в Рамалле. Для снятия санкций ХАМАС обращался в Лигу арабских государств (ЛАГ). Правительство во главе с Р. Хамдаллой продолжило выполнять обязанности до апреля 2019 г. при сопротивлении ХАМАС. В марте 2018 г., во время посещения премьер-министром церемонии открытия водоочистительной станции в северной части сектора Газа, на него было совершено покушение.
В апреле 2019 г. М. Штайе возглавил 18-е палестинское правительство на ЗБРИ, куда были включены 23 министра, представляющие ООП и независимые палестинские фракции. Задачами нового премьер-министра стали достижение национального примирения и проведение всеобщих выборов на всех палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим, создание легитимного присутствия централизованной власти в секторе Газа, защита и восстановление в правах палестинских беженцев, обеспечение экономического роста. В ноябре 2019 г. М. Аббас обозначил, что готов на проведение всеобщих выборов с допуском на них ХАМАС, но только в том случае, если голосование охватит Восточный Иерусалим.
В 2020 г. ХАМАС и ФАТХ сообщили о начале нового раунда переговоров по преодолению противоречий и провели несколько консультаций в Египте и Турции. В Стамбуле 24 сентября 2020 г. была подписана декларация, предусматривавшая проведение в течение полугода выборов президента и депутатов Законодательного совета, а также совместное сопротивление плану США по ближневосточному урегулированию, продолжению израильской поселенческой политики и процессу нормализации отношений Израиля с другими государствами Ближнего Востока, занимающими умеренную позицию по палестинскому вопросу. Указом от 15 января 2021 г. М. Аббас назначил на 22 мая того же года голосование в Законодательный совет, выборы президента были запланированы на 31 июля. Представители палестинской администрации в Рамалле сообщили об отправке Израилю серии запросов на организацию голосования в Восточном Иерусалиме, которые остались без ответа. На этом основании М. Аббас 29 апреля 2021 г. отложил выборы на неопределённый срок. По другой версии, отказ от голосования был спровоцирован высокими рисками отстранения от власти главы ПНА, чего опасались как его сторонники на палестинских территориях, так и представители Израиля и международные посредники, стремившиеся не допустить прихода к власти более радикальных сил, несклонных к мирному урегулированию. Усугубил положение М. Аббаса раскол в ФАТХ – намерение создать собственный предвыборный список выразил племянник Я. Арафата, член ЦК фракции Н. аль-Кудва. В условиях отказа от выборов в секторе Газа и на ЗБРИ началось преследование оппозиционных политических сил и СМИ.
После эскалации столкновений между Израилем и палестинскими группировками в секторе Газа в мае 2021 г. М. Аббас предложил перезапустить переговоры о национальном примирении, но не встретил поддержки со стороны ХАМАС, который после прекращения огня с Израилем задумался над укреплением позиций на ЗБРИ. Дальнейшая работа над межпалестинским примирением была продолжена египетскими посредниками на двусторонней основе, однако процесс урегулирования вновь зашёл в тупик к июню 2021 г. Принципиальные возражения со стороны ХАМАС вызвало предложение ФАТХ о создании правительства национального единства без переходного правительства, которое взяло бы под контроль исполнительную власть и провело подготовку к выборам, руководство сектора Газы выразило несогласие с умеренной позицией ФАТХ в отношении Израиля.
Отношения с Израилем и их влияние на политическое развитие Государства Палестина
На внутреннюю ситуацию в Государстве Палестина большое влияние оказывает динамика палестино-израильского конфликта. В июле – августе 2014 г. в ответ на похищение и убийство палестинскими боевиками трёх израильских подростков и последующие ракетные обстрелы Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала операцию «Нерушимая скала», включавшую воздушную и наземную фазы. Она привела к серьёзным разрушениям в секторе и большим потерям среди местного гражданского населения. Операция замедлила начало работы правительства национального единства, а в дальнейшем спровоцировала между его членами и ХАМАС разногласия по вопросам восстановления сектора. В октябре 2014 г. для поддержки сектора Газы в Каире была созвана международная конференция стран-доноров, на которой Государству Палестина было решено выделить более 5 млрд долл. Израиль возобновил прерванное на фоне конфликта электроснабжение, а также разрешил ввоз строительных материалов. Однако между Рамаллой и сектором Газа начался конфликт из-за того, куда именно должны перечисляться средства. Позднее высокопоставленные представители ПНА обвинили ХАМАС в незаконном присвоении части денег. Также данные, собранные в рамках операции израильской общей службой безопасности Шабак, показали, что палестинские группировки из сектора Газы готовились к захвату власти на ЗБРИ через создание и расширение своих ячеек в крупных городах, включая Рамаллу, Восточный Иерусалим, Хеврон, Наблус и Дженин. В ходе антитеррористических рейдов израильских сил безопасности было задержано порядка 90 боевиков и изъяты крупные партии оружия. По мнению израильской стороны, их предполагалось использовать для организации протестов, которые должны были перерасти в третью интифаду. На её фоне ХАМАС надеялся поставить под свой контроль все палестинские территории и добиться отстранения от власти М. Аббаса.
Поскольку летом 2014 г. палестинские группировки в секторе Газа активно использовали подземные туннели для переброски на территорию Израиля оружия и боевиков, в 2017 г. в Израиле началось строительство подземного барьера с датчиками, позволяющими выявить строительство новых туннелей. Возведение 40-метровой приграничной подземной стены было завершено в марте 2021 г. Возражение со стороны сектора Газа вызывает как политика Израиля по укреплению границы, так и то, что подобную практику берёт на вооружение Египет, который начал возведение аналогичного израильскому приграничного барьера в 2009 г., а в 2020 г. было принято решение о продолжении работ.
