Внутренний вооружённый конфликт
Вну́тренний вооружённый конфли́кт (внутригосударственный вооружённый конфликт, вооружённый конфликт немеждународного характера, англ. non-international armed conflict), вооружённое противоборство, происходящее на территории какого-либо государства между его вооружёнными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооружёнными силами или другими организованными вооружёнными группами – с другой. Эти антиправительственные вооружённые силы или организованные вооружённые группы, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять основные положения международного гуманитарного права (МГП). Может сложиться и такая ситуация, когда две вооружённые группировки сражаются друг с другом без вмешательства вооружённых сил существующего правительства (Комментарий к Дополнительному протоколу II. 2000. С. 20). Случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки напряжённости внутри страны, такие как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, не являются вооружёнными конфликтами (Буше-Сольнье. 2004. С. 85).
Понятие «немеждународный вооружённый конфликт», а также критерии, характеризующие его, закреплены в Дополнительном протоколе II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв немеждународных вооружённых конфликтов (Женева, 8 июня 1977; далее – Протокол II).
В Военной доктрине Российской Федерации (утверждённой Президентом РФ 25 декабря 2014) внутренний вооружённый конфликт трактуется как форма разрешения внутригосударственных противоречий с применением военной силы, вооружённое столкновение ограниченного масштаба между противостоящими сторонами в пределах территории одного государства. К его характерным особенностям относится участие в военных действиях иррегулярных вооружённых формирований и частных военных компаний, использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений (подпункты «г», «д» п. 8; подпункты «з», «к» п. 15).
Критериями, характеризующими немеждународный вооружённый конфликт (Арцибасов. 1989. С. 49–50), являются:
1) наличие враждебных организованных действий между вооружёнными силами государства и вооружёнными отрядами повстанцев (незаконными вооружёнными формированиями, мятежниками);
2) целенаправленное применение оружия;
3) коллективный характер вооружённых выступлений повстанцев;
4) минимальный уровень организации повстанческого движения, наличие у них ответственного командования;
5) определённая продолжительность вооружённого конфликта;
6) установление контроля повстанцев над частью территории государства;
7) стремление повстанцев достичь определённых политических целей (разрушить структуру государства), деморализовать общество и др.
Внутренний вооружённый конфликт может являться следствием сепаратизма либо экстремизма и может именоваться по-разному: вооружённое восстание, военный заговор, путч, мятеж, гражданская война. Однако по сути такая борьба ведётся между силами законного правительства и силами повстанцев (Давид. 2011. С. 127–144). Государство в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права имеет право осуществления любых вариантов силового воздействия на повстанцев (незаконные вооружённые формирования), вплоть до их физического уничтожения.
Внутренний вооружённый конфликт может быть низкой либо высокой степени интенсивности. Конфликт низкой интенсивности характеризуется наличием антиправительственных вооружённых формирований (незаконных вооружённых формирований), которые целенаправленно используют оружие (ведут боевые действия) против вооружённых сил государства, но такие вооружённые выступления носят разрозненный характер. Внутренний вооружённый конфликт высокой интенсивности характеризуется наличием ответственного командования повстанцев, ведением скоординированных и продолжительных военных действий, установлением антиправительственными вооружёнными формированиями контроля над частью территории государства. В последнем случае, как правило, имеет место иностранное военное вмешательство.
Согласно преамбуле, Протокол II призван «обеспечить лучшую защиту жертв таких вооружённых конфликтов». В преамбуле даётся ссылка на ст. 3, общую для Женевских конвенций 1949 г., и подчёркивается, что принципы, изложенные в этой статье, «лежат в основе уважения человеческой личности в случае вооружённого конфликта, не носящего международный характер». Из этого следует, что Протокол II (серия односторонних обязательств, принятых государствами, или предписаний, обращённых к правительствам, но не повстанцам) необходимо рассматривать лишь как дополнение к ст. 3 Женевских конвенций 1949 г., которая начинает действовать, если в процессе беспорядков участники массовых выступлений организуются в антиправительственные вооружённые формирования и усиленно используют оружие (ведут боевые действия).
Начало применения Протокола II зависит от «объективной» реализации условий, сформулированных в ст. 1 («автоматически»), а не от декларации государства о его применимости (Давид. 2011. С. 142).
Правовая оценка вооружённого конфликта может изменяться в зависимости от объёма признания повстанцев со стороны другого государства (группы государств). Ни одно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то ни было причине во внутренний вооружённый конфликт на стороне повстанцев (п. 2 ст. 3 Протокола II), иное может привести к его перерастанию в международный вооружённый конфликт [«"интернационализированный" вооружённый конфликт», вооружённый конфликт с иностранным вмешательством (Мельцер. 2017. С. 89)]. Государство может расценивать подобные акты как вмешательство в его внутренние дела и вправе объявить войну вмешивающемуся государству, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В резолюциях Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций с большей или меньшей точностью определено понятие незаконного вмешательства [Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятая резолюцией 2131 (ХХ) от 21 декабря 1965; третий принцип Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, принятой резолюцией 2625 (ХХV) от 24 декабря 1970; Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принятая резолюцией 36/103 от 9 декабря 1981]. Формами вмешательства (участия) иностранного государства являются:
1) направление (засылка) войск для действий в интересах повстанцев (правительства или властных структур, созданных повстанцами);
2) направление военных советников (технических экспертов), которые действуют в качестве представителей иностранного государства, подчиняясь его воле, а не как частные лица, и их непосредственное участие в боевых действиях (в том числе консультирование по вопросам выбора стратегических или технических решений);
3) посылка наёмников и добровольцев [либо допущение выезда таких лиц (волонтеров) для оказания помощи], если они de facto действуют как представители государства, из которого прибыли;
4) оказание технической или экономической помощи (финансовыми средствами либо военным снаряжением, средствами тылового обеспечения, сырьем), способной оказать существенное влияние на исход внутригосударственного вооружённого конфликта. При этом вмешивающееся государство указанные действия осуществляет открыто и несёт ответственность за них.
Особенности применения норм МГП во внутренних вооружённых конфликтах изложены в статьях 80–86 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Министром обороны РФ 8 августа 2001 г.
Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. относит к военным преступлениям (когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений) серьёзные нарушения ст. 3, общей для четырёх Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. (подпункт «с» п. 2 ст. 8), а также другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в вооружённых конфликтах немеждународного характера (подпункт «е» п. 2 ст. 8).
Тенденция стирания различий между международными и немеждународными вооружёнными конфликтами (Давид. 2011. С. 129) представляется недостаточно обоснованной, поскольку содержание международно-правовых обязательств государств в условиях указанных конфликтов различное.
Для урегулирования внутреннего вооружённого конфликта может быть введён режим чрезвычайного положения. В России такой режим предусмотрен Конституцией РФ (ст. 56) и определяется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».