Иерихон
Иерихо́н (Ариха; араб. أريحا), город в Государстве Палестина, на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), административный центр мухафазы Иерихон и Аль-Агвар. Площадь города 59 км2 (2020).
Расположен в южной части мухафазы на севере Иудейской пустыни по берегам пересыхающего русла реки Вади-эль-Кильт на отметке 258 м ниже уровня моря (самый низкий гипсометрический уровень среди городов мира), в 30 км к северо-востоку от Иерусалима, в 12 км к северу от Мёртвого моря, в 7 км от границы с Иорданией, проходящей по реке Иордан.
Автомобильными дорогами Иерихон соединён с Иерусалимом и Амманом (Иордания). Развита система автобусного транспорта и такси. Работает автостанция. С 1998 г. функционирует канатная дорога гондольного (кабинного) типа длиной 1330 м из города на Сорокадневную гору (гору Искушения).
Население
Численность населения 21 тыс. человек (2017, перепись; 18 тыс. в 2007), в котором преобладают палестинские арабы.
Религия
Большая часть жителей Иерихона исповедует суннитский ислам. Христиане составляют не более 1 % населения. Христиане Иерихона исповедуют преимущественно католичество и православие. Также есть община последователей нехалкидонской Сирийской яковитской церкви.
История
Иерихон – один из старейших городов мира. Название, согласно американскому раввину и исследователю М. Шрейберу, может происходить от ханаанского слова «луна», культ которой был распространён в данной местности, или, по мнению британского церковного историка Дж. Бромилея, от ханаанского слова «благоухающий», затем отразившегося в других семитских языках, что связано с произраставшими там растениями и производством благовоний.
Древний город был заброшен после того, как в 6 в. до н. э. Иерихон подвергся разрушениям в период вавилонского завоевания. Город переместился ближе к Иерусалиму и выходу из Вади-эль-Кильт после завершения Вавилонского пленения в 538 г. до н. э. и персидского завоевания Восточного Средиземноморья, а затем стал значимым административным центром провинции Йехуд в рамках государства Ахеменидов. После завоевания Александром Македонским в 333 г. до н. э. Иерихон стал его личным владением. По итогам начавшейся после его смерти борьбы диадохов оказался под контролем Птолемеев, в 198 г. до н. э. вошёл в состав государства Селевкидов. Во время восстания Маккавеев Иерихон был дополнительно укреплён администрацией Селевкидов и длительное время оставался под их властью, однако около 140–137 гг. до н. э. стал частью государства Хасмонеев, образованного восставшими. При их правлении в городе велось масштабное строительство, включившее систему акведуков.
В 63 г. до н. э. после длительных внутренних конфликтов управляемая Хасмонеями Иудея, включая Иерихон, стала римским протекторатом после её захвата Гнеем Помпеем. В результате начавшейся после смерти Юлия Цезаря гражданской войны и вторжения Парфянского царства в 40–37 гг. до н. э. независимость Иудеи под властью Хасмонеев временно был восстановлена, однако затем римский сенат назначил царём Иудеи Ирода I, представителя идумейской династии, при помощи Марка Антония вернувшего страну под римский контроль и установившего собственную власть. Иерихон в то время был подарен Марком Антонием Клеопатре VII, правившей государством Птолемеев, в результате чего Ирод I был вынужден арендовать у неё территорию города, на которой построил собственный дворец. В 36 г. до н. э. по его приказу был казнён Аристовул III, один из последних представителей династии Хасмонеев. Вслед за поражением Марка Антония и Клеопатры в гражданской войне и их смертью в 30 г. до н. э. Октавиан Август передал город под полный контроль Ирода I, продолжившего в Иерихоне масштабное строительство и умершего здесь в 4 г. до н. э. Согласно Новому Завету, Иисус неоднократно посещал Иерихон, приобретая новых учеников и совершая чудеса (Мф 20:29; Мк 10:46; Лк 18:35; 19:1), также город упоминается в притче о добром самаритянине (Лк 10:30–37).