В 2015–2016 гг. Израиль столкнулся с серией атак, получившей название «интифада ножей» или «интифада одиночек». Она характеризовалась нападениями этнических арабов на евреев прежде всего в городах со смешанным населением, приграничных населённых пунктах и поселениях в Иудее и Самарии (ЗБРИ). ХАМАС в этих условиях пытался добиться укрепления своих позиций на всех палестинских территориях, на фоне чего поддерживать насилие стали и представители ПНА, в том числе делегация Государства Палестина в ООН, которая охарактеризовала вспышки насилия как результат религиозного конфликта на Храмовой горе.
Столкновения израильских поселенцев с палестинцами в районе Шейх-Джеррах после обнародования плана выселения последних, а также беспорядки на Храмовой горе в завершающий период Рамадана в сочетании с отменой выборов привели к началу нового витка конфликта в мае 2021 г. В этот период ХАМАС пытался инициировать сопротивление не только в секторе Газа, но и в Восточном Иерусалиме, а также укрепить свои ячейки на ЗБРИ, ссылаясь на то, что ПНА не исполняет своих обязанностей по руководству сопротивлением израильской оккупации, защите Иерусалима и отстаиванию интересов палестинского населения на международной арене. В ходе столкновений вновь был нанесён значительный ущерб инфраструктуре сектора Газы, а также была усилена её блокада. При вмешательстве международных посредников удалось согласовать режим прекращения огня, однако вновь стал актуальным вопрос о восстановлении сектора Газы и о том, под чьим контролем оно должно вестись.
Помимо внутренних противоречий с ФАТХ, ХАМАС противодействует в секторе Газа радикальным исламистским группировкам, связанным с запрещёнными в РФ организациями Аль-Каида и «Исламское государство». Недовольство ХАМАС вызывает то, что они дискредитируют палестинцев похищениями и убийствами западных журналистов, а также инициируют столкновения с Израилем в периоды, когда власти сектора Газа пытаются вести с международными посредниками переговоры, направленные на улучшение экономической ситуации в секторе.
Хозяйство
Общая характеристика хозяйства
Государство Палестина – развивающаяся страна. Важнейшие проблемы экономического развития – отсутствие полномасштабного международного признания и ограниченные возможности организации прямых внешнеторговых контактов и поступления иностранных инвестиций, экономическая и энергетическая блокада со стороны Израиля, внутриполитическая нестабильность, значительная роль теневого сектора.
Объём валового внутреннего продукта (ВВП), по официальному курсу национальной валюты, составляет 15,6 млрд долл. США (2018; 7,5 млрд в 2014; без Восточного Иерусалима).
ВВП в расчёте на душу населения по официальному курсу национальной валюты – 3,4 тыс. долл. (2018; 1,7 тыс. в 2014).
В структуре ВВП (2018) преобладает третичный сектор – 73,8 %, на вторичный приходится 19,1 %, на первичный 7,1 %. Темпы прироста ВВП (2017–2018) 1,2 %.
Экономическое развитие зависит от иностранной финансовой помощи. Бюджетный дефицит, как правило, покрывается за счёт донорской помощи. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику Государства Палестина в 2018 г. составили 2,8 млрд долл. В географической структуре ПИИ (2018; %) доминирует Иордания – 82,6, доля остальных государств значительно меньше: Катар – 8,4, Египет – 2,8, США – 2,1, другие страны – 4,1. Поступления от палестинцев, работающих за рубежом, превышают 2,66 млрд долл. (2018), из этой суммы переводы из Израиля составляют около 2,62 млрд. Внешний долг оценивается свыше 1,4 млрд долл., или 9,3 % ВВП (2018).
Промышленность
Доля промышленности в ВВП (2018) 13,2 %. Валовая добавленная стоимость промышленности (2018) 2,1 млрд долл. Среднегодовые темпы её прироста за 2010–2018 гг. 7,5 %.
Численность предприятий (2017, без Восточного Иерусалима) обрабатывающей промышленности – 19 778, добывающей промышленности – 326, по производству и распределению электричества, газа и воды – 93, занимающихся строительством – 871.
В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости промышленности (2018, %) лидируют добывающая – 23,9, пищевая – 19,6, мебельная – 13,1, производство и распределение электричества, газа и воды – 9,9, производство готовых металлических изделий – 9,2, производство резиновых изделий и пластмасс – 4,4, на долю других отраслей приходится 19,9 %.
Добывающая промышленность специализируется на добыче строительного каменя, гравия, мрамора и травертина для нужд строительства. Кроме того, для нужд строительства используются пиломатериалы, объём заготовок которых 2 тыс. м3 (2019).
Ведущие направления обрабатывающей промышленности – переработка сельскохозяйственной продукции (главным образом оливок) и пищевая отрасль (производство продуктов питания и напитков). Предприятия, как правило, мелкие, с небольшим числом занятых. Производство оливкового масла составляет 39,6 тыс. т (2019), овечьего сыра – 6,3 тыс. т (2014).
Нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, керосин, битум, сжиженный нефтяной газ) импортируются.
Палестинские территории – энергодефицитный регион. Собственных электрогенерирующих мощностей не хватает. Электроэнергия – 420,4 млн кВт·ч (2018), генерируется в основном за счёт возобновляемых источников (солнечная энергия) и на ТЭС, использующих дизельное топливо. Значительная часть электроэнергии (2018) импортируется из Израиля (5791 млн кВт·ч), а также из Иордании (на ЗБРИ, 88,1 млн кВт·ч) и Египта (в СГ, 36,5 млн кВт·ч). Структура потребления электроэнергии (2018, %): транспорт – 45,5, домохозяйства – 38, сектор услуг – 10, промышленность – 6, сельское хозяйство – 0,5. Крупнейшая ТЭС расположена к северу от г. Дейр-эль-Балах в СГ (установленная мощность 140 МВт; работает на дизельном топливе, поступающем из Израиля, его поставки часто срываются или ограничиваются по политическим мотивам).
