Афон
Афо́н (греч. Ἄθως; Айон-Орос, греч. Ἄγιον Ὄρος, Святая Гора), крупнейший в мире центр православного монашества. Расположен на п-ове Айон-Орос (восточный выступ п-ова Халкидики), на северо-востоке Греции. Высота Святой Горы 2033 м. Монастырь Святого Пантелеимона, Афон (Греция).Афон – «самоуправляющаяся часть Греческого государства», управляется представителями монастырей, составляющими Священный Кинот. Административный центр – в г. Карея (ныне Карье). Находится под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата.
История монашества на Афоне
Время появления первых монахов на Афоне точно неизвестно; первоначально преобладало отшельничество (преподобный Пётр Афонский). В 9 в. значение афонских монашеских общин возросло: в 843 г. в Константинополь прибыла их делегация (хроника Генесия, середина 10 в.). Первый общежительный монастырь, Великая Лавра, основан в 10 в. преподобным Афанасием Афонским при покровительстве византийского императора Никифора II Фоки.
Первый устав монашеского сообщества («Трагос») Афона был издан в конце 971 г. или начале 972 г. византийским императором Иоанном I Цимисхием; орган управления Афона – протат. В 11–12 вв. возникли монашеские общины выходцев из других стран: Болгарии, Сербии, Грузии, Руси. В 1045 г. византийский император Константин IX Мономах издал новый устав Афона (переработан в 1406).
Расцвет монашества на Афоне в 14 в. связан с распространением исихазма, основоположниками которого были Григорий Синаит и Григорий Палама. После падения Византийской империи (1453) Афон находился под властью турецких султанов. Несмотря на полученное от них признание прежних привилегий, непосильные подати и поборы привели к экономическому упадку многих афонских монастырей в 15–17 вв. Во 2-й половине 16–17 вв. большинство монахов переселились из крупных монастырей в скиты.
Возрождение монастырей произошло после реформы патриарха Константинопольского Гавриила IV, издавшего в 1783 г. новый устав Афона, восстанавливавший древние иноческие обычаи. В 18 в. духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря деятельности Евгения Вулгариса, Никодима Святогорца и др. В 1821–1830 гг. Афон оккупирован турками, с 1869 г. ими введено прямое административное правление. В 1912 г. Афон стал частью государства Греция. В 1924 г. принята «Уставная хартия Святой Горы Афонской» (далее Устав). Монастыри Афона пользуются юлианским календарём. Доступ женщин на Афон запрещён.
Русские монахи на Афоне
Появление на Афоне русских монахов относится к древнейшему периоду истории Святой Горы. По сообщению «Повести временных лет», в 11 в. на Афоне принял монашеский постриг Антоний Печерский, один из основоположников русского монашества. Благодаря афонскому влиянию происходили важные изменения в духовной жизни русских монастырей. В 15 в. в них распространилось афонское молитвенное правило, важную часть которого составляла Иисусова молитва. В конце 15–16 в. под влиянием Афона возникла новая для России форма организации монастыря – скит. В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III Ивановича с Афона в Москву для правки книг прибыл Максим Грек.
В 18 в. на Афоне возникла школа Паисия Величковского по изучению, переводу и переписыванию святоотеческих творений. Многие из русских монахов, бывших учениками Паисия Величковского на Афоне, в конце 18 в. вернулись в Россию, где благодаря их деятельности к середине 19 в. в 30 епархиях распространились монастыри, придерживавшиеся аскетической традиции его школы. С конца 19 в. на Афоне число монахов из России стремительно увеличилось. К 1912 г. русские монахи составляли половину насельников Афона. В 1913 г. их число резко сократилось в результате депортации с Афона более 800 приверженцев имяславия. Приток монахов из России прекратился после 1917 г. С конца 1980-х гг. после долгого перерыва началось возрождение русского монашества на Афоне.
Архитектура и изобразительное искусство
Афон – один из крупнейших центров православного искусства. Самый древний архитектурный памятник Афона – базилика Протат в Карье (конец 11 в.). В конце 10–11 вв. на Афоне вырабатывается особый тип крестово-купольного храма с боковыми апсидами-хорами, большим нартексом, к которому примыкают боковые приделы, также перекрытые куполами, и внешним нартексом. Первый храм такого типа – кафоликон Великой Лавры, ставший образцом для соборных храмов Святой Горы.
Святые воины. Фреска 16 в. Поновление 18 в. Южный хор Католикона. Монастырь Кутлумуш, Афон.К наиболее ранним памятникам изобразительного искусства на Афоне относятся мозаики кафоликона монастыря Ватопед («Благовещение», середина 11 в., и «Деисус», 12 в.). В монастырях Хиландар и Ватопед находятся фрески 13–14 вв., в монастыре Пантократор – 14 в. В 1535 г. и 1550-х гг. в соборах и трапезных Великой Лавры, монастырях Ставроникита и Иверском работал выдающийся иконописец Феофан Критянин. Большая часть афонских росписей относится к поствизантийскому периоду (16–17 вв.). В 17–19 вв. росписи храмов продолжали следовать традиции византийской иконографии. В 18 в. афонский художник Д. Фурноаграфиот составил т. н. Ерминию – руководство по иконописанию. В это же время на Афоне активно работали монастырские иконописные мастерские, изготавливавшие списки с византийских, сербских и русских икон, хранившихся в монастырях Афона. Книгохранилища монастырей Пантократор, Ставроникита и монастыря Преподобного Дионисия насчитывают свыше 1800 древних рукописей, украшенных миниатюрами 9–14 вв.
Монастыри Афона
Монастыри Афона неоднократно обновлялись и перестраивались. Согласно Уставу, Святая Гора состоит из 20 монастырей (ныне в них около 2000 монахов), которые имеют следующий иерархический порядок:
Великая Лавра (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основана в 963 г., главный храм 10 в. (фрески Феофана Критянина, 1535). Святыни – мощи и крест преподобного Афанасия, глава Василия Великого и др., икона Божией Матери Экономиссы. Библиотека насчитывает более 2000 рукописей. Великой Лавре принадлежат самые большие владения, их общая площадь составляет 72 тыс. га, т. е. 21,3 % всей территории полуострова.
Ватопед (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основан около 972–985 гг.; собор 10 в. Святыни – пояс Богородицы, Крест Константина Великого, иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». В 1748–1749 гг. здесь была организована Афонская академия. Ватопеду принадлежит скит апостола Андрея (келлия основана в 1766 патриархом Константинопольским Серафимом II, в 1849 получила статус русского скита, храм в 1867–1900, самый большой на Афоне, заложен великим князем Алексеем Александровичем). Святыня – часть главы апостола Андрея Первозванного. Библиотека насчитывает примерно 1700 рукописей.
Иверский (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы; грузинский), основан в 979/980 гг. византийским аристократом грузинского происхождения Иоанном Торником. При его преемнике Евфимии Святогорце монастырь стал одним из крупнейших (около 300 монахов). В 1357 г. патриарх Константинопольский Каллист I передал монастырь под управление греков, и грузинские монахи стали составлять меньшинство. В 1653 г. подворьем Иверского монастыря стал Никольский монастырь в Москве. На территории монастыря сохранился собор (основная его часть построена в конце 10 в., реконструирована в начале 11 в. и восстановлена в 1513); его фрески относятся к 16–19 вв. Святыня – Иверская икона Божией Матери. Библиотека насчитывает примерно 2000 рукописей.
Хиландар (монастырь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; сербский), основан в конце 12 в. сербским жупаном Стефаном Неманей и его сыном святителем Саввой Сербским. Пользовался особым покровительством русских царей. С середины 18 в. среди монахов преобладали болгары (в т. ч. преподобный Паисий Хиландарский, автор «Истории славяно-болгарской», 1762). Число сербов в монастыре значительно увеличилось после посещения Афона сербским королём Александром I (1896). Святыня – икона Божией Матери Троеручицы.
Монастырь Преподобного Дионисия (в честь Рождества Иоанна Предтечи), основан во 2-й половине 14 в. преподобным Дионисием из селения Корисос на средства трапезундского императора Алексея III Великого Комнина.
Кутлумуш (монастырь в честь Преображения Господня). Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут около 1169 г.
Пантократор (монастырь в честь Преображения Господня), впервые упоминается в документальных источниках в 1358 г., основан византийскими аристократами братьями Алексеем и Иоанном при поддержке императора Иоанна V Палеолога. На территории монастыря сохранился собор (1362). Святыни – часть Хитона Господня, икона Божией Матери Геронтиссы. Монастырю принадлежит скит пророка Илии (основан в 1757 Паисием Величковским, храм в 1893–1900).
Ксиропотам (монастырь 40 Севастийских мучеников), основан в 10 в. преподобным Павлом Ксиропотамским.
Зограф (монастырь великомученика Георгия Победоносца; болгарский), основан в 10 в. (919?) Моисеем, Аароном и Иоанном Селимой из Охрида – по одной версии, братьями болгарского царя Самуила, по другой – простыми иноками. В 1275 г. сторонники Лионской унии разорили монастырь и сожгли в башне 26 зографских монахов, почитаемых как мученики. В 1542 г. Зограф пострадал от набега разбойников, а в 1622 г. пришёл в запустение из-за эпидемии чумы. В 1849 г. стал общежительным и пережил расцвет в середине – 2-й половине 19 в., имея 22 храма и параклиса. На территории монастыря сохранился собор (1801). Святыни – нерукотворный образ великомученика Георгия и Акафистная икона Божией Матери.
Дохиар (монастырь в честь архангелов Михаила и Гавриила), основан во 2-й половине 10 в. или в начале 11 в. Евфимием, дохиаром (келарем) Афанасия Афонского.
Каракал (монастырь в честь апостолов Петра и Павла), основан в начале 11 в. монахом Николаем.
Филофей (монастырь в честь Благовещения Богородицы), основан в конце 10 – начале 11 вв. преподобным Филофеем Афонским.
Симонопетра (монастырь в честь Рождества Христова), основан в середине 13 в. преподобным Симоном Мироточивым, в 1363 г. отстроен сербским деспотом Иоанном Углеша.
Монастырь Святого Павла (в честь Сретения Господня), основан в конце 10 в. преподобным Павлом Ксиропотамским, около 1382–1385 гг. восстановлен сербами.
Ставроникита (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан как скит в конце 10 – начале 11 вв., пришёл в упадок в 12 в. в результате пиратских набегов, в 13 в. был подчинён монастырю Кутлумуш, в 1530-х гг. возрождён игуменом Григорием Гиромериатисом; в 1541 или 1542 г. скит Ставроникита был преобразован в монастырь.
Ксенофонт (монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца), основан в конце 10 в. преподобным Ксенофонтом.
Монастырь Преподобного Григория (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан в 14 в. преподобным Григорием, учеником Григория Синаита.
Эсфигмен (монастырь в честь Вознесения Господня), основан в конце 10 – начале 11 вв.
Пантелеимонов монастырь (в честь великомученика Пантелеимона; русский), основан в конце 10 в.
Констамонит (монастырь Первомученика Стефана), известен с 11 в.