После вторжения римского императора Веспасиана в ходе первой иудейской войны в июне 68 г. город был разрушен, рядом с развалинами началось строительство крупного военного лагеря, который затем был захвачен евреями в 132 г. в ходе восстания Шимона Бар-Кохбы. После его поражения в 135 г. город переживал период упадка, после прекращения гонений на христиан при императоре Константине Великом город начали восстанавливать, так что он стал одним из паломнических центров региона. В 4 в. центр города сместился еще на 1,6 км на восток. Дальнейший расцвет христианства в Иерихоне связан с периодом византийского владычества (4–7 вв.), на который пришлось массовое строительство храмов и монастырей в самом городе и его окрестностях. Многие объекты паломничества были разрушены в 614 г. в результате завоевания региона государством Сасанидов, после которого власть Византии над Палестиной была ненадолго восстановлена при императоре Ираклии I.
После арабского завоевания Палестины (633–641) Иерихон стал известен как Ариха, стал местом расселения христиан и иудеев из Медины, изгнанных оттуда халифом Омаром ибн аль-Хаттабом. Город оказался под властью династии Омейядов к 659 г., когда прилегающий район был захвачен Муавией ибн Аби Суфьяном (в том же году Иерихон был серьёзно разрушен землетрясением). Десятый халиф династии Омейядов Хишам ибн Абд аль-Малик (правил в 724–743) начал, согласно палестинскому археологу Д. К. Барамки, большую стройку собственного дворца в районе города, остановленную, однако, очередным землетрясением в 747 г. (британский историк Дж. Мёрфи-О’Коннор считает, что на самом деле дворец строился для наследника Хишама, Валида ибн Язида, ставшего халифом в 743–744). Со 2-й половине 8 в. Иерихон переживал новый расцвет при Аббасидах благодаря развитию торговли индиго и сахаром. В этот период наблюдалось активное городское строительство, создание обширной ирригационной системы способствовало превращению Иерихона в крупный сельскохозяйственный центр. После 969–970 гг. город оказался под властью Фатимидов. Их вооружённое противостояние с правителями сопредельных территорий пагубно отразилось на развитии Палестины. Начавшийся экономический упадок усугубили землетрясение 1033 г., разорение города сельджуками (1071). В 1099 г. город захватили крестоносцы, которые частично восстановили христианские храмы. Иерихон с прилегающими территориями стал владением латинского патриарха Иерусалима, в 1112 г. перешёл под власть Евстахия I де Гренье, графа Сидона, и его наследников. С 1134 г. находился во владении приората Четыредесятницы на Сорокадневной горе (принадлежал к ордену регулярных каноников Гроба Господня), с 1143 г. – бенедиктинского монастыря в Вифании. После битвы при Хиттине (1187) город без боя перешёл под контроль Салаха ад-Дина, был включён в состав султаната Айюбидов. Несмотря на продолжившееся развитие сельского хозяйства в регионе, упадок Иерихона как городского центра продолжился. В 1250 г. власть династии Айюбидов в Египте была свергнута мамлюками, однако сирийская ветвь династии продолжила контролировать Палестину, включая Иерихон. После вторжения в Палестину монголов и их поражения в битве при Айн-Джалуте (1260) Иерихон вместе со всем регионом перешёл под власть мамлюков.
В 1517 г. захвачен султаном Селимом I и включён в состав Османской империи. Размеры города постепенно уменьшились, развитию препятствовали систематические набеги бедуинов. С 1596 г. в османском налоговом реестре Иерихон фигурировал под названием Риха (в том году было зафиксировано наличие в городе 51 домохозяйства, к 19 в. их число снизилось до 30). Сохранилось значительное преобладание мусульманского населения, продолжилось развитие сельского хозяйства. В результате к 19 в. Иерихон превратился в периферийное поселение. В 1872 г. османские власти выставили 2/3 городской земли на аукцион, на котором её пыталась приобрести группа евреев из Иерусалима. Они намеревались переименовать Иерихон в Петах‑Тикву, чтобы исключить аналогии с ветхозаветным сюжетом и выполнить пророчество из Книги пророка Осии (Ос 2:15). Однако сделка сорвалась, поскольку османское правительство не дало согласия на продажу земли евреям, а европейские инвесторы отказались от регистрации участка на подданных Османской империи. В 19–20 вв. в городе начали проводиться археологические раскопки. К 1899–1900 гг. в Иерихоне разместилась резиденция османского губернатора.
