Баптизм
Бапти́зм (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, крестить водой), одно из наиболее крупных по численности последователей течений в протестантизме.
Основа вероучения баптистов – «Семь основных принципов веры», которые были приняты на 1-м Всемирном конгрессе баптистов в 1905 г. Главные из них: Священное Писание является единственным авторитетом в делах веры и практической жизни; Церковь должна состоять только из людей, крещённых «по вере» (крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов его принять); все члены общины равноправны, всеобщее священство; церковь отделена от государства. Обычно в баптистских церквах причащение совершается раз в месяц (в 1-е воскресенье) и называется хлебопреломлением. Крещение и причащение в баптизме являются не таинствами, а обрядами. Баптистское богослужение обычно не носит литургического характера, основное внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Традиционное убранство баптистских молитвенных домов очень простое. В их «аудиториях» (залах) находятся, как правило, лишь кафедры для проповеди и чтения Евангелия. Однако в последние десятилетия такая традиция претерпела определённые изменения: сейчас в некоторых баптистских молитвенных домах можно увидеть алтари, настенные росписи, витражи.
В баптистских церквах не существует чёткой грани между священнослужителями и мирянами. В помощь пасторам из числа членов общины назначаются диаконы. Каждая община самостоятельно принимает решение о возможности допущения женщин к исполнению обязанностей священнослужителей. Баптистским церквам свойственно конгрегационное устройство, при котором каждая церковная община является независимой. Общины вступают также в различные объединения (конвенции, ассоциации, сообщества и т. п.) в рамках штата, области, региона, страны или группы стран.
История баптизма
История баптизма берёт начало в Англии в первые годы 17 в. Основателем баптизма считают Дж. Смита, который в 1606 г. примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам, стремившимся отделиться от Церкви Англии. В 1608 г. Смит вместе со своими сторонниками, включая Т. Хелвиса (около 1550–1616), был вынужден бежать в Амстердам, спасаясь от религиозных преследований. В Амстердаме под влиянием голландских меннонитов Смит стал сторонником арминианства (учения об искуплении Христом своей крестной смертью всех людей) и противником крещения младенцев. Он утверждал, что все установления Христа были утеряны людьми, и они должны их восстановить; объединившись, 2 или 3 человека могут создать общину (церковь) и крестить себя сами, однако этому должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в Церкви Англии, ни у пуритан. В 1609 г. Смит крестил самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец». Вместе со своими последователями он создал в Амстердаме первую баптистскую общину. Несмотря на то что вскоре после смерти Смита (1612) община распалась, баптизм не прекратил своего существования. В 1611 г. Хелвис вместе со своими последователями возвратился в Лондон и создал там баптистскую общину.
Баптизм в Европе
Последователи Смита и Хелвиса в Нидерландах и Англии впоследствии стали называться общими (генеральными) баптистами. Они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа. В своём первом исповедании, изданном в 1660 г., общие баптисты признали обязательность совершения крещения только погружением в воду. В 17–18 вв. в Англии среди общих баптистов получили также распространение учения антитринитариев и унитариев; к середине 18 в. многие из общих баптистов стали унитариями.
Бoльшая часть современных баптистов именуют себя частными, или партикулярными; ведут своё происхождение от диссентеров (индепендентов) – последователей учения Ж. Кальвина, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим, а не отдельным человеком или государством. Так, тот, кто осознаёт себя истинным христианином, должен составить вместе со своими братьями в вере особую церковь, не ограниченную географическими или административными рамками (приходами и т. п.). Частные баптисты полагают, что искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределённых к спасению. Первые общины частных баптистов появились в Англии в конце 1630-х гг. В 1644 г. английские частные баптисты признали в «Первом Лондонском исповедании» веры (подписано 7 общинами), что истинным может быть только крещение погружением, а не обливанием или окроплением водой. Количество частных баптистов в Англии росло довольно медленно, т. к. они не занимались миссионерской работой, веря в спасение только избранных. В середине 18 в. ситуация меняется: под влиянием методизма в общинах английских частных баптистов возрастает интерес к миссионерской работе. В 1792 г. было основано Английское баптистское миссионерское общество, положившее начало современному миссионерскому движению в англоязычных странах. В 1813 г. частные (партикулярные) баптисты создали Баптистский союз Великобритании и Ирландии; в 1891 г. к нему присоединилась часть английских общих баптистов. Частные баптисты, которые после произошедшего объединения остались верны строгому кальвинизму, получили наименование «строгие баптисты» и образовали 3 региональные ассоциации. Впоследствии вместе с некоторыми другими общинами они сформировали ассамблею «Благодать» (1976).
