Афон
Афо́н (греч. Ἄθως; Айон-Орос, греч. Ἄγιον Ὄρος, Святая Гора), крупнейший в мире центр православного монашества. Расположен на п-ове Айон-Орос (восточный выступ п-ова Халкидики), на северо-востоке Греции. Высота Святой Горы 2033 м. Афон – «самоуправляющаяся часть Греческого государства», управляется представителями монастырей, составляющими Священный Кинот. Административный центр – в г. Карея (ныне Карье). Находится под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата.
История монашества на Афоне
Время появления первых монахов на Афоне точно неизвестно; первоначально преобладало отшельничество (преподобный Пётр Афонский). В 9 в. значение афонских монашеских общин возросло: в 843 г. в Константинополь прибыла их делегация (хроника Генесия, середина 10 в.). Первый общежительный монастырь, Великая Лавра, основан в 10 в. преподобным Афанасием Афонским при покровительстве византийского императора Никифора II Фоки.
Первый устав монашеского сообщества («Трагос») Афона был издан в конце 971 г. или начале 972 г. византийским императором Иоанном I Цимисхием; орган управления Афона – протат. В 11–12 вв. возникли монашеские общины выходцев из других стран: Болгарии, Сербии, Грузии, Руси. В 1045 г. византийский император Константин IX Мономах издал новый устав Афона (переработан в 1406).
Расцвет монашества на Афоне в 14 в. связан с распространением исихазма, основоположниками которого были Григорий Синаит и Григорий Палама. После падения Византийской империи (1453) Афон находился под властью турецких султанов. Несмотря на полученное от них признание прежних привилегий, непосильные подати и поборы привели к экономическому упадку многих афонских монастырей в 15–17 вв. Во 2-й половине 16–17 вв. большинство монахов переселились из крупных монастырей в скиты.
Возрождение монастырей произошло после реформы патриарха Константинопольского Гавриила IV, издавшего в 1783 г. новый устав Афона, восстанавливавший древние иноческие обычаи. В 18 в. духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря деятельности Евгения Вулгариса, Никодима Святогорца и др. В 1821–1830 гг. Афон оккупирован турками, с 1869 г. ими введено прямое административное правление. В 1912 г. Афон стал частью государства Греция. В 1924 г. принята «Уставная хартия Святой Горы Афонской» (далее Устав). Монастыри Афона пользуются юлианским календарём. Доступ женщин на Афон запрещён.
Русские монахи на Афоне
Появление на Афоне русских монахов относится к древнейшему периоду истории Святой Горы. По сообщению «Повести временных лет», в 11 в. на Афоне принял монашеский постриг Антоний Печерский, один из основоположников русского монашества. Благодаря афонскому влиянию происходили важные изменения в духовной жизни русских монастырей. В 15 в. в них распространилось афонское молитвенное правило, важную часть которого составляла Иисусова молитва. В конце 15–16 в. под влиянием Афона возникла новая для России форма организации монастыря – скит. В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III Ивановича с Афона в Москву для правки книг прибыл Максим Грек.
В 18 в. на Афоне возникла школа Паисия Величковского по изучению, переводу и переписыванию святоотеческих творений. Многие из русских монахов, бывших учениками Паисия Величковского на Афоне, в конце 18 в. вернулись в Россию, где благодаря их деятельности к середине 19 в. в 30 епархиях распространились монастыри, придерживавшиеся аскетической традиции его школы. С конца 19 в. на Афоне число монахов из России стремительно увеличилось. К 1912 г. русские монахи составляли половину насельников Афона. В 1913 г. их число резко сократилось в результате депортации с Афона более 800 приверженцев имяславия. Приток монахов из России прекратился после 1917 г. С конца 1980-х гг. после долгого перерыва началось возрождение русского монашества на Афоне.
Архитектура и изобразительное искусство
Афон – один из крупнейших центров православного искусства. Самый древний архитектурный памятник Афона – базилика Протат в Карье (конец 11 в.). В конце 10–11 вв. на Афоне вырабатывается особый тип крестово-купольного храма с боковыми апсидами-хорами, большим нартексом, к которому примыкают боковые приделы, также перекрытые куполами, и внешним нартексом. Первый храм такого типа – кафоликон Великой Лавры, ставший образцом для соборных храмов Святой Горы.
К наиболее ранним памятникам изобразительного искусства на Афоне относятся мозаики кафоликона монастыря Ватопед («Благовещение», середина 11 в., и «Деисус», 12 в.). В монастырях Хиландар и Ватопед находятся фрески 13–14 вв., в монастыре Пантократор – 14 в. В 1535 г. и 1550-х гг. в соборах и трапезных Великой Лавры, монастырях Ставроникита и Иверском работал выдающийся иконописец Феофан Критянин. Большая часть афонских росписей относится к поствизантийскому периоду (16–17 вв.). В 17–19 вв. росписи храмов продолжали следовать традиции византийской иконографии. В 18 в. афонский художник Д. Фурноаграфиот составил т. н. Ерминию – руководство по иконописанию. В это же время на Афоне активно работали монастырские иконописные мастерские, изготавливавшие списки с византийских, сербских и русских икон, хранившихся в монастырях Афона. Книгохранилища монастырей Пантократор, Ставроникита и монастыря Преподобного Дионисия насчитывают свыше 1800 древних рукописей, украшенных миниатюрами 9–14 вв.
Монастыри Афона
Монастыри Афона неоднократно обновлялись и перестраивались. Согласно Уставу, Святая Гора состоит из 20 монастырей (ныне в них около 2000 монахов), которые имеют следующий иерархический порядок:
Великая Лавра (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основана в 963 г., главный храм 10 в. (фрески Феофана Критянина, 1535). Святыни – мощи и крест преподобного Афанасия, глава Василия Великого и др., икона Божией Матери Экономиссы. Библиотека насчитывает более 2000 рукописей. Великой Лавре принадлежат самые большие владения, их общая площадь составляет 72 тыс. га, т. е. 21,3 % всей территории полуострова.
Ватопед (монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), основан около 972–985 гг.; собор 10 в. Святыни – пояс Богородицы, Крест Константина Великого, иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». В 1748–1749 гг. здесь была организована Афонская академия. Ватопеду принадлежит скит апостола Андрея (келлия основана в 1766 патриархом Константинопольским Серафимом II, в 1849 получила статус русского скита, храм в 1867–1900, самый большой на Афоне, заложен великим князем Алексеем Александровичем). Святыня – часть главы апостола Андрея Первозванного. Библиотека насчитывает примерно 1700 рукописей.
Иверский (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы; грузинский), основан в 979/980 гг. византийским аристократом грузинского происхождения Иоанном Торником. При его преемнике Евфимии Святогорце монастырь стал одним из крупнейших (около 300 монахов). В 1357 г. патриарх Константинопольский Каллист I передал монастырь под управление греков, и грузинские монахи стали составлять меньшинство. В 1653 г. подворьем Иверского монастыря стал Никольский монастырь в Москве. На территории монастыря сохранился собор (основная его часть построена в конце 10 в., реконструирована в начале 11 в. и восстановлена в 1513); его фрески относятся к 16–19 вв. Святыня – Иверская икона Божией Матери. Библиотека насчитывает примерно 2000 рукописей.
Хиландар (монастырь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; сербский), основан в конце 12 в. сербским жупаном Стефаном Неманей и его сыном святителем Саввой Сербским. Пользовался особым покровительством русских царей. С середины 18 в. среди монахов преобладали болгары (в т. ч. преподобный Паисий Хиландарский, автор «Истории славяно-болгарской», 1762). Число сербов в монастыре значительно увеличилось после посещения Афона сербским королём Александром I (1896). Святыня – икона Божией Матери Троеручицы.
Монастырь Преподобного Дионисия (в честь Рождества Иоанна Предтечи), основан во 2-й половине 14 в. преподобным Дионисием из селения Корисос на средства трапезундского императора Алексея III Великого Комнина.
Кутлумуш (монастырь в честь Преображения Господня). Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут около 1169 г.
Пантократор (монастырь в честь Преображения Господня), впервые упоминается в документальных источниках в 1358 г., основан византийскими аристократами братьями Алексеем и Иоанном при поддержке императора Иоанна V Палеолога. На территории монастыря сохранился собор (1362). Святыни – часть Хитона Господня, икона Божией Матери Геронтиссы. Монастырю принадлежит скит пророка Илии (основан в 1757 Паисием Величковским, храм в 1893–1900).
Ксиропотам (монастырь 40 Севастийских мучеников), основан в 10 в. преподобным Павлом Ксиропотамским.
Зограф (монастырь великомученика Георгия Победоносца; болгарский), основан в 10 в. (919?) Моисеем, Аароном и Иоанном Селимой из Охрида – по одной версии, братьями болгарского царя Самуила, по другой – простыми иноками. В 1275 г. сторонники Лионской унии разорили монастырь и сожгли в башне 26 зографских монахов, почитаемых как мученики. В 1542 г. Зограф пострадал от набега разбойников, а в 1622 г. пришёл в запустение из-за эпидемии чумы. В 1849 г. стал общежительным и пережил расцвет в середине – 2-й половине 19 в., имея 22 храма и параклиса. На территории монастыря сохранился собор (1801). Святыни – нерукотворный образ великомученика Георгия и Акафистная икона Божией Матери.
Дохиар (монастырь в честь архангелов Михаила и Гавриила), основан во 2-й половине 10 в. или в начале 11 в. Евфимием, дохиаром (келарем) Афанасия Афонского.
Каракал (монастырь в честь апостолов Петра и Павла), основан в начале 11 в. монахом Николаем.
Филофей (монастырь в честь Благовещения Богородицы), основан в конце 10 – начале 11 вв. преподобным Филофеем Афонским.
Симонопетра (монастырь в честь Рождества Христова), основан в середине 13 в. преподобным Симоном Мироточивым, в 1363 г. отстроен сербским деспотом Иоанном Углеша.
Монастырь Святого Павла (в честь Сретения Господня), основан в конце 10 в. преподобным Павлом Ксиропотамским, около 1382–1385 гг. восстановлен сербами.
Ставроникита (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан как скит в конце 10 – начале 11 вв., пришёл в упадок в 12 в. в результате пиратских набегов, в 13 в. был подчинён монастырю Кутлумуш, в 1530-х гг. возрождён игуменом Григорием Гиромериатисом; в 1541 или 1542 г. скит Ставроникита был преобразован в монастырь.
Ксенофонт (монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца), основан в конце 10 в. преподобным Ксенофонтом.
Монастырь Преподобного Григория (монастырь в честь святителя Николая Чудотворца), основан в 14 в. преподобным Григорием, учеником Григория Синаита.
Эсфигмен (монастырь в честь Вознесения Господня), основан в конце 10 – начале 11 вв.
Пантелеимонов монастырь (в честь великомученика Пантелеимона; русский), основан в конце 10 в.
Констамонит (монастырь Первомученика Стефана), известен с 11 в.