Парламент
Парла́мент (нем. parlament, франц. parlement, от франц. parler – говорить), общее наименование высшего представительного и законодательного органа. В каждом государстве имеет своё название (Федеральное Cобрание РФ, Конгресс в США, Всекитайское собрание народных представителей, Генеральные кортесы в Испании, Риксдаг в Швеции и т. д.).
Отдалёнными предшественниками современного парламента были представительные органы, формировавшиеся рабовладельцами и другими свободными лицами в Древней Греции и Древнем Риме, позднее – сословно-представительные органы в Европе (генеральные штаты, земские соборы). Название «парламент» использовалось для местных, в основном судебных, учреждений в средние века во Франции, но родиной парламента в его современном виде считается Англия (Английский парламент).
Парламенты (неодинаковые по своей структуре, полномочиям, порядку деятельности, их роли в системе органов государства) действуют почти во всех странах мира независимо от формы правления. Они есть в парламентарных (Италия) и президентских (США) республиках, парламентарных (Испания) и дуалистических (Иордания) монархиях. Местные представительные и законодательные органы – «местные парламенты» действуют также в субъектах федераций (в Германии, США, России и др.) и в некоторых территориальных автономных публично-правовых образованиях (Шотландия и др.). В своеобразном виде (в основном как консультативные органы) парламенты созданы также в некоторых мусульманских государствах (Бахрейн, Йемен, Кувейт).
Большинство парламентов в странах мира двухпалатные (возможны и однопалатные парламенты). Каждая из палат имеет свои названия: одна обычно именуется «нижней» или первой (Палата представителей, Палата депутатов, Национальное собрание, бундестаг и др.), вторая – «верхней» (Сенат и др.). Членами парламента являются избираемые депутаты (представители, члены парламента, конгрессмены и др.) и сенаторы (члены верхней палаты). Наряду с ними, иногда избираются заместители депутатов и сенаторов, имеющие в палате только право совещательного голоса и выступающие с согласия соответствующего депутата или сенатора (в США в Палате представителей есть также несколько представителей федеральных территорий с правом совещательного голоса, в Дании в однопалатном парламенте есть фиксированное представительство от автономных территориальных образований, в Китае – представители от армии и т. д.). В некоторых странах президенты республик назначают в верхнюю палату небольшое число членов (5 в Италии, 12 в Индии, 15 в Казахстане) из среды лиц, имеющих особые заслуги перед страной в области науки, искусства, общественной деятельности и др.
В большинстве стран парламентарии (депутаты и сенаторы) работают в парламенте на постоянной профессиональной основе, они занимаются законотворчеством и как члены коллегиальных органов выполняют другие обязанности (участие в создании иных высших органов государства, парламентский контроль в отношении исполнительной власти и др.). Эта деятельность оплачивается из государственного бюджета (в среднем в развитых европейских странах оклад парламентария в 4–6 раз превышает средний размер заработной платы по стране, в некоторых государствах – больше). В ряде стран члены парламентов работают непостоянно. Они получают заработную плату по месту основной работы, а из государственного бюджета – небольшую доплату для возмещения депутатских расходов (переписка с избирателями, посещение коллективов избирателей и др.), лишь некоторые депутаты – руководители парламентских структур – работают в таких парламентах на штатной, постоянной основе, получая депутатское вознаграждение из государственного бюджета. В двухпалатном парламенте правовое положение членов обеих палат в основном одинаково. В большинстве стран парламентарии имеют свободный мандат, избиратели не могут давать им наказы, но в некоторых странах (Вьетнам, Китай и др.) существует императивный мандат и депутаты обязаны выполнять наказы избирателей. Парламентарии пользуются депутатским (парламентским) иммунитетом и депутатским (парламентским) индемнитетом. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к административной ответственности без разрешения палаты парламента, в состав которой они входят; за ними признана свобода речи и голосования в парламенте (запрещены призывы к насилию, клевета, оскорбление).
Палаты парламента формируются неодинаково. Нижняя палата и однопалатный парламент всегда избираются непосредственно гражданами-избирателями в разных странах на 2–6 лет по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе (частичные назначения существуют в единичных странах Африки, Океании). Верхняя палата формируется обычно на такой же срок, что и нижняя, но часто – на более длительный срок (до 6 лет) или действует без указания срока, периодически частично обновляясь на 1/3. Сенаты формируются неодинаковыми способами: прямыми выборами гражданами-избирателями (Сенат США – по 2 сенатора от каждого штата), путём косвенных выборов другими, ранее избранными, лицами (по департаментам – территориальным единицам во Франции, провинциальными собраниями депутатов в ЮАР), путём избрания нижней палатой из своего состава (Исландия, Норвегия), путём назначения (полностью назначаются генерал-губернаторами – представителями британского монарха в этих странах верхние палаты в Канаде, на Ямайке, в Барбадосе, других монархических членах Содружества; в Германии члены верхней палаты назначаются правительствами субъектов федерации – земель), в Великобритании членами верхней палаты (лордами) становятся лица в связи с присвоением им монархом высокого дворянского звания, иногда верхняя палата формируется с использованием принципа корпоративного представительства (в Ирландии, частично в Словении и Марокко). Существуют и различные смешанные способы формирования верхней палаты. В России в соответствии с Конституцией РФ (ст. 95) в верхнюю палату – Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти. В некоторых странах (США, Франция) существует ротация верхних палат: при очередных выборах обновляется только треть палаты.
Каждая палата принимает свой регламент, устанавливающий её внутреннюю организацию и порядок деятельности (в некоторых странах, например в Алжире, Канаде, Китае, Японии, действуют законы подобного рода). Внутренними органами являются: руководство палаты (председатель, в англосаксонских странах – спикер; президиум палаты – в Китае, Чехии; заместители председателя, иногда председателем верхней палаты является по должности вице-президент – в Индии, США), партийные фракции парламентариев, принадлежащих к одной партии (редко – к близким партиям), постоянные профильные комитеты палат – обороны, иностранных дел, промышленности, сельского хозяйства, по делам молодёжи и др. (иногда объединённые комитеты палат, обычно по финансовым вопросам), имеется аппарат палаты (в англосаксонских странах в нижней палате его возглавляет клерк палаты), при парламенте создаётся парламентская библиотека, существуют другие учреждения.
Осуществляя законодательную деятельность, некоторые парламенты принимают основные законы – конституции (Китай, Украина, Финляндия и др.) и другие законы (например, органические законы). Часто парламент определяет основы внутренней и внешней государственной политики (обычно вместе с главой государства и правительством). В некоторых странах (Венгрия, Турция, Чехия и др.) парламент (однопалатный или на совместном заседании палат) избирает президента республики. Парламент (его нижняя палата) в парламентарных монархиях и республиках формирует правительство и вправе уволить его в отставку (в Италии уволить правительство может и верхняя палата); в ряде стран парламент (верхняя палата) назначает судей высших судов, уполномоченных парламентом (парламентских комиссаров, омбудсменов), генеральных прокуроров, генеральных контролёров, членов счётных палат, некоторых высших гражданских и военных должностных лиц. Используя парламентский контроль, парламент может применить импичмент к президенту, министрам, судьям, другим высшим гражданским и военным должностным лицам; в редких случаях он имеет право отстранить от должности любое должностное лицо и начать расследование против него. Формами парламентского контроля являются также отчёты правительства, вопросы парламентариев на заседаниях парламента к премьер-министру и министрам, другим приглашённым должностным лицам, интерпелляции, парламентские расследования, парламентские слушания и др. Парламент, будучи суверенным представительством народа, несёт ответственность перед ним.