Баптизм в США
В 1636 г. английский индепендент Р. Уильямс купил землю у индейцев и основал на ней колонию Прoвиденс (ныне административный центр штата Род-Айленд); в 1639 г. он крестил себя и ещё около 10 человек и основал первую баптистскую общину на американской земле. В 1707 г. 5 церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию, которая начала проводить миссионерскую работу, способствовавшую распространению баптизма во всех колониях. В 1751 г. при участии Филадельфийской ассоциации была создана ассоциация в Чарлстоне (штат Южная Каролина). Эти ассоциации положили начало распространению партикулярных баптистов в США. Демократичность баптистских общин, строгость дисциплины, а также активное миссионерство обеспечили быстрый рост числа их членов. В 18–19 вв. внутри баптизма возникли также новые течения: баптисты свободной воли, евангельские христиане и др. Американские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего около 7 млн человек.
Баптизм в России
В середине 19 в. представители Филадельфийской баптистской ассоциации вели проповедь в Германии и соседних странах, а с 1860-х гг., как 2 самостоятельных течения, баптисты и евангельские христиане появились в России. Первые общины баптистов возникли на юге Российской империи (Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская, Бессарабская губернии, а также Кубань, Дон и Закавказье), общины евангельских христиан – на севере. В 1874 г. под влиянием миссионерской деятельности англичанина лорда Г. В. Редстока возникли группы евангельских христиан среди петербургской знати (первыми российским последователями евангелизма стали граф А. П. Бобринский, княгиня В. Ф. Гагарина и др.). После вынужденного выезда Редстока из России проповедь продолжил В. А. Пашков, ставший руководителем общины евангельских христиан в Санкт-Петербурге. Евангельские христиане развернули активную миссионерскую деятельность в столице, а также в других городах: в Москве, Нижнем Новгороде, Туле. Для распространения идей евангелизма среди рабочих в 1875–1886 гг. издавался журнал «Русский рабочий». В 1884 г. состоялся первый съезд русских баптистов в селе Нововасильевка Таврической губернии. Съезд провозгласил создание Союза русских баптистов Южной России и Кавказа. В 1880–1890-х гг. баптизм распространился во всех губерниях России. В этот период вероучение северного и южного течений начинает оформляться более чётко, и в результате евангельские христиане и баптисты всё больше осознают себя различными направлениями, хотя и очень близкими друг другу по духу. Несмотря на активное противодействие Русской православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 г. в России насчитывалось около 120 тыс. частных (партикулярных) баптистов и 30 тыс. евангельских христиан, принявших вероучение общих (генеральных) баптистов.
Многие баптистские лидеры приветствовали крушение российской монархии, в первые 12 лет советской власти численность баптистских и евангельских общин росла (в годы НЭПа – свыше 500 тыс. человек). В конце 1920-х гг. в результате репрессий баптистские и евангельские общины были распущены, многие их члены подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
В 1944 г., с учётом патриотической позиции российских баптистов в годы Великой Отечественной войны, правительством СССР было принято решение об объединении всех имеющихся в стране протестантских толков в легальную и лояльную власти организацию. Был создан Всесоюзный союз евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ; с 1946 – ВСЕХБ). Объединение позволило урегулировать вероучительные разногласия между баптистами и евангельскими христианами. В 1950–1960-х гг. к союзу вынуждены были присоединиться другие баптистские и евангельские течения: христиане веры евангельской – пятидесятники, христиане-дарбисты, братские меннониты и др. Искусственность такого объединения вскоре проявилась во внутренних трениях и противоречиях. В 1965 г. часть общин покинула ВСЕХБ и создала независимый Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), который вышел из подполья только в конце 1980-х гг.
После распада СССР, в 1992 г., вместо ВСЕХБ была создана Евро-Азиатская федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), которая координирует деятельность всех Союзов ЕХБ в республиках СНГ. Российские общины (церкви) евангельских христиан-баптистов в различных регионах страны объединены в Союз церквей ЕХБ России (около 100 тыс. членов в более чем 1400 общинах). Одновременно на автономных началах существует Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), отказавшийся в конце 1980-х гг. от воссоединения с ВСЕХБ. На территории РФ насчитывается 230 общин СЦЕХБ, которые объединяют около 10 тыс. членов. Ещё 170 общин имеется в других республиках СНГ. В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличивается.