Рамалла
Ра́малла (Рамаллах; رام الله), город в Государстве Палестина, на Западном берегу реки Иордан, временный центр размещения органов управления Государства Палестина – Палестинской национальной администрации (ПНА), место размещения аккредитованных при ПНА посланников международных организаций и дипломатических представительств.
Общие сведения
Расположена в 13 км к северу от Иерусалима в мухафазе Рамалла и Эль-Бира. Площадь города 19 км2 (2020).
Автомобильными дорогами Рамалла соединена с Иерусалимом, Тель-Авивом (Израиль) и Наблусом. Развит общественный городской транспорт, в частности курсируют автобусы и маршрутные такси service. Действует автостанция.
Население
Численность населения – 39 тыс. человек (2017, перепись), которое состоит преимущественно из палестинских арабов.
Религия
До середины 20 в. в городе Рамалла преобладало христианское население, но в результате массовой миграции ситуация изменилась. На 2010–2020-е гг. подавляющее большинство жителей – мусульмане-сунниты. Тем не менее процент христианского населения в Рамалле один из самых больших в регионе. В Рамалле есть общины последователей Иерусалимской православной, Римско-католической, Мелькитской, Коптской, Англиканской, лютеранской церквей, а также квакеры.
История
Ранняя история
Существовало несколько версий об упоминании Рамаллы в Танахе (книга Самуила, книга Иисуса Навина) под именами Раматаим-Софим (например, по мнению палестинского историка Мустафы Мурада ад-Даббага и британского исследователя Клода Ренье Кондера), а также Рам или Рама. Позднее эта группа теорий была оспорена иными историками и археологами, в частности американцем Э. Робинсоном, и преимущественно отрицается израильской историографией. Израильские историки Й. Элицур и Й. Ахарони выдвинули версию о том, что библейская Рама может быть нынешним палестинским городом А-Рам (Эр-Рам, аль-Рамм) к юго-востоку от Рамаллы (Elitsur. 2020).
Ранние сведения о Рамалле относятся к 1186 г., когда король Иерусалима Ги де Лузиньян (правил в 1186–1187, формально сохранял королевский титул до 1192) передал в держание участок земли размером 19 тыс. дунамов немецкому госпиталю крестоносцев в обмен на годовой кредит, в случае невыплаты которого территория не возвращалась владельцу. После победы в 1187 г. султана Салах ад-Дина над крестоносцами эта территория попала под власть Айюбидов, с 1260 г. – мамлюков, с 1516 г. – Османской империи. Рамалла использовалась как сельскохозяйственная территория, прилегающая к густонаселённой Эль-Бире. В средневековых документах город мог фигурировать с названием аль-Рама или Рамалей. В источниках Османской империи первое упоминание о Рамалле как сельскохозяйственном районе относится к переписи населения палестинских территорий 1525 г. Согласно наиболее распространённой версии, поселение Рамалла, затем превратившееся в современный город, было основано около 1550 г. хаддадинами – кланом, произошедшим от йеменских арабов-христиан и пришедшим из-за Иордана.
Изменения в составе населения. Хозяйственное развитие
Несмотря на то что приток в Рамаллу мусульманского населения поощрялся ещё в османский период, долгое время в городе проживали преимущественно арабы-христиане. С 1700 г. поддерживались постоянные контакты с Иерусалимской православной церковью. В 19 в. началось распространение влияния Римско-католической церкви, тогда же квакеры открыли здесь первые школы. С 1920 г. в составе британской мандатной территории Палестина. По переписи 1946 г., в Рамалле проживало 4520 христиан и 660 мусульман.
Резкое изменение этноконфессионального состава произошло в 1948 г. и было связано с притоком палестинских беженцев после провозглашения Израиля и начала арабо-израильских войн, когда город оказался под контролем Иордании. В 1945 г. население города составляло около 5 тыс. человек, к 1967 г. оно превысило 12 тыс. человек.
Долгое время Рамалла оставалась преимущественно сельскохозяйственным районом. Городской статус был впервые присвоен в 1908 г. В тот же период началось развитие торговых отношений со странами Запада, что было связано с иммиграцией в США местных жителей, сохранивших экономические контакты с родным городом, а также с установлением британского управления. В 1920-е гг. Рамалла стала местом расселения местной палестинской аристократии, прибывшей в город для участия в международной торговле или для работы на британцев. В 1924 г. рядом с городом был открыт аэропорт «Каландия», начиная с 1936 г. принимавший регулярные пассажирские рейсы. В 1936 г. налажено электроснабжение, открыта Палестинская радиовещательная служба, которая вела трансляции на английском, арабском языках и иврите. Несмотря на развитие Рамаллы, местное население принимало участие как в массовых выступлениях против британских властей, так и в погромах против еврейской общины, к 1929 г. вынужденной полностью покинуть город.
Иорданское правление
В период иорданского правления (1948–1967) ситуация в экономике оставалась стабильной в силу свободного передвижения между территориями королевства. В тот же период в Рамалле началось развитие туристической отрасли. Распространение на территории города иорданских законов привело к существенному обострению политической ситуации, поскольку многие палестинские политические объединения были объявлены вне закона. По итогам Шестидневной войны 1967 г. Рамалла попала под контроль Израиля, соответствующий муниципалитет был распущен и заменён на власть военного губернатора. Право на постоянное проживание в Рамалле потеряли те, кто не участвовал в 1-й израильской переписи населения. Также жители города не имели права голоса, для работы требовалось получение особого разрешения. В 1981 г. была создана гражданская администрация, занимавшаяся предоставлением населению социальных услуг, сбором налогов, городским планированием, связями с соотечественниками за рубежом. Обучение осуществлялось по иорданским учебникам.
Город под израильским контролем
Израильский контроль над Рамаллой (1967–1993) привёл к строительству в окрестностях города еврейских поселений, что затрудняло его дальнейшее расширение и стало одной из причин участия местного населения в Первой палестинской интифаде (1987–1991). Распространённой практикой стали всеобщие забастовки и закрытие школ, имели место столкновения жителей города с израильскими военными.
Административный центр Палестинской национальной администрации
Соглашение Осло I между Израилем и представителями Организации освобождения Палестины от 1993 г., направленное на создание условий для палестинского самоуправления в Газе и на Западном берегу реки Иордан в переходный период, способствовало становлению Рамаллы в качестве административного центра Палестины. По условиям соглашения Осло II от 1995 г. Рамалла была классифицирована как территория «А» под полным палестинским военным и гражданским контролем. Город стал местом расположения палестинских законодательных и исполнительных органов власти. В Рамаллу были перенесены дипломатические представительства иностранных государств. 8 ноября 1999 г. город стал местом проведения палестино-израильских переговоров по вопросу заключения рамочного соглашения об окончательном статусе в рамках мирных усилий после подписания меморандума в Шарм-эш-Шейхе.
Изоляция города в результате строительства еврейских поселений и дорог усугублялась, что привело к вовлечению местного населения во Вторую палестинскую интифаду, прекратилась работа аэропорта «Каландия». 12 октября 2000 г., после линчевания двух израильских резервистов, В. Нуржица и Й. Авраами, задержанных городской полицией, Рамалла подверглась израильскому воздушному удару. 29 марта 2002 г. в ходе операции «Защитная стена» город был блокирован вплоть до выполнения Я. Арафатом условий по выдаче террористов, причастных к серии предшествовавших атак на израильтян и убийству министра туризма Р. Зеэви. Часть резиденции главы Палестинской национальной администрации (ПНА) была разрушена. Операция завершилась при посредничестве США изъятием в Рамалле оружия, фальшивых шекелей и арестом лиц, находившихся в Израиле в розыске. В городе тогда был задержан руководитель боевого молодёжного крыла ФАТХ «Танзим» М. Баргути.
На начало 2020-х гг. Рамалла считается наиболее либеральным палестинским городом. В 2005 г. победу на муниципальных выборах впервые одержала женщина – Дж. Х. Михаэль. В ходе палестинского политического кризиса 2006–2007 гг. (конфликта ФАТХ и ХАМАС по вопросу формирования правительства в результате проигранных ФАТХ выборов) город остался под контролем официальных и международно признанных структур ПНА, в то время как часть палестинской территории оказалась фактически под властью ХАМАС. С тех пор город продолжает выполнять функции административного и политического центра Палестины (с 2013 Государство Палестина).
Архитектура
В Рамалле сохраняется старая нерегулярная планировка с главными улицами (Рукаб, Яффская, Палестинская и др.), соединяющимися на площади Аль-Манара (в её центре установлена колонна, окружённая четырьмя скульптурами львов). Сохранились постройки 17 – 1-й трети 20 вв., в том числе греческая православная церковь Преображения Господня (1852), католическая церковь Святого семейства (1913).
Во время строительного бума 2000-х гг. построены коптская церковь Архангела Михаила с западным фасадом, завершённым 2 колокольнями, Дворец культуры (открыт в 2004), многочисленные гостиницы (Mövenpick, 2000–2010; и др.), административные здания, банки (головной офис Банка Палестины и др.).
На северо-западной окраине города – руины монастыря византийского времени. На южной окраине – холм Телль-Насаба, ассоциируемый с древним г. Мицпа.
Наука. Образование
Рамалла – один из важных научных и образовательных центров Палестины. Здесь расположены Палестинский научно-исследовательский институт экономической политики (1994; основан в Восточном Иерусалиме, в 1996 переведён в Рамаллу), Бирзейтский университет (с 1924 начальная женская школа, с 1942 колледж, с 1975 современные название и статус; расположен в г. Бирзейт (Бир-Зайт) в 10 км к северо-востоку от центра Рамаллы), Современный университетский колледж (1983), Открытый университет Аль-Кудс (1991), Арабо-американский университет (2000).
Действует отделение Консерватории имени Эдварда Саида (основана при поддержке Бирзейтского университета в 1993 в Рамалле; филиалы в Иерусалиме, Вифлееме, Наблусе и Газе).
Библиотеки
Открыты публичная библиотека (1957), детско-юношеская публичная библиотека в здании Османского двора.
В Культурном центре имени Халиля ас-Сакакини (с 1996 подразделение Министерства культуры Палестины, с 1998 самостоятельная организация) проводятся художественные выставки, поэтические чтения, показы фильмов, детские мероприятия.
Музеи
Функционируют музеи: городской, Палестинский (1997), палестинского культурного наследия «Дар Захран» (1990); мемориальный музей М. Дарвиша.
Литературная жизнь
С Рамаллой связано имя палестинского поэта Махмуда Дарвиша, который после возвращения на родину в 1996 г. жил и работал в городе. Дарвиш отразил события 2-й палестинской интифады и блокаду Рамаллы Израилем в поэтическом сборнике «В состоянии осады» (حالة حصار, 2002). В 1997–2009 гг. в Рамалле издавался литературный журнал «Аль-Кармаль» («Кармель», الكرمل), основанный Дарвишем в 1981 г. Бейруте; он же был его главным редактором (до 2008). Журнал выпускался Культурным центром имени Халиля ас-Сакакини (مركز خليل السكاكيني الثقافي, основан в 1996), палестинского просветителя, учёного и поэта; в настоящее время там проводятся поэтические вечера и литературные мастер-классы. На месте захоронения Дарвиша сейчас находится музей, где хранятся автографы его произведений, личные вещи, документы.
С 1996 г. при поддержке Министерства культуры ПНА в Рамалле проводится Международная книжная ярмарка, в которой в 2018 г. приняла участие Россия. С 2008 г. проходит ежегодный Палестинский литературный фестиваль.
Образ города нашёл отражение во многих произведениях палестинских писателей. В их числе: автобиографический роман Мурида Баргути (1944–2021) «Я видел Рамаллу» (رأيت رام الله, 1997; премия Нагиба Махфуза по литературе, 1997), в котором писатель, родившийся в окрестностях Рамаллы, рассказал о своём возвращении на родину (1996) спустя 30 лет вынужденной эмиграции. Герой находит город изменившимся до неузнаваемости, чувствует себя чужаком и не может понять, кто он теперь: гражданин, беженец или гость. Похожие мотивы вплетены в роман Фарука Вади (род. 1949) «Дома моего сердца» (منازل قلبي, 1997).
Рамалла – место действия романов: «Лица» (وجوه, 2003) Валида Абу Бакра, «Я буду среди деревьев миндаля» (سأكون بين اللوز, 2004) Хусейна аль-Баргути, «Нет ангелов в Рамалле» (لا ملائكة في رام الله, 2010) Инас Абдаллы, а также романов «Светловолосая Рамалла» (رام الله الشقراء, 2013), «Преступление в Рамалле» (جريمة في رام الله, 2017), «Рамалла» (رام الله, 2020) Аббада Яхьи (род. 1988).
В рамках международного проекта «Reading the City» («Читая город») издательство Comma Press выпустило на английском языке переводной сборник 10 рассказов палестинских писателей разных поколений «Книга Рамаллы» («The Book of Ramallah», 2021), в том числе Ибрагима Насраллаха (род. 1954, «Арабский Букер», 2018) и Махмуда Шукейра (род. 1941, шорт-лист «Арабского Букера», 2016).
