Халиф
Хали́ф (араб. خليفة, буквально – наместник, преемник), глава мусульманской общины, преемник посланника Бога. Слово образовано от арабского глагола خلف – «халафа», означающего «следовать за кем-то», «быть преемником», «оставаться после кого-то». Полисемия арабского корня допускает разные трактовки термина, понимание которого менялось в разные исторические периоды.
Термин упоминается уже в Коране: например, халифами названы пророки Адам и Дауд (2:30; 38:26). Кроме того, в ряде сур встречаются однокоренные слова, например глаголы «быть халифом» (7:142) и «делать халифом» (7:129; 24:55). Однако институт власти халифа появился только после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. с избранием Абу Бакра ас-Сиддика новым главой мусульманской общины. Халиф объединял в себе функции эмира (военачальника) и имама (руководителя богослужения), но в нём, в отличие от Мухаммеда, не видели непосредственного выразителя воли Бога. Абу Бакра ас-Сиддика именовали преемником (халифом) посланника Божьего, а его преемника, Омара ибн аль-Хаттаба, изначально называли преемником преемника посланника Бога, т. е. халифом халифа. Однако впоследствии титул был сокращён и следующих правителей уже называли просто халифом посланника Божьего. Также в отношении халифов использовался титул «амир аль-муминин» (араб. امير المؤمنين – повелитель правоверных), который употребляется в мусульманском мире и сегодня при обращении к некоторым главам государств и лидерам исламских движений.
Первых четырёх халифов (Абу Бакра ас-Сиддика, Омара ибн аль-Хаттаба, Османа ибн Аффана и Али ибн Аби Талиба) суннитская традиция именует праведными (араб. الخلفاء الراشدون). Шииты признают праведным халифом только Али ибн Аби Талиба и считают, что первые три халифа оказались у власти незаконно. Хариджиты, в свою очередь, называют праведными лишь первых двух халифов. Сегодня время правления праведных халифов часто представляется как идеал, к которому должна стремиться мусульманская умма, и описывается как эпоха, когда духовное было важнее материального, не было стяжательства и коррупции, а в мусульманской общине царила справедливость.
После гибели Али ибн Аби Талиба в 661 г. и политической борьбы с сыновьями Али к власти пришёл Муавия ибн Аби Суфьян, который был первым халифом из династии Омейядов. При нём титул халифа стал наследственным: присяга наследнику Муавии ибн Аби Суфьяна произошла ещё при жизни последнего. При последних Омейядах слово «халиф» поменяло своё изначальное толкование «преемник посланника Бога» на «наместник Бога на земле». Эта трактовка титула сохранилась при Аббасидах, которые сменили Омейядскую династию в 750 г. Омейяды и первые Аббасиды обладали неограниченной властью, но к середине 9 в. халифы постепенно стали утрачивать политическую власть, оставаясь духовными лидерами мусульманской уммы.
В начале 10 в. сложилась ситуация, когда одновременно существовали несколько халифских династий: Аббасиды, Омейядские халифы, не признавшие власть Аббасидов и обосновавшиеся в Испании, а также шиитская династия Фатимидов со столицей в Каире. После распада Кордовского халифата в 1031 г. и смерти последнего фатимидского халифа в 1171 г. Аббасиды вновь стали единственными халифами, однако к этому времени они уже занимались только вопросами веры, а земные заботы оказались в ведении султанов и эмиров. Во время монгольского завоевания Багдада, в 1258 г., был казнён аббасидский халиф Ахмад Абдалла аль-Мустасим. Аббасидская династия продолжила своё существование в Египте, где мамлюкские султаны использовали статус халифов для легитимации своей власти.
После завоевания мамлюкского Египта османские султаны перевезли последнего аббасидского халифа Мухаммада аль-Мутаваккиля III в Стамбул, где он, по легенде, передал титул халифа османскому султану Селиму I. Османский халифат официально просуществовал до 1924 г.
В последующие годы в разных регионах мусульманского мира неоднократно предпринимались попытки воссоздать теократическое исламское государство с халифом во главе.
В суфизме халиф – духовный лидер (халифа рухания) братства (тариката) или его ветвей, преемник основателя или шейха тариката, представитель главы братства на местах. В одних братствах звание халифа передаётся от отца к сыну, в то время как в других принцип наследственности при передаче власти полностью отвергается как противоречащий сунне. В некоторых братствах количество халифов в разные периоды могло достигать нескольких десятков или даже сотен.