Сельское, лесное хозяйство и рыболовство
В Государстве Палестина сельское хозяйство пригородного типа, преимущественно интенсивное.
Стоимость продукции сельского, лесного хозяйства и рыболовства (2018) – около 1 млрд долл. (около 0,9 млрд в 2010), среднегодовые темпы прироста стоимости продукции за 2010–2018 гг. составили 2,7 %.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий 463 тыс. га (2018), большая часть приходится на пастбища – 277 тыс. га; на многолетние насаждения – 99 тыс. га, на пашню – 87 тыс. га. Зерновые культуры (преимущественно пшеница и ячмень) занимают 27 % площади пашни, овощные и бобовые – 17 %, кормовые – 5 %, клубнеплоды – 2 %, прочие культуры и залежные земли – 49 % (таблица 2). Многолетние насаждения представлены в основном оливковыми деревьями, виноградниками, плантациями цитрусовых.
Таблица 2. Валовой сбор сельскохозяйственных культур в Государстве Палестина (в 2013 и 2018; тыс. т)
Культура | 2018 | 2013 |
томаты | 223,2 | 248,9 |
огурцы | 170,4 | 163,4 |
оливки | 95,5 | 60,6 |
баклажаны | 59,4 | 55,5 |
картофель | 57,3 | 84,0 |
тыква | 45,8 | 46,6 |
виноград | 34,7 | 42,2 |
пшеница | 34,2 | 41,7 |
лук | 31,7 | 31,4 |
перец | 24,1 | 22,3 |
капуста | 20,5 | 18,9 |
апельсины | 16,2 | 5,9 |
цветная капуста и брокколи | 16,2 | 21,9 |
ячмень | 15,0 | 16,4 |
лимоны и лаймы | 13,6 | 13,6 |
арбузы | 11,9 | 14,5 |
фасоль | 7,5 | 7,5 |
морковь | 5,1 | 5,1 |
миндаль | 4,0 | 4,5 |
финики | 3,5 | 3,5 |
бананы | 3,1 | 3,1 |
инжир | 2,8 | 4,1 |
дыни | 2,7 | 2,9 |
клубника | 2,5 | 3,5 |
Поголовье сельскохозяйственных животных (2018, тыс. голов): овцы – 753,7 (730,9 в 2013), козы – 208,5 (215,3 в 2013), крупный рогатый скот – 31,4 (34,0 в 2013), куры – 6815 (6212 в 2013). Численность пчелосемей (2017) – 36,8 тыс. (46,2 тыс. в 2013).
Производство основных видов продукции животноводства (2018): мясо (в убойном весе) – 23 тыс. т (24,5 в 2013), в том числе баранина – 10,8, говядина и телятина – 8,3, козлятина – 3,9; мясо птицы (в убойном весе) – 61,4 тыс. т (72,3 в 2013), молоко – 154,0 тыс. т (123,0 в 2013), яйца – 417,0 млн шт. (316,7 в 2013), натуральный мёд – 400 т (475 в 2013).
Площадь лесов (2018) 10,1 тыс. га. Вылов рыбы и морепродуктов (в секторе Газа) – 3 тыс. т (2018), главным образом анчоусовые (562 т), сардины (480 т), крабы (442 т). Рыболовецкий флот насчитывает 1261 судно (2018).
Сфера услуг
Сфера услуг – базовый сектор экономики страны. Ведущие отрасли сферы услуг (2018, % от ВВП): оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств – 21,4, административно-управленческие услуги и услуги обороны – 9,6, финансовый сектор – 4,0, информационно-коммуникационные услуги – 3,2, транспортные и складские услуги – 1,8, прочие услуги (включая туризм, образование, здравоохранение) – 33,8.
Развит туристический бизнес. Основные виды туризма – паломнический и культурно-познавательный. Ежегодно Государство Палестина (без учёта Восточного Иерусалима) посещают 450–750 тыс. туристов. В 2018 г. прибыли 653,7 тыс. человек, проведших в Государстве Палестина свыше 1,8 млн ночёвок.
Туристический поток (тыс. ночей, проведённых в ЗБРИ; 2018) формируется за счёт граждан стран Европейского союза (850,7), государств Азии (314,4), США и Канады (178,1 тыс.), Израиля (139,8), других европейских стран (85,2), стран Латинской Америки (45,9), стран Африки (34,3), арабских стран (30,0), Австралии и Океании (9,4). Чистые доходы от международного туризма составили 245 млн долл. (2018). На граждан Государства Палестина приходится 145,9 тыс. ночей (2018). В 2018 г. было развёрнуто 16,3 тыс. мест размещения туристов (средняя заполняемость отеля 20 %). В туристическом секторе заняты 35 тыс. человек (2018).
Важнейшие коммерческие банки: Bank of Palestine, Palestine Islamic Bank, Palestine Investment Bank, Al Quds Bank и др. На территории Государства Палестина действуют банки Иордании и Египта. Центральные офисы и представительства финансовых учреждений размещены в Рамалле.
Осуществляется разработка программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий (специализированные компании в Рамалле и созданном в 2010 технополисе Раваби на ЗБРИ). Численность абонентов мобильной телефонной связи (2018) 4,3 млн, стационарной телефонной связи около 470 тыс.
Транспорт
На долю транспорта приходится 1,8 % ВВП (со складскими услугами, 2018), в секторе заняты 7,4 тыс. человек (2018). Транспортная система состоит из отдельных транспортных систем ЗБРИ и СГ, разорванных территорией Израиля. Важнейшие транспортные узлы – Восточный Иерусалим (для ЗБРИ) и Газа (для СГ). Магистральные автомобильные дороги на ЗБРИ связывают Иерусалим с Хевроном, Наблусом, Амманом (Иордания). Вдоль всей территории СГ проходит автодорога Тель-Авив (Израиль) – Газа – Рафах – Каир (Египет; «дорога Саладина»). Протяжённость автомобильных дорог – 4,7 тыс. км (2018). Уровень автомобилизации населения (2018) – 88,3 автомобиля на 1 тыс. жителей (данные для ЗБРИ).
