Вьетнам. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Вьетна́ма, художественная культура Вьетнама с древнейших времён до современного периода. Вьетнамская художественная культура сочетает вьетские основы с китайскими и индийскими влияниями; для неё характерна значительная народная составляющая. К древним художественным памятникам, созданным на территории Вьетнама, принадлежит наследие культур Фунгнгуен, Донгдау, Мун, Донгшон (т. н. бронзовые барабаны), а также Шахюинь и Окео. В числе ранних сооружений – крепость Колоа (строительство начато в 4 в. до н. э.; сохранилась в руинах; ныне на территории Ханоя), постройки т. н. стиля крепости Дайла (8–10 вв.). Образец индуистской архитектуры государства Чампа – комплекс Мишон (7–14 вв.; ныне провинция Куангнам). К важнейшим буддийским постройкам государства Дайвьет принадлежат храм Фаттить (возведён преимущественно при династии Поздние Ли) и комплекс Буттхап близ Ханоя (13 в., перестроен в 17 в.; оба – в провинции Бакнинь), где сохранились выдающиеся произведения скульптуры, включая статую будды Амитабхи в храме Фаттить (11 в.). Характерные сооружения периода династии Нгуенов сосредоточены в их столице – Хюэ (преимущественно 19 в.). В колониальный период строились здания новых типов (театры, вокзалы и т. д.) в русле западной архитектуры. К важным произведениям графики относятся народные картины-гравюры – чань тхо и чань тет. В 20 в. возникли станковые живопись акварелью на шёлке и лаковая живопись (в том числе метод резного лака). В 21 в. вьетнамское изобразительное искусство и архитектура сочетают международные тенденции и национальные традиции.