Театральная жизнь
В Рамалле работают театры «Аштар» (1991), муниципальный (2017, 264 места), Дворец культуры (2004, 740 мест), «Аль-Касаба» (1970, 2 зала на 300 и 400 мест; включает театр и кинотеатр).
Фестивали
В городе проводятся фестивали: Палестинский международный музыки и танца (1993–1999, с 2005), Международный кинофестиваль (с 2004), современного танца (с 2006), национального костюма («Верность наследию и предкам», с 2015), поэзии (с 2017) и др.
Парки
В Рамалле разбиты парки: «Аль-Барва» (около 9 тыс. м2, мавзолей и мемориальный музей М. Дарвиша, многоцелевой зал, театр под открытым небом), муниципальный (1961, музыкальный фонтан), «Харш Радана» (2013, 7 тыс. м2), имени Ю. Каддуры (2009, 3,2 тыс. м2), Сад наций (2,2 тыс. м2) и др.
Здравоохранение
В городе действуют 8 больниц (2020); подготовка медицинского персонала осуществляется в Открытом университете «Аль-Кудс».
Хозяйство
Экономическому развитию препятствуют ограничения на передвижение. Рамалла во многом опирается на получение международной помощи, а местное население – на частные переводы родственников из-за рубежа.
Доминирующая отрасль городской экономики – сфера услуг, представленная административным управлением, финансовыми услугами, торговлей и здравоохранением.
В Рамалле располагаются штаб-квартиры Организации освобождения Палестины и ФАТХ.
Сферу банковского дела и финансов составляют центральные офисы и отделения палестинских и зарубежных классических и исламских банков: Банка Палестины, Палестинского коммерческого банка, банка Quds, Банка Иордании, Иорданского коммерческого банка, Египетского арабского земельного банка, Арабского исламского банка, Палестинского исламского банка и др. Стремительно развивается сфера телекоммуникационных и IT-услуг (компании Jawwal и Wataniya).
В городе расположены штаб-квартиры IT-компаний ASAL Technologies (разработка программного обеспечения, профессиональных услуг и аутсорсинга бизнес-процессов), Smartnet (разработка программного обеспечения, поставка оборудования и комплектующих для бизнеса) и др. Рост деловой активности способствовал появлению услуг аудита и консалтинга – действует палестинское отделение британской компании Ernst & Young. Ввиду близости к туристическим достопримечательностям, прежде всего религиозного характера, важное значение имеет туристический сектор наряду с гостиничным делом и общественным питанием. Наиболее популярны паломнический, событийный и культурно-познавательные виды туризма.
В городе размещены предприятия фармацевтической (исследовательские центры и заводы по производству лекарственных препаратов, медицинского оборудования компаний Pharmacare PLC и Jerusalem pharmaceuticals) и пищевой (штаб-квартира и фабрика по производству кондитерской продукции, специй, кофе и чая компании Izhiman’s coffee; производство оливкового масла) отраслей промышленности. Развит строительный сектор (строительство административных зданий, отелей и апартаментов для руководящего состава ПНА и иностранных журналистов).
Окрестности
В 2000–2010-х гг. активно отстраивался и соседний г. Эль-Бира с мечетью Абу-Насер (в честь Г. А. Насера), комплексом палестинской администрации Муката, мавзолеем (2007) и музеем Я. Арафата (2016).
В 2 км к северо-востоку от центра города, близ г. Эль-Бира, расположены руины церкви Богоматери, построенной крестоносцами на предполагаемом месте остановки Марии и Иосифа по пути из Иерусалима в Назарет (1146, разрушена в 1915). В 4 км к северо-востоку – деревня Бейтин (Бетель, Бейт-Эль, Вефиль; «Дом Божий»), около которой, согласно Ветхому Завету, Авраам раскинул свой шатёр (Быт. 12:8). Сохранились руины крепости крестоносцев (Бордж-Бейтин) и мечеть (1892), построенная на основании византийской церкви. В 6 км к северо-востоку – поселение Ай с археологическими раскопками святилищ 3–1 тыс. до н. э.
В 8 км к северу, в деревне Айн-Синия, – руины крепости крестоносцев Каср-Бардавиль времени короля Балдуина I Иерусалимского (начало 12 в.).
В 7 км к югу, близ деревни Джиб, – городище Гивон (Гаваон; 2–1 тыс. до н. э.).