Морской порт в Газе используется исключительно как рыболовный из-за транспортной блокады со стороны Израиля с 2007 г. Действующих аэропортов нет. Аэропорт Ясир-Арафат в Рафахе (СГ) повреждён израильской бомбардировкой в 2001 г. и не эксплуатируется. Аэропорт Атарот к северу от Иерусалима не используется с 2000 г., территория аэропорта Гуш-Катиф (2004) у г. Хан-Юнис в СГ используется как лагерь для беженцев.
Внешняя торговля
Внешнеторговые связи узконаправленны из-за ограничений, накладываемых Израилем – ведущим внешнеторговым партнёром Государства Палестина. Основной объём экспорта и импорта Государства Палестина с третьими странами следует через Израиль.
Внешнеторговый оборот – около 7,7 млрд долл. (2018; 6,3 млрд в 2016). Сальдо баланса внешней торговли товарами хронически дефицитно, в 2018 г. экспорт составил около 1,2 млрд долл., импорт – 6,5 млрд долл., торговый баланс равен −5,3 млрд (экспорт – 0,9 млрд, импорт – 5,4 млрд, торговый баланс −4,5 млрд соответственно в 2016).
Товарную структуру экспорта (2018) формируют товары промышленности строительных материалов (19,0 %; строительный камень, мрамор и травертин, гравий), лом чёрных и цветных металлов (16,8 %), сельского хозяйства (10,6 %), мебельной промышленности (9,8 %), другая продукция (43,8 %). На реэкспорт приходится 36 % общего объёма экспорта. Главные партнёры по экспорту (2018): Израиль – 80,4 % и арабские страны (Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и др.) – 14,6 %. Основной объём экспорта идёт с ЗБРИ (98,8 %), из СГ всего 1,2 %.
В товарной структуре импорта (2018, стоимости) преобладают топливо и смазочные материалы (дизельное топливо, бензин и др.) – 21,6 %, продукция пищевой промышленности – 15,1 %, машины и электрооборудование (за исключением транспортных средств) – 9,5 %, продукция сельского хозяйства – 8,1 %, транспортные средства – 5,3 %, на прочие товары приходится 40,4 %. Главные партнёры по импорту (2018): Израиль – 61,8 %, страны ЕС (Германия, Италия, Франция, Испания и др.) – 9,5 %, Турция – 6,6 %, арабские страны (Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) – 6,3 %.
Баланс внешней торговли услугами положительный. Экспорт услуг (2018) – 215,7 млн долл. (2016 – 161,4 млн долл.), преимущественно в сферах туризма и строительства. Импорт услуг (2018) – 203,8 млн долл. (в 2016 – 137,0 млн долл.), в основном за счёт туризма и транспорта.
Военная организация
В соответствии с соглашениями, подписанными между Организацией освобождения Палестины (ООП) и Израилем в 1993 г. в г. Осло, в Палестинской автономии образованы «полицейские силы», насчитывающие по состоянию на конец 2021 г. 40–80 тыс. человек. На их вооружении находится ограниченное число военной техники и автоматического оружия. Помимо этих официальных сил, существуют вооружённые формирования отдельных политических группировок, сведения о которых ограничены. Государство Палестина армии не имеет. Техника и вооружение закупаются на стороне, через третьи страны.
После внутренних военных конфликтов в январе 2007 г. сектор Газа находится под контролем палестинского исламистского движения ХАМАС. Военное крыло этой организации – «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама». Западный берег реки Иордан контролируется Палестинской национальной администрацией.
Численность бригад «Изз ад-Дин аль-Кассам» на конец 2021 г. 15–20 тыс. человек.
Командование – 6 штабов бригад. Силы быстрого реагирования: 1 спецподразделение «Нухба», 27 военизированных батальонов, 100 военизированных рот, имеется несколько подразделений материально-технического обеспечения. Имеется морская полиция численностью 600 человек.
На вооружении бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам» имеются переносные противотанковые ракетные комплексы для поражения бронированных целей 9К11 «Малютка» советской разработки, противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) Dehlavieh иранского производства, несколько ракетных систем залпового огня (РСЗО), оснащённых 107-миллиметровыми снарядами «Фаджр-1», несколько РСЗО со 330-миллиметровыми снарядами «Фаджр-5», имеются твердотопливные неуправляемые реактивные снаряды «земля – земля» «Кассам».
По данным разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), бригады ХАМАС «Изз ад-Дин аль-Кассам» имеют также: ракеты «Бадр-3» иранского производства (несут боеголовку весом 250 кг и имеют дальность более 150 км), боевые беспилотные летательные аппараты «Шехаб» иранского производства, дистанционно управляемые подводные аппараты (подводные дроны), способные нести до 50 кг взрывчатых веществ.
Палестинская национальная администрация на конец 2021 г. имеет вооружённые формирования: подразделение охраны председателя ПНА численностью 3 тыс. человек, силы специального назначения численностью 1,2 тыс. человек, полицию – 9 тыс. человек, силы национальной безопасности – 10 тыс. человек, служба превентивной безопасности – 4 тыс. человек, силы гражданской обороны – 1 тыс. человек.
На территории Государства Палестина действует также палестинская террористическая группировка «Бригады мучеников Аль-Аксы», позиционирующая себя как военизированное крыло палестинской политической партии Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ), которая является членом Организации освобождения Палестины и наиболее влиятельной партией в этой организации.