По итогам Первой мировой войны 1914–1918 гг. Иерихон перестал быть османским владением и в 1922 г. вошёл в состав британского мандата на управление Палестиной, началось развитие инфраструктуры, строительство и расширение городской территории. В 1930-х гг. в этом процессе активное участие принимали еврейские поселенцы, включая старейшую строительную компанию Израиля Solel Boneh. В этот период в городе продолжали проживать несколько еврейских семей, которые покинули его после начала арабского восстания 1936 г. Тогда же в Иерихоне и его окрестностях произошло несколько нападений на британских военных. После начала Второй мировой войны 1939–1945 гг. в городе были построены дополнительные оборонительные укрепления на случай германской атаки.
После прекращения действия британского мандата, провозглашения независимости Израиля в 1948 г. и по окончании арабо-израильской войны (1947–1949) Иерихон вместе со всем ЗБРИ перешёл под контроль Трансиордании (с 1946 – Иордания). 1 декабря 1948 г. состоялась Иерихонская конференция, для участия в которой в город прибыли делегаты Рамаллы, Вифлеема, Хеврона и других палестинских городов. По её итогам была принята серия резолюций, включая призыв к королю Абдалле I объединить под своей властью палестинские земли и территорию Трансиордании. На данном этапе продолжилось расширение города и увеличение его населения, что было связано с появлением на границах Иерихона лагерей палестинских беженцев.
В ходе Шестидневной войны 1967 г. перешёл под контроль Израиля. В 1986 г. при местной синагоге начала работу иешива. Недовольство оккупацией привело к вовлечению населения Иерихона в первую палестинскую интифаду 1987–1991 гг., в ходе которой на город оказало большое влияние соседство с лагерями беженцев. В мае 1994 г. в рамках соглашения «Газа-Иерихон» (Каирского соглашения), ставшего продолжением договора Осло I 1993 г., город стал первым на ЗБРИ, переданным Палестинской национальной администрации (ПНА). Израильтяне обязались покинуть его в течение 3 недель с момента подписания соглашения. Позднее документ был актуализирован в рамках договора Осло II 1995 г. Однако если сам Иерихон был классифицирован как категория A (полное палестинское управление), то прилегающие к городу территории вошли в категорию C (израильский военный и гражданский контроль), что затруднило сообщение с ЗБРИ, визиты израильтян в город тоже почти прекратились. Это обстоятельство до сих пор вызывает противоречия, поскольку израильтяне не имеют доступа к еврейским культурно-историческим и религиозным объектам на территории Иерихона и его окрестностей, среди которых две синагоги, некрополь и раскопки дворцов Хасмонеев. Несмотря на то что последние располагаются в пределах зоны C, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) несколько раз издавала предупреждения о нежелательности подобных визитов по соображениям безопасности.
В 1998 г. в Иерихоне начало работу казино «Оазис», целью которого было стимулирование туристической индустрии. Открытие данного объекта не было закреплено в Парижских соглашениях 1994 г. об экономических отношениях между Израилем и ПНА. Его создание было инициировано первым правительством Б. Нетаньяху, реализацией проекта занимался австрийский бизнесмен еврейского происхождения М. Шлафф. Период с 1994 по 2000 гг. характеризовался относительным спокойствием, однако трудности с организацией транспортного сообщения, а также недовольство местного мусульманского населения работой казино привели к втягиванию города во вторую палестинскую интифаду 2000–2005 гг., в ходе которой был нанесён ущерб сохранившимся еврейским объектам, иешиве и зданию синагоги «Мир Израилю». Казино было закрыто и стало использоваться палестинцами для обстрела израильских военных и соседних населённых пунктов. В 2001 г. премьер-министр Израиля А. Шарон предпринял попытку перезапустить работу казино в ходе переговоров с участием австрийской компании и М. Рашида, советника Я. Арафата, но она успехом не увенчалась. Израильские силы безопасности запретили своим гражданам посещение территории A, а оппозиционное ПНА исламистское палестинское движение ХАМАС начало распространять информацию о том, что ПНА получала от объекта нелегальные доходы. В результате операции ЦАХАЛ 2002 г. «Защитная стена», направленной на пресечение терактов на ЗБРИ, Иерихон сдался израильским войскам, в то время как в соседних населённых пунктах развернулись ожесточённые столкновения. 14 марта 2006 г. ЦАХАЛ провёл в Иерихоне рейд для недопущения выхода на свободу террористов, причастных к убийству министра туризма Израиля Р. Зеэви, которых готовился освободить ХАМАС (после победы на палестинских выборах в январе 2006 получил возможность сформировать собственное правительство). В город были введены бульдозеры, частично разрушившие здание тюрьмы, после чего заключённые сдались. В результате столкновений в Газе в 2008 г. между ХАМАС и кланом Хиллес – местными сторонниками ФАТХ – последние при поддержке Израиля были перемещены в Иерихон для сдерживания межпалестинской эскалации. В 2009 г. на основании соглашения ПНА и правительства США в городе открылся учебный центр подготовки палестинских сил безопасности. В 2018 г. палестино-израильские столкновения начались после рейда ЦАХАЛ в Иерихоне, в результате которого был убит местный житель. Также на город распространились волнения в связи с эскалацией палестино-израильского конфликта в мае 2021 г.
