Ковёр
Ковёр, многоцветное или однотонное преимущественно текстильное изделие, предназначенное для украшения, утепления, звукоизоляции помещений. Вырабатывается ручным или машинным способом. Лучшие образцы старинных ковров (с узорами или изображениями) хранятся в музеях мира (Эрмитаже и др.). Художественные особенности ковров определяются способом выработки, материалом, строением поверхности (фактурой), плотностью, размером, колористическим оформлением, а также соотношением бордюра и центрального поля, характером композиции орнамента и др.
Виды ковров и технология их производства
Ковры бывают:
безворсовые – односторонние (типа сумахов) и двусторонние (типа килимов, паласов);
ворсовые – с разрезным и неразрезным (петельным) ворсом.
В коврах возможно также чередование участков ворса и безворсового фона. Безворсовые ковры представляют собой плотные однослойные ткани, в которых рисунок образуется переплетением цветных нитей основы и уткá. Ворсовые ковры – обычно многослойная ткань, в которой на нитях основы (иногда на нитях утка) закреплены отдельные, плотно прилегающие один к другому пучки пряжи – ворсовые узлы. Подстриженные на лицевой стороне концы узлов (пучков) образуют ворс, скрывающий основу и уток. Декоративная поверхность ковра получается чередованием ворсовой пряжи различных цветов и оттенков. Ворсинка может формироваться из одной или нескольких разноцветных ворсовых нитей с целью обогащения цветовой палитры.
По высоте ворса ковровые изделия делятся на низковорсовые, высоковорсовые (5–9 мм) и с комбинированным ворсом (высоким и низким). Выпускают также ковры с неразрезным ворсом (петельные) и сочетающие разрезной ворс с неразрезным. Средняя плотность 1000–2500 пучков ворса на 1 дм², поверхностная плотность 1800–2500 г/м2.
Ковры ручного ткачества изготавливаются на простых ковроткацких станках, представляющих собой прямоугольную вертикальную или горизонтальную раму. Внутри рамы расположены верхняя и нижняя перекладины, между которыми протягиваются (вкруговую) нити основы, а по всей ширине основы – нити утка. Ворсовую ткань получают обвязыванием шерстяной пряжи в виде узла и закреплением ворса на основе. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. Ручное ковроткачество развито во многих странах мира и является народным художественным промыслом. Ковры имеют традиционный для каждой местности вид и различаются по рисунку, расцветке, способу изготовления.
В середине 19 в. возникло машинное производство ковров, которое получило широкое распространение благодаря применению машины Жаккарда, позволившей ткать различные узорчатые ковры, а также метода изготовления двухполотных ковров. Машинное ковроткачество более производительное, чем ручное. Однако ковры, вырабатываемые на ручных станках, по качеству исполнения, прочности, долговечности, цветовому решению и сложности рисунка остаются непревзойдёнными (поэтому их стоимость значительно выше).
Материалом для ручного ковроткачества служит преимущественно шерстяная (овечья, козья, верблюжья) пряжа. Пряжа из хлопка, льна и других волокон используется главным образом для создания каркаса ковровой ткани в качестве основы и утка. Для ковров машинного производства наряду с пряжей из натуральных волокон широко применяются химические волокна: искусственные (вискозное, медноаммиачное, ацетатное) и синтетические (капрон, нитрон, лавсан и др.).
Известно более 50 видов ковровых изделий. Ковры машинного производства по способу изготовления бывают:
тканые – двухполотные, прутковые, аксминстерские (ленточные, трубчатые, жаккардовые);
нетканые – трикотажные, иглопробивные и иглопрошивные (тафтинговые).
Край ковра обрабатывается с помощью оверлока, канта, бахромы. Вырабатываются ковры гладкие и с рисунком; рисунок тканых ковров создаётся машиной Жаккарда или печатным способом.
При двухполотном способе изготовления ковров на станке одновременно формируются два полотна (верхнее и нижнее), расположенные друг под другом на определённом расстоянии. На поверхности прутковых ковров петля ворса заданной высоты создаётся при помощи стального прутка. Аксминстерские ковры (по названию города в Англии, где разработан способ ковроткачества), основа и ворс которых ткутся одновременно, имитируют структуру изделий ручной выработки. Первоначально были ленточными (синелевыми), впоследствии стали вырабатываться на ковроткацких станках валичным (трубчатым) и жаккардовым способами.
Нетканые ковры состоят из нитей ворса, грунтовой ткани и латексной подложки, вырабатываются на высокоскоростных многоигольных машинах. Ковровые покрытия вырабатываются путём:
при трикотажном способе – сочетания петельного и перевивочного переплетений химических комплексных и текстурированных нитей;
при иглопробивном – скрепления волокон в холсте за счёт перепутывания волокон иглами (имеющими зазубрины по всей длине), которые при движении вверх-вниз захватывают и запутывают волокна, образуя компактное полотно;
при тафтинговом (от англ. tuft – ворс) – прошивки ворсовыми нитями предварительно подготовленного грунтового материала. Тафтинговый способ по технико-экономическим показателям значительно превосходит существующие нетканые и тканые способы производства.
Историческая справка
В традиционной культуре самая распространённая группа ковров – постилочные, в том числе ритуальные (молитвенные, свадебные, похоронные, родильные и др.). К коврам относятся также выполненные в аналогичных техниках дверные и настенные занавеси, покрышки жилищ (шатров, юрт, кибиток), полосы для обвязывания юрт. В европейских культурах распространены покрывала, налавники и др. Ковры (особенно войлочные) использовали для убранства верховых животных.
Ковры изготавливаются из стеблей растений в сочетании с нитями и верёвками (циновка), а также нитей из растительного, шерстяного или шёлкового волокна (ворсовые ковры и гладкотканые килим и сумах) либо растительного или шерстяного волокна в массе – тапы и войлока (кошма).
Наиболее древний (не позднее 10–12 тыс. лет назад) и распространённый в традиционных культурах вид ковров – циновки. Изготавливаются повсеместно, кроме арктической зоны. Килимы известны большинству народов, знакомых с ткачеством, они являются самым ранним тканым узорным текстилем в истории человечества. Производство войлочных ковров прослеживается с 3–2-го тыс. до н. э. и является единственным видом ковроделия для кочевников Евразии. Ворсовое ковроделие приоритетно для территорий с развитым овцеводством. Ворсовая техника зародилась, по-видимому, в Северной Месопотамии (древнейшие изображения одежды из ворсовой ткани зафиксированы на алебастровых статуэтках середины 3-го тыс. до н. э. из Мари). Древнейшие находки ворсовой ткани происходят из Северного Тибета (16 в. до н. э.), Восточного Туркестана (Лоулань, бассейн реки Тарим, 12 в. до н. э.) и Египта (гробница, архитектор Кха, Долина царей, 14 в. до н. э.). Наиболее известен ворсовый ковёр ахеменидской работы из 5-го Пазырыкского кургана (Горный Алтай, 4 в. до н. э.).
Узор ворсовых ковров выполняется узлами или петлями, создаваемыми в процессе ткачества. Петлевая техника, вероятно, предшествовала узелковой (хотя и узелковые и петлевые ковры найдены в синхронных памятниках). В классическом варианте узелковых ковров узлы делаются на 2 нитях основы и бывают асимметричными (as), или персидскими, полуторными, и симметричными (sy), или турецкими, двойными (есть и другие локальные варианты названий). Как правило, ковроделы используют единый для своего региона тип узла. В Туркмении в рамках единой ковровой традиции сосуществуют разные по типу и времени формирования племенные варианты узлов. Как as, так и sy структуры могут выполняться с приёмами смещения, зацепа и др. Использование этих методов позволяет создавать рисунки любой сложности, включая портретные изображения.
Древнейшие петлевые ковры были однотонными (Египет, Тарим, Пазырык). В эллинистический период доминируют орнаментированные петлевые коврики и занавеси, среди которых особое место занимают т. н. коптские ткани, часто имеющие сложные композиции на мифологический сюжет. Особую группу составляют ковры бактрийцев – основного ковродельческого населения Центральной Азии с конца 1-го тыс. до н. э. до арабского нашествия. Ныне производство ворсовых ковров распространено в Южной, Юго-Западной и Центральной Азии (особо – в Арало-Каспийской зоне), на Кавказе, в Северной Африке, Восточной и Северной Европе (Финляндия, Швеция).
Ковры различаются по культурно-историческим периодам (например, ахеменидские, бактрийские, сельджукские, сефевидские, мамлюкские, барокко, ампир и пр.) и месту производства. Среди азиатских и североафриканских ковров (часто объединяемых под термином «восточные ковры») выделяются большие смешанные группы (персидские, турецкие, кавказские, среднеазиатские) и более однородные пакистанские, индийские, китайские, тибетские, монгольские, египетские, берберские, марокканские и др. Этнические, племенные и локальные разновидности (например, в Азии – туркменские, киргизские, узбекские, таджикские, белуджские, арабские, в Восточной Европе – русские, украинские, молдавские, белорусские, болгарские, румынские, в Америке – инкские, навахо).
При развитом товарном производстве характерные особенности отличают традиции, связанные с отдельными мастерскими (например, шпалеры и гобелены в Западной Европе, ковры императорских мастерских России).