Ясир Арафат
Я́сир Арафа́т [араб. ياسر عرفات , полное имя Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни, араб. محمد عبد الرحمن عبد الرؤوف عرفات القدوة الحسيني, также известен как Абу Аммар (араб. أبو عمّار)] [24.8.1929 (по другим данным, 4.8.1929), Каир, Египет (по другим данным, Иерусалим, подмандатная Палестина) – 11.11.2004, Кламар, департамент О-де-Сен, Франция], палестинский политический деятель, сооснователь палестинского движения ФАТХ, с 1969 по 2004 гг. председатель Исполнительного комитета Организации освобождения Палестины (ООП), с 1994 по 2004 гг. глава Палестинской национальной администрации (ПНА), с 1989 по 2004 гг. президент частично признанного Государства Палестина.
Ранние годы
По официальным данным, родился в Каире. По собственным заявлениям (Rubin. 2003. P. 11), родился в Иерусалиме и по материнской линии связан с влиятельным палестинским иерусалимским родом аль-Хусейни, который ведёт своё начало от внука пророка Мухаммеда, Хусейна ибн Али. После смерти матери в 1933 г. проживал в семье дяди в Старом городе Иерусалима, затем у родственников в Газе. После того как отец вновь женился в 1937 г., вернулся в Каир. Там его вырастила старшая сестра. Отношения с отцом были плохие, Ясир Арафат не приехал на его похороны в 1952 г., а в дальнейшем никогда не посещал его могилу.
Первоначально использовал распространённое в Египте своё первое имя – Мухаммад, с 1950-х гг. стал именовать себя Ясир. Существует две версии причины выбора данного имени. По одной из них, стал использовать своё подростковое прозвище, означающее «лёгкий», «идущий по правильному пути». По другой версии, кунья Абу Аммар (предположительно использовал её с 1960-х гг.) и имя Ясир были выбраны в честь сподвижника пророка Мухаммеда Аммара ибн Ясира.
В 1946 г. попал в окружение муфтия Иерусалима, Мухаммада Амина аль-Хусейни (проживавшего в Каире), внесённого Югославией в список военных преступников за сотрудничество с нацистами и бежавшего из-под ареста во Франции, и палестинского националиста, участника арабского восстания 1936 г. Абд аль-Кадира аль-Хусейни. С 1948 г. изучал гражданское строительство в Университете Фуада I (ныне Каирский университет). В 1948 г. присоединился к «Братьям-мусульманам» (организация признана террористической и запрещена в РФ). На время Первой арабо-израильской войны 1947–1949 гг. оставил учёбу, в составе палестинского добровольческого отряда принимал участие в битве у кибуца Кфар-Даром (1948). Пытался вступить в ряды египетской армии, но на службу принят не был. В мае 1948 г. вернулся в Египет, пробовал подавать документы в Техасский университет в США, но затем принял решение восстановиться в Каирском университете. С 1952 по 1956 гг. возглавлял Палестинский студенческий союз Каирского университета. В 1954 г. был арестован за членство в организации «Братья-мусульмане» и провёл месяц в тюрьме. В 1956 г. завершил обучение со степенью бакалавра гражданского строительства. По окончании университета призван в ряды египетской армии, служил во время Суэцкого кризиса. После службы переехал в Кувейт, работал инженером, затем создал собственную строительную фирму.
В 1959 г. стал сооснователем палестинского движения ФАТХ. С 1964 г. проживал в Иордании, где организовывал рейды против Израиля. В составе ФАТХ в 1968 г. вошёл в ООП, в 1969 г. занял пост председателя Исполнительного комитета ООП. В результате конфликта ФАТХ с властями Иордании в начале 1970-х гг. переехал в Ливан. В марте 1973 г. объявлен в международный розыск на основании причастности к теракту палестинской организации «Чёрный сентябрь» (основана в 1971 участником одноимённого конфликта Салахом Халафом) в посольстве Саудовской Аравии в столице Судана Хартуме. В том же году Ясир Арафат ликвидировал «Чёрный сентябрь», поскольку полагал, что вместо осуществления терактов за рубежом палестинцам стоит сосредоточиться на организации атак внутри территории Израиля. 13 ноября 1974 г. стал первым представителем неправительственной организации, выступившим на сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. После Ливанской войны 1982 г. Арафат переехал в Тунис, где проживал до середины 1994 г. 1 октября 1985 г. избежал смерти во время удара Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) по штаб-квартире ООП в г. Тунис (операция «Деревянная нога», ивр. מבצע רגל עץ). В 1987 г. поддержал первую интифаду. В апреле 1989 г. Центральный совет ООП избрал Ясира Арафата президентом Государства Палестина.
Во главе Палестины
Ясир Арафат поддержал Ирак во время Кувейтского кризиса 1990–1991 гг. Он не был приглашён на Мадридскую мирную конференцию 1991 г., посвящённую попыткам мирного урегулирования ближневосточного конфликта, из-за отказа Израиля вести переговоры с ООП. В апреле 1992 г. выжил в авиакатастрофе, получил черепно-мозговую травму, до конца жизни страдал от её последствий.