Здравоохранение
В Государстве Палестине на 10 тыс. жителей приходится врачей – 5,2 (в секторе Газа – 6,1, на Западном берегу реки Иордан – 4,6), лиц среднего медицинского персонала – 8,1, лиц младшего медицинского персонала – 0,9 (2018).
Регулирующие законодательные акты: Конституция (2002), законы об общественном здоровье (2004). Основные регулирующие организации – Министерство здравоохранения, Палестинская военно-медицинская служба, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), неправительственные организации. Палестинский информационный центр здравоохранения занимается сбором и систематизацией информации, публикацией статистических данных, Палестинский институт общественного здоровья (при поддержке ВОЗ) – обработкой данных и созданием национальной электронной базы данных по рабочей силе в секторе здравоохранения.
В Государстве Палестина работают Кластер здравоохранения (2009) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Палестинское общество Красного Креста, медицинская гуманитарная организация «Врачи без границ».
Политика в сфере здравоохранения осуществляется согласно Палестинской национальной стратегии здравоохранения (2017–2022), Стратегии сотрудничества ВОЗ и оккупированных палестинских территорий.
Расходы на здравоохранение составляют 10,7 % от ВВП (2015, по данным государственной статистики).
Различными системами медицинского страхования пользуются чуть более 80 % населения страны (2016). Система государственного медицинского страхования распространяется только на работников государственных учреждений. Граждане, не задействованные в государственном секторе, имеют право на государственное страхование в случае госпитализации. Часть населения пользуется услугами страхования БАПОР. Безработные подлежат страхованию Министерством труда, незащищённые слои населения – Министерством социальных дел. Жители сектора Газа освобождены от уплаты страховых платежей. Израильские медицинские организации обслуживают резидентов сектора Газа и Западного берега реки Иордан на платной основе при условии получения обязательного разрешения на въезд.
В Государстве Палестина действуют 85 больниц (государственных – 28, негосударственных – 57), количество коек на 10 тыс. человек – 13 (2019); центров первичной медицинской помощи – 732 (2018), из которых в ведении Министерства здравоохранения – 63,9 %, неправительственных организаций – 24,9 %, БАПОР – 8,9 %, военных медицинских центров – 2,3 %.
Основным местом лечения для палестинцев и ключевым элементом системы здравоохранения является сеть больниц Восточного Иерусалима (1997): «Августа Виктория», «Аль-Макассед», офтальмологическая Святого Иоанна Иерусалимского, Красного Креста, Центр для детей с ограниченными возможностями имени принцессы Басмы, «Святой Иосиф». Другие медицинские учреждения: Палестинский медицинский комплекс (Рамалла), Больница Университета Ан-Наджа (1993, Наблус), два военно-медицинских госпиталя (Газа), Иорданский полевой госпиталь (сектор Газа), больница БАПОР (Калькилия), больница Красного Креста (Рамалла), Больница Аш-Шифа – крупнейшая в секторе Газа, офтальмологическая больница имени Уго Чавеса (2018, Турмус-Айя).
Система здравоохранения Государства Палестина характеризуется фрагментарностью на географическом, институциональном и организационном уровнях. Работа медицинских учреждений осложняется военными действиями: 61 атака на больницу, 5 случаев разрушения и повреждения медицинских учреждений в 2020 г.
Рождаемость составляет 28,9 на 1 тыс. населения, детская смертность (до пяти лет) – 13,4 на 1 тыс. человек, материнская смертность – 16,7 на 100 тыс. (2018).
Основные причины смерти: сердечно-сосудистые заболевания – 31,5 %, онкологические – 15,4 %, цереброваскулярные – 13,0 %, осложнения в перинатальный период – 9,5 %, диабет – 7,5 %, внешние причины – 4,0 %, заболевания дыхательной системы – 3,5 %, врождённые аномалии – 3,5 %, хроническая почечная недостаточность – 2,9 %, заболевания печени и органов пищеварения – 2,7 % и др. (2018).
Высшее медицинское образование в стране предлагают университеты Аль-Кудс (восточная часть Иерусалима), Ан-Наджа (Наблус), Аль-Азхар (Газа), Исламский университет Газы.
Спорт
Национальный олимпийский комитет Государства Палестина учреждён в 1995 г. и в том же году признан Международным олимпийским комитетом (МОК). Олимпийский дебют спортсменов Государства Палестина состоялся на Играх XXVI Олимпиады в Атланте (1996): М. А. Марахил представлял её в соревнованиях по лёгкой атлетике (бег на 10 тыс. м). В дальнейшем Государство Палестина не пропустило ни одних Игр, но медалей не завоёвывало. В 2000 г. паралимпийцы Государства Палестина дебютировали на Паралимпийских играх; всего на 1 января 2023 г. завоёвано 1 серебряная и 2 бронзовые награды. Лучшие юные спортсмены страны участвовали во всех летних юношеских Олимпийских играх (2010, 2014, 2018), но призовых мест не занимали. Студенческая сборная Государства Палестина – неизменный участник Всемирных летних универсиад (с 2011; без медалей на 1 января 2023). На летних Азиатских играх сборная страны дебютировала в 1990 г.; в 2002 г. в соревнованиях боксёров была завоёвана единственная в этих соревнованиях медаль (бронзовая). В 2003 г. впервые спортсмены страны участвовали в зимних Азиатских играх (впоследствии также в 2007, 2011 и 2017; медалей не завоёвано).
Среди наиболее популярных видов спорта – футбол, регби, шахматы.
Палестинская футбольная ассоциация основана в 1962 г.; в 1995 г. присоединилась к Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) и Азиатской конфедерации футбола (АФК) в качестве временного члена; в 1998 г. стала постоянным. Национальная сборная страны по футболу участвовала в финальных турнирах Кубка Азии (2015 и 2019). Домашние матчи команда проводит на стадионе имени Фейсала Хуссейни (в г. Аль-Рам, 12,5 тыс. мест). Футбольный чемпионат страны проводится в двух высших дивизионах – Премьер-лиге Западного берега (с 1977) и Премьер-лиге сектора Газа (с 1984). Мужская сборная Государства Палестина по шахматам – участник многих Всемирных шахматных олимпиад.
В г. Рамалла расположены лучшие в стране спортивные залы. В 2007 г. в г. Турмус-Айя создан конноспортивный клуб. С 2013 г. на улицах Вифлеема проводится Палестинский марафон.
Палестинская альпинистка С. аль-Хуби в 2011 г. стала первой арабской женщиной, покорившей Эверест.
Учреждения науки и образования
Доля государственных расходов на образование составляет 5,25 % от ВВП страны (2017).
Регулирующими органами системы образования и науки являются Министерство образования, Министерство информации, Национальный комитет образования, культуры и науки, Совет научных исследований, Высший совет инноваций, Высший совет профессионального и технического образования.
Регулирующие законодательные акты: Конституция (2002), закон об образовании и высшем образовании Государства Палестина (2017).
Политика в сфере образования и науки осуществляется в соответствии с Планом национального развития 2017–2022, Программой образования 2030 и программой Целей устойчивого развития ООН – 2030.
Главное научно-исследовательское учреждение страны – Академия наук и технологий Палестины (1997), работают отделения естественных и технических наук, искусств и гуманитарных наук, технологий и инноваций. Ведущие научно-исследовательские учреждения: Институт прикладных исследований (1990, Иерусалим), Палестинский научно-исследовательский институт экономической политики (1994, основан в Восточном Иерусалиме, в 1996 переведён в Рамаллу), Палестинский центр политических и стратегических исследований MASARAT (Рамалла, Газа), Ресурсный центр изучения прав палестинских резидентов и беженцев BADIL (1998, Вифлеем), Палестинский центр политических и обзорных исследований (Рамалла), Центр исследований в области развития Бирзейтского университета (1997), Палестинское академическое общество изучения международных отношений (1987, восточная часть Иерусалима).
Ступени образования: двухлетнее дошкольное образование, обязательное десятилетнее основное образование (1–10-й классы), полное среднее образование (11–12-й классы, профессиональный и академический профили). Действуют образовательные программы для людей с неоконченным школьным образованием (5–6 классов) и для безграмотного взрослого населения старше 15 лет.
Учреждений дошкольного образования более 2,1 тыс. (2019–2020), школ основного и среднего образования более 3 тыс. (правительственных – 73,5 %, частных – 14,4 %, Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ – 12,1 %, 2019–2020). Охват в учреждениях общего образования (1–10-й классы) среди детей от 6 до 15 лет – 93,80 % (2015). Учреждений высшего образования – 50, в их числе 16 университетов и 34 колледжа.
Имеют оконченное образование (среди населения старше 15 лет): дошкольное – 13,8 %, основное – 39,1 %, полное среднее образование – 20,1 %, высшее образование – 21,3 %, безграмотных – 1,2 %, умеют читать и писать – 4,5 % (2020).
Традиционные университеты: в Газе – Исламский Газы (1978), Аль-Азхар, Аль-Акса, Палестинский (2005, частный), Университет Газы (2007, частный); в других городах – Хевронский (1971, Хеврон); Политехнический университет Палестины (1978, Хеврон), Вифлеемский (1973, Вифлеем), Бирзейтский (1924, Бирзейт), Национальный университет Аль-Наджа (1918 – основан как общеобразовательная школа, 1977 – статус университета, Наблус), Арабо-Американский (частный, 2000, Дженин и Рамалла), Аль-Истикляль – Палестинская академия безопасности (2007, Иерихон), Палестинский технический (2007, Тулькарм). Открытые университеты: Аль-Кудс (1991; 18 кампусов по стране, главные в Аммане и в Иерусалиме), Арабский (2002, Рамалла).
Специализированные учреждения: Консерватория имени Эдварда Саида (1993, Рамалла; отделения в Иерусалиме, Вифлееме, Наблусе, Школа музыки в Газе, Школа музыки имени П. И. Чайковского в Вифлееме).
С 2017 г. ведётся работа по созданию Палестинской национальной библиотеки в Рамалле.
Музеи
В Государстве Палестина действуют 32 музея (27 – на Западном берегу реки Иордан и 5 – в секторе Газа, 2020). Ведущим является Палестинский музей (2016, Бирзейт), занимающийся исследовательской и культурно-просветительской деятельностью, не имеет постоянной экспозиции; проекты музея: Palestinian Journeys – интерактивная энциклопедия истории Палестины в фото-, аудио- и видеоисточниках; цифровой архив; студия реставрации и сохранения бумажных источников при поддержке Британского Совета; новая цифровая образовательная платформа (2021). Другие музеи: музей Ясира Арафата (2016, Рамалла), мемориальный музей М. Дарвиша (2012, Рамалла), Музей традиционного и народного искусства (1972, Вифлеем), Экомузей под открытым небом в Баттире (2011), музей «Каср аль-Баша» (2010, Газа), Российский музейно-парковый комплекс (2011, Иерихон, создан при поддержке правительства России), Палестинский музей естественной истории Института биоразнообразия и устойчивости окружающей среды Университета Вифлеема (Вифлеем).
Средства массовой информации
Ведущие информационные агентства: Ma'an News Agency (2005), Wafa (1972), Al-Aqsa TV (2006), Al-Quds TV (2008), Sanabel TV (2007).
Доступ к Интернету имеют 75 % населения страны (2022).
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
На территории современного Государства Палестина сохранились наскальные росписи эпохи палеолита и более позднего времени.
