Армянская апостольская церковь
Армя́нская апо́стольская це́рковь (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի; ААЦ; полное название Армянская апостольская святая церковь, Հայաստանյայց Առաքելական Սուրբ Եկեղեցի), одна из древних восточных христианских церквей.
История ААЦ
Первыми проповедниками христианства в Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Древнейшее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к концу 2 в. Христианство проникало сюда как через Сирию, так и через грекоязычную Каппадокию. Организация ААЦ как официальной церкви армянского государства связана с именем святого Григория Просветителя (по имени которого ААЦ иногда называют Армяно-григорианской). Он обратил в христианство царя Трдата III, основал первые церкви и начал крещение народа (между 284 и 314, традиционная дата – 301). В столице Великой Армении Вагаршапате был построен кафедральный собор Эчмиадзин. Первоначально предстоятели ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской, со 2-й половины 4 в. они избирались в самой Армении. После раздела Великой Армении между Византией и Ираном (с 7 в. – Халифатом) армяне и другие христианские народы Кавказа боролись с попытками Сасанидов насадить зороастризм. В результате антиперсидских восстаний (450–451, 482–484, 571–572) христианство было признано традиционной религией Армении; с этого времени ААЦ оставалась единственным институтом, объединявшим весь армянский народ. В начале 5 в. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком перевёл Библию на армянский язык. Писателями, переводчиками и переписчиками книг были обычно лица духовного звания. Очагами культуры и образованности стали монастыри, которые в условиях многовекового иноземного владычества сохраняли и умножали культурное наследие.
С конца 5 в. престол католикоса находился в г. Двин. В 10–12 вв. католикосы жили в различных городах и областях. В 1114 г. епископ Ахтамарский провозгласил себя патриархом и католикосом, отказавшись признать католикоса в Ани; после примирения с ААЦ (начало 15 в.) кафедра Ахтамара сохранила титул католикосата. Массовое переселение армян в западные и южные районы Малой Азии, вызванное нашествием сельджуков, сопровождалось перемещением резиденции предстоятеля ААЦ в Сис, столицу Киликийской Армении (1293). В связи с получением князем Левоном королевского титула от папы (1198) шли переговоры об унии с католиками. Часть иерархов вступила в общение с Римской церковью, однако на Сисском соборе (1361) латинские нововведения были отменены. После завоевания Киликии мамлюками главный престол ААЦ был возвращён в её древнейший центр – Эчмиадзин (1441); киликийские архиереи сохраняли титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина. С 15 до середины 17 вв. в Эчмиадзинском католикосате существовал институт «тройного предстоятельства» (католикос и два его заместителя). После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, здесь был образован Армянский патриархат (1461); его предстоятель был признан религиозной и административной главой «армянского миллета», в который помимо армян вошли и общины других конфессий (яковиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 г. состоялось примирение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовавших единую иерархию. В России армянские епархии образовались в Астрахани (1717) и Бессарабии (1809). В 1828 г. Восточная Армения с Эчмиадзином вошла в состав Российской империи. Вскоре была образована Ново-Нахичеванско-Бессарабская епархия с центром в Кишинёве (1830; в 1858–1879 резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ААЦ на её территории протекала в соответствии с «Положением», утверждённым императором Николаем I (1836). В Османской империи, согласно Национальной конституции 1860–1863, духовное и гражданское управление армянским населением находилось в ведении двух советов: духовного (под председательством патриарха Константинопольского) и светского. В годы 1-й мировой войны ААЦ в Турции понесла потери вместе со всем армянским населением; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарский католикосат перестали существовать; киликийский престол возрождён в 1930-е гг. в монастыре Антильяс близ Бейрута. С утверждением советской власти в Закавказье (1920) резко сократилась сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата, в Армении развернулась антирелигиозная пропаганда. В 1945 г. с разрешения советских властей в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ. Начавшаяся после 2-й мировой войны репатриация армян в СССР также положительно сказалась на укреплении позиций ААЦ. После провозглашения независимой Республики Армения роль церкви в культурной жизни ещё более возросла.