Ясир Арафат одобрил участие палестинской стороны в процессе «Осло», от лица ООП в сентябре 1993 г. в письме премьер-министру Ицхаку Рабину сообщил о признании Израиля. В 1994 г. прибыл на палестинские территории для установления палестинского самоуправления в соответствии с соглашением «Осло I», возглавил ПНА. В 1996 г. официально избран председателем ПНА – 88 % голосов отдано за его кандидатуру. В 1994 г. вместе с Ицхаком Рабином и министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом удостоен Нобелевской премии мира. С премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в 1997 г. подписал Хевронский протокол (о разделе г. Хеврон между Израилем и ПНА), в 1998 г. – Меморандум Уай-Ривер (о передаче территорий Западного берега реки Иордан под контроль ПНА). В 2000 г. участвовал в переговорах с главой правительства Израиля Эхудом Бараком в загородной резиденции президента США Кэмп-Дэвиде, но отказался подписать предложенный США итоговый документ. На фоне неудавшихся переговоров в г. Таба в январе 2001 г. Израиль обвинил Ясира Арафата в подстрекательстве к насилию. Во время второй интифады Израиль не давал Ясиру Арафату разрешение на выезд из временной столицы ПНА Рамаллы, в 2002 г. в рамках операции «Защитная стена» (ивр. מבצע חומת מגן) ЦАХАЛ блокировал его резиденцию «Муката», требуя выдать укрывавшихся там террористов, виновных в убийстве министра туризма Рехавама Зеэви. В марте 2003 г. под давлением США передал часть своих полномочий назначенному премьер-министром Палестины Махмуду Аббасу.
С октября 2003 г. Ясир Арафат проходил лечение от желудочной инфекции и ряда обострившихся хронических заболеваний, ввиду ухудшения состояния здоровья, предположительно на фоне гриппа в октябре 2004 г. отправлен на лечение сначала в Иорданию, затем в госпиталь Перси во Франции. Впал в кому, скончался 11 ноября 2004 г. После транспортировки тела в Палестину похоронен в Рамалле, поскольку израильские власти запретили исполнить его прижизненное распоряжение о захоронении в Иерусалиме. Ввиду предположений, что в действительности Ясир Арафат был отравлен, после его смерти французские и приглашённые тунисские врачи провели серию исследований на наличие токсинов. В 2012 г. для повторного изучения останки эксгумировались. Супруга Ясира Арафата отказалась от обнародования результатов посмертного заключения госпиталя Перси, но в 2013 г., ссылаясь на отчёт об эксгумации, сообщила, что Ясир Арафат был отравлен полонием-210.
Личная жизнь
Долгие годы Ясир Арафат отказывался вступать в брак, ссылаясь на то, что посвятил себя палестинскому сопротивлению.
Позднее выяснилось, что с 1972 по 1985 гг. его фактической женой была сотрудница канцелярии Наджлы Ясин. В 1990 г. в возрасте 60 лет официально женился на секретарше Сухе аль-Тауиль, христианке. В 1995 г. у них родилась дочь Захва.
По вероисповеданию мусульманин-суннит. Бабушка Ясира Арафата – египтянка, он всю жизнь говорил на египетском диалекте арабского языка, имел заметный египетский акцент.
Политические взгляды
Ясир Арафат придерживался мнения, что вооружённое сопротивление Израилю поможет палестинцам добиться своих политических целей – построения суверенного национального государства. Он полагал, что борьба с Израилем также позитивно сказывается на палестинской идентичности. Публично отказался от поддержки вооружённой борьбы в рамках процесса «Осло». Во время первой и второй интифад не выступал с призывами остановить насилие, но и не делал открытых подстрекательских заявлений.
Не разделял идеи панарабизма, распространённые особенно на начальном этапе существования ООП. Считал палестинский вопрос самостоятельным, однако позитивно высказывался о мобилизации общественного мнения населения арабских стран для продвижения палестинских интересов на региональном и международном уровне. Выступал категорически против Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 г. между Израилем и Египтом и на этом основании отказался от осуждения убийства президента Египта Анвара ас-Садата. После этого установил нормальные отношения с режимом президента Хосни Мубарака, проведя с ним личную встречу в декабре 1983 г., тем самым фактически признав израильско-египетский мирный договор легитимным.
Первоначально выступал за отмену провозглашения Израиля и создание в Палестине одного светского демократического государства с равными правами для всех национальных и религиозных групп. Высказывал мысль о том, что Израиль не обеспечил уравнивание в правах восточных (мизрахов) и европейских (ашкеназов) евреев (например, в ООН в 1974), а последние занимают привилегированное положение в обществе, в то время как первые притесняются наравне с палестинцами. Проводил разницу между евреями и сионистами, отмечая, что выступает исключительно против сионизма, который считал формой расовой дискриминации. С конца 1980-х гг. изменил взгляды в пользу создания независимого палестинского государства на территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа со столицей в Иерусалиме. Впервые озвучил эти тезисы на сессии Палестинского национального совета в 1988 г. в Алжире. В декабре 1988 г. выступил на специальной сессии ГА ООН в Женеве (проводилась не в Нью-Йорке, т. к. не получил визу США). В этом выступлении Ясир Арафат признал право Израиля на существование и урегулирование конфликта на базе резолюций 242 и 338. В сентябре 1993 г. на фоне подписания соглашения «Осло I» обратился к палестинцам на арабском языке, отметив, что это лишь часть реализации первоначального плана, который всё же рассчитан на создание одного государства, в котором евреи смогут проживать, лишь продемонстрировав свою лояльность.