Наиболее древние памятники архитектуры – прямоугольное «святилище» и постройки, обнаруженные в основании Телль-эс-Султан в Иерихоне (10-е тыс. до н. э.). С 9-го тыс. до н. э. здесь возводились каменные укрепления. В 8–7-м тыс. до н. э. на человеческих черепах при помощи глины изображались лица, глаза инкрустировались раковинами и камнями. С 6-го тыс. до н. э. развивались изготовление керамической посуды, ювелирное искусство.
Во 2-м тыс. до н. э. возводились укреплённые города ханаанеев [Телль-эс-Султан в Иерихоне, Телль-эль-Аджуль в Газе, Гивон (Гаваон) близ Рамаллы и др.], прорубались водопроводные туннели. В посёлке Сабастия (древний город Самария) близ г. Наблус (Шхем) в ходе археологических раскопок обнаружены остатки дворца (согласно 3 Цар 22:39 построен царём Ахавом) с украшениями из слоновой кости (9 в. до н. э.).
При Хасмонеях во 2–1 вв. до н. э. построены царские дворцы и виллы с дворами, портиками, настенными росписями, напольными мозаиками и стукко, синагоги (в том числе на холме Тулул-Абу-эль-Алайк близ Иерихона; сохранились основания).
В последней трети 1 в. до н. э. при царе Ироде I Великом построено прямоугольное здание синагоги над Пещерой Патриархов (Пещерой Махпела) в Хевроне (перестроено в церковь в 4–6 вв. н. э., в мечеть Ибрагима – в 7–8 вв.), крепость Иродион (близ посёлка Текоа; с дворцом и гробницами), форум с базиликой и дворец в Самарии.
С 4–5 вв. строились христианские храмы [руины византийских базилик с мозаиками в Телль-эль-Хасан в Иерихоне, в Хирбет-эн-Нитла, в бывшем г. Архелаида; храм Рождества Христова в Вифлееме (326–339, перестроен в 6 и 12 вв.); церковь в Неаполе (ныне Наблус; 5 в., перестроена в 6, 12, 13 вв.; ныне Большая мечеть) и др.].
В ущелье Вади-эль-Кильт (ныне природный заповедник Эйн-Прат) в 4–5 вв. основаны скальные монастыри с кельями в пещерах – Фаранская лавра (с пещерой, в которой в 1-й половине 4 в. подвизался святой Харитон Исповедник; приобретена в 1903 русскими монахами с Афона; ныне скит Русской православной церкви заграницей), лавра с пещерой, в которой, по преданию, уединённо жил пророк Илия (основана в 420-х гг., в конце 5 в. преобразована монахом Иоанном из Фив в монастырь Богородицы; ныне монастырь Святого Георгия Хозевита Иерусалимской православной церкви; церковь Рождества Богородицы, 6 в., перестроена в 12 в.).
Среди монастырей 4–6 вв. также: Искушения на Сорокадневной горе около Иерихона (основан около 340 святым Харитоном Исповедником), близ Вифлеема – Дейр-Доси (основан около 476 преподобным Феодосием Великим; первый общежительный в Палестине; руины церкви с тремя конхами, 530-е гг.) и Мар-Саба (основан около 484 преподобным Саввой Освященным).
Сохранились руины синагог 5–6 вв. с напольными мозаиками в Иерихоне, Газе и др.
В 8 в. арабские халифы возводили охотничьи дворцы (руины дворца дамасского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика в Хирбет-аль-Мафджар близ Иерихона, между 724 и 743; сохранились колонны коринфского ордера, напольные мозаики; дворец разрушен землетрясением в 747).
Крестоносцами возведены крепости (руины крепостей Каср-Бардавиль в деревне Айн-Синия и в деревне Бейтин близ Рамаллы, 12 в.; близ г. Эль-Бира, 1146) и готические церкви (в том числе собор Святого Иоанна Крестителя в Газе, 1149, восстановлен в 13–14 вв. и 1926–1927).
С 13–14 вв. при мамлюках возводились мечети (Наби-Муса над предполагаемым местом погребения пророка Моисея близ Иерихона, 1260-е гг.; в Газе, Хевроне и др.), медресе, караван-сараи (в селе Хан-Юнис близ Газы, 14 в.), рынки и др. В 16–18 вв. под властью Османской империи продолжилось строительство крепостей, мечетей, рынков, бань и др.
В 19–20 вв. возобновилось строительство христианских храмов (францисканская базилика Святой Екатерины в Вифлееме, 1870-е гг. – 1881, в неороманском стиле; русская православная церковь Святых Праотцев в Хевроне, около 1904–1914, архитектор Дж. Бергамаско; католический костёл Доброго Пастыря в Иерихоне, 1924–1925, архитектор А. Барлуцци; греческая православная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Дейр-Доси, освящена в 1952) и монастырей – Иерусалимской православной церкви (Святого Герасима Иорданского в селе Дейр-Хаджла, 1882–1885; Святого Иоанна Предтечи близ реки Иордан, перестроен в конце 1920-х и в 1950-х гг.), Сиро-яковитской церкви, Эфиопской церкви, Коптской церкви и др. В виде бедуинского шатра с куполом построен католический храм «Славы в вышних Богу» в селе Бейт-Сахур (Поле Пастырей близ Вифлеема; 1954, архитектор А. Барлуцци).
В результате землетрясения 11 июля 1927 г. разрушены многие здания (мечеть Ан-Наср в Наблусе, 12–13 вв., построена заново в 1930-х гг.).
В 2000–2010-х гг. активно отстраивались города Рамалла, Эль-Бира (комплекс палестинской администрации Муката, мечеть Абу-Насер; мавзолей Я. Арафата, 2007), Газа, Иерихон и др. В 2010–2011 гг. в Иерихоне построен Российский музейно-парковый комплекс, в 2016 г. завершено здание Палестинского музея в Бирзейте (архитектурное бюро Heneghan Peng architects).
Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. работали живописцы Дж. Эль-Хусейни, Н. А. А. Элейян, С. Мансур, З. Карды, Э. Ясир, Х. Зуроб, карикатурист М. Сабанехи и др.
Развивается узорное ткачество, вышивка, ковроделие, производство керамики и изделий из дерева.
Музыкальная культура
Основа музыкальной культуры – фольклор палестинцев; традиционная музыка поныне звучит на публичных мероприятиях, свадьбах. В конце 19 в. на территорию Палестины начала проникать европейская музыка: в миссионерских школах под руководством францисканских монахов изучали западноевропейскую классику и песнопения богослужебного цикла. Одним из первых палестинцев, обучавшихся у монахов, был композитор и органист Августин Лама (1901–1988), «отец» современной палестинской музыки. Среди наиболее известных его учеников – композиторы Сальвадор Арнита (1914–1984; преподавал в Бирзейтском колледже) и Юсеф Хашо (1927–1996). Выпускниками колледжа во 2-й половине 20 в. стали Рима Насир Тарази (род. 1932), Хабиб Хасан Тома (1934–1998), Патрик Лама (род. 1940), способствовавшие популяризации арабской музыки за рубежом, Мунир Анастас (род. 1963), Самир Одех-Тамими (род. 1970) и др. В их произведениях европейские жанры, формы и инструментарий соединяются с элементами арабской музыки, в частности характерной орнаментикой и ладами; например, одна из тем в драматической кантате С. Арниты «Identity» (с англ. «Идентичность», 1968–1969) для баритона, хора и оркестра звучит в макаме хиджаз). Иногда палестинские композиторы интегрируют в произведения формы арабского сольного импровизационного музицирования, используют народные мелодии, ритмы, тексты и инструменты; к примеру, в инструментальный состав камерной миниатюры «Anìn» (أنين, дословно «Внутренний плач от глубокой боли»; 1998–1999) С. Одех-Тамими для альтовой флейты, кларнета (или бас-кларнета), скрипки, альта, виолончели, контрабаса и перкуссии включены традиционные арабские идиофоны.
В 20 в. палестинская культура испытала влияние неакадемического исполнительства западного типа, в том числе джаза. В середине 20 в. сформировался новый песенный жанр – гимны палестинской революции, которые воспевали стойкость участников сопротивления, мотивировали на участие в боевых действиях. В 1997 г. композитор и исполнитель на уде Мохсен Субхи переложил традиционные свадебные песни для театрализованного музыкально-танцевального представления «Загарит», исполненного его группой El-Funoun. С конца 1990-х гг. активно развивается палестинский хип-хоп. Среди исполнителей поп-музыки: Амаль Муркус (род. 1968), Тони Каттан (род. 1985), Мохаммед Ассаф (род. 1989), группа 47Soul (2013). Центральными темами в современной музыкальной культуре являются национальная самобытность, государственная независимость.
Центр музыкального образования страны – Бирзейтский колледж (основан в 1924 в г. Бирзейт, регион Западный берег реки Иордан).
При Национальной консерватории (основана в 1993 в Рамалле, регион Западный берег реки Иордан, с 2004 имени Э. Саида; имеет филиалы в Иерусалиме с 1996, в Вифлееме с 1997, в Наблусе с 2010, в Газе с 2012) работают: Национальный оркестр (ныне камерный), молодёжный симфонический оркестр, оркестр Национальной консерватории The ESNCM Orchestra, струнный ансамбль Palestine Strings (состоит из скрипок и альтов, в репертуаре арабская музыка), ансамбль народных инструментов Nablus, Палестинский женский хор и другие ансамбли и хоры, исполняющие как арабскую музыку, так и произведения западноевропейских композиторов. В консерватории в разное время работали исполнители: Ибрагим Атари (канун; род. 1972), Ахмад аль-Хатиб (уд; род. 1974), Сухайл Хури (кларнет; род. 1964), Юссеф Хбейш (ударные; род. 1967; выступает с различными коллективами, в том числе с Trio Joubran – палестинским трио лютнистов).
В 1999 г. Национальной консерваторией учреждён Палестинский национальный музыкальный конкурс. С 2009 г. ежегодно проводится фестиваль арабской музыки «Ночи радости в арабском Иерусалиме» (Layali Tarab fi Quds al Arab, ليالي الطرب في قدس العرب).
Театр
Период, предшествующий формированию профессионального театра в Государстве Палестина, связан с выступлением любительских коллективов, сопровождавшихся народными песнями и танцами. Популярность за пределами региона приобрели танцевальные труппы дабке, каждая из которых отражает колорит своего региона.
В 1970 г. появились многочисленные театральные и танцевальные объединения, например «Балалин» и их последователи: «Била-Лин» и «Сандук Аль Аджаб» (оба – 1974).
Рождение первого профессионального театрального коллектива «Эль Хакавати» (El Hakawati) в Иерусалиме связано с деятельностью основателя Франсуа Абу Салема и присоединившихся позднее Джеки Любик, Талал Хаммад, Джамиль Эйд. Первый спектакль «Во имя Отца, Матери и Сына» в постановке Абу Салема труппа представила на 7-м Международном фестивале в Тунисе в 1980 г. Официальной датой открытия «Эль Хакавати» считается 1984 г., когда театр получил собственное здание. Популярность театр приобрёл после проведения здесь Международного фестиваля кукол в 1991 г. Ныне театр «Эль Хакавати» является одной из исторических достопримечательностей Палестины и Иерусалима и культурным центром страны, где выступают как палестинские, так и зарубежные артисты, режиссёры, актёры, музыканты и художники.
В Рамалле работают театры «Аштар» (1991), муниципальный (2017, 264 места), Дворец культуры (2004, 740 мест), «Аль-Касаба» (1970, 2 зала на 300 и 400 мест; включает театр и кинотеатр).