Вероучение ААЦ основано на признании трёх первых Вселенских соборов. Догмат Халкидонского собора о двух природах во Христе был отвергнут на Двинском соборе (554/555). В 7 в. в ходе переговоров с Константинополем была заключена т. н. Каринская уния, однако на Маназкертском соборе (726) ААЦ провозгласила учение о единой (Божественной) природе Христа.
Католикосы миропомазуются несколькими (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять святое миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Обрядовые обычаи ААЦ восходят к древней восточнохристианской традиции и близки православным. Среди особенностей: праздник Богоявления 6 января, объединяющий Рождество Христово и Крещение; использование в таинстве евхаристии пресного хлеба и неразбавленного вина; крестное знамение 3 перстами слева направо; Передовой пост (Араджаворац) за 3 недели до Великого поста; благотворительное жертвоприношение животных (матах) в дни больших праздников. Богослужение ведётся на древнеармянском языке (грабаре). В 1924 г. ААЦ перешла на новый календарный стиль.
Первоначально служба велась на греческом и сирийском языках, молитвы и псалмы пелись на армянском языке. С 5 в., после перевода Библии и богослужебных текстов на армянский язык, языком богослужения становится армянский. Древнейший вид песнопений, возникший сразу после изобретения армянской письменности, – кцурд (близок византийскому тропарю, сирийскому мадраше). Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и др. С конца 6 – начала 7 вв. разрабатывался жанр кацурд (кондак), в 8 в. принят византийский жанр канон. К 9 в. кцурды развились в самостоятельные гимны (авторы – Анания Ширакаци и др.), в 12 в. получившие название шараканов. В 12–15 вв. сложилась певческая книга – Шаракноц (Гимнарий), основой для которой послужил свод гимнов, составленный в 7 в. Барсехом Тчоном. Значительная роль в формировании Шаракноца и Патарага (Литургии) принадлежит Нерсесу Шнорали (12 в.). Основу армянской церковной монодии составляет система гласов (Степанос Сюнеци в 8 в. систематизировал по гласовому принципу духовные гимны). Для записи песнопений с 9 в. использовалась оригинальная невменная, или хазовая, нотация. В 19–20 вв. широко применялась т. н. новоармянская нотопись – безлинейная нотация с точными обозначениями высоты и ритма (создана в начале 19 в. А. Лимонджяном). Во 2-й половине 19 в. в богослужение проникло многоголосие (впервые – в сочинениях Комитаса). С 19 в. официально приняты 3 основные певческие книги: Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов), составленные Н. Ташчяном. В современной церкви ежедневная служба сопровождается шараканами (их свыше 2000), в воскресные дни исполняется Патараг [в том числе Патараг Комитаса (завершён его учеником В. Саркисяном) и М. Екмаляна (опубликован в 1892)].
ААЦ в 21 в.
Высшим органом ААЦ является Церковно-национальный собор из духовных и светских лиц. На Соборе избирается предстоятель ААЦ, которым является Верховный патриарх и Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 – Гарегин II). В юрисдикции Эчмиадзинского католикосата 8 епископских кафедр в Армении и около 20 за её пределами. В 1966 г. образована единая Ново-Нахичеванская и Российская епархия ААЦ с центром в Москве; в 1997 г. из неё были выделены епархии Юга России с центром в Краснодаре и Украины – с центром во Львове. К числу главных престолов ААЦ относятся Киликийский католикосат (в Антильясе, Ливан), епархии которого находятся в Ливане, Сирии и некоторых других странах, а также Иерусалимский и Стамбульский Армянские патриархаты, не имеющие епархий и находящиеся под духовным окормлением Верховного католикоса. Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют около 9 млн верующих (по оценкам самой ААЦ). При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения, выходят печатные издания.