Неороманский стиль
Неорома́нский стиль, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1830-х гг. – начала 20 в.
Возник под влиянием идей романтизма, трудов немецкого архитектора Г. Хюбша, Дж. Рёскина и др. как одно из ранних проявлений историзирующего направления в архитектуре. Художественно-эстетическая концепция неороманского стиля ориентирована на формы европейской архитектуры романского стиля. Первоначально складывается в Германии («стиль круглых арок») как реакция на классицизм и неоготику 18 в. в ходе поисков национального стиля. Образцами нередко служили фасады раннехристианских церквей, формы не только романской, но и византийской архитектуры (т. н. романо-византийский стиль). Наиболее характерные признаки раннего неороманского стиля: широкое применение мотива полуциркульной арки на колоннах, монументальность и лаконизм фасадов, упрощённый по сравнению с романским стилем декор.
В ранний период неороманский стиль встречается в утилитарных сооружениях (железнодорожные станции, учебные заведения) и в храмовой архитектуре (церковь Святого Людовика в Мюнхене, 1829–1844, архитектор Ф. фон Гертнер). Особенно часто неороманский стиль использовался в проектах протестантских храмов (за исключением англиканских) – в некоторых направлениях протестантизма неороманский стиль воспринимался как символ возврата к «чистому» христианству раннего Средневековья. Конструктивная основа неороманских церквей близка к неоготике, но стрельчатые арки крестовых нервюрных сводов в них заменялись полуциркульными. В неороманском стиле строились также синагоги (Старая синагога в Дрездене, 1838–1840, архитектор Г. Земпер; не сохранилась).
С 1840-х гг. стиль получил широкое распространение в Европе и Северной Америке как система декоративного оформления сооружений с современными строительными конструкциями, продолжал применяться при возведении учебных заведений (главное здание Смитсоновского института в Вашингтоне, 1846–1855, архитектор Дж. Реник), ратуш, вокзалов (старый вокзал в Карлсруэ, 1844–1846, архитектор Ф. Айзенлор), а также при строительстве и реконструкции замков в Германии (Вартбург, 1838–1890, архитекторы Ф. В. Зельцер, Х. фон Ритген; Нойшванштайн, 1868–1886, архитекторы Э. Ридель, Г. фон Дольман). Под влиянием научных исследований средневековой архитектуры со второй половины 19 в. постройки неороманского стиля приобрели большее сходство с прототипом: полихромные фасады, использование необработанного камня, обилие резного декора, аркатурные пояса, вертикальные доминанты в виде круглых или квадратных в плане башен (здание Музея естественной истории в Лондоне, 1860–1881, архитектор Ф. Фоук). Из-за сложности и дороговизны каменного строительства и тяжеловесности форм неороманский стиль сравнительно редко встречается в Европе в архитектуре частных домов.
На развитие неороманского стиля в США и Канаде большое влияние оказал архитектор Г. Х. Ричардсон, создавший собственный вариант стиля, отличавшийся подчёркнутой монументальностью, использованием декоративных возможностей материалов (гранит, кирпич, песчаник), сложной профилировкой окон и порталов, сооружением сводчатых перекрытий вместо современных металлических конструкций (церковь Троицы в Бостоне, 1874–1877). Переработанные Ричардсоном формы неороманского стиля широко распространились в проектировании частных домов и вилл.
В убранстве интерьеров неороманского стиля использовались арочные проёмы, витражи, мозаика, массивная деревянная мебель простых форм, иногда с резным орнаментом.