Архитектура
На территории Иерихона находится целый комплекс исторических и археологических памятников от эпипалеолита до Новейшего времени. Полностью или частично сохранившиеся, а также выявленные в ходе археологических и археолого-архитектурных исследований остатки построек разных эпох образуют целые микрорайоны внутри современного города и часто доступны для осмотра (в том числе как музеефицированные объекты). В центре Иерихона на Телль-Хасане расположены остатки византийской базилики с портиком и мозаиками, церкви Абуна Филипп на месте коптской патриархии (с византийскими мозаиками), церкви Абуна Анфимос (с византийскими напольными мозаиками с изображениями птиц, рыбы и шакала, надписью «Гробница дьяконов Даниила, Макария и Иоанна») и других позднеантичных и средневековых построек.
В южной части города, близ ущелья Вади-эль-Кильт, расположено подворье Русской духовной миссии, построенное на земле, приобретённой в 1874 г. архимандритом Антонином (Капустиным): двухэтажный странноприимный дом (1870-е гг.), часовня Святого Иоанна Предтечи [освящена в 1911, росписи монахини Сергии (Трофимовой); напольная мозаика с надписью о погребении в 566 игумена Кириака], руины постройки 2 в. В 500 м к северо-западу от подворья, на улице Дмитрия Медведева, на т. н. Иоасафовском участке [приобретён в 1881 И. К. Плехановым (игуменом Иоасафом) на средства Е. И. Резниченковой; с 1886 в собственности Православного палестинского общества; в 2010–2013 российскими археологами изучены фрагменты городских домов конца 5 – начала 8 вв. с напольными мозаиками], в 2010–2011 гг. организован Российский музейно-парковый комплекс со зданием музея в духе неоклассицизма с мотивами неовизантийского стиля и древними фиговыми деревьями. Одно из этих деревьев в начале 21 в. названо Древом Закхея в честь жителя, который залез на дерево, чтобы увидеть Иисуса Христа: «Потом Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:1–5).
Неподалёку от Российского музейно-паркового комплекса расположены: греческий монастырь во имя пророка Елисея (церковь построена в 1886 на деньги М. М. Киселёвой и А. Д. Богдановой; засохшее фиговое дерево, с древности ассоциирующееся с сикоморой Закхея), коптские монастыри Святого Закхея (Мар Закка) и Святого Антония, Старая мечеть, францисканский приют Доброго Пастыря с костёлом (1924–1925, архитектор А. Барлуцци).
В северо-западной части города располагается археологический памятник Телль-эс-Султан (руины построек с 11-го тыс. до н. э.), включающий остатки древнего Иерихона, и около 1 км к северо-востоку от него – руины синагоги (5–8 вв. н. э.) с содержащим надпись «Мир над Израилем» мозаичным полом. Близ северной окраины города, в Хирбет-аль-Мафджар, – руины охотничьего дворца дамасского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (730-е гг.; квадратный двор обстроен двухэтажными помещениями с галереями; использованы колонны коринфского ордера из византийского храма; раскрашенный стук, напольные мозаики; дворец разрушен землетрясением в 747, восстанавливался в 12 в.), к которому с севера примыкал двор с большой мечетью и банями (площадью около 1,5 тыс. м2).
В юго-западной части города – лагерь беженцев Акабат-Джабер.
Среди построек 1990-х – 2000-х гг.: румынское подворье (основано в 1999; архитекторы С. Василеску, Х. Гаврис) с церковью Рождества Христова (освящена в 2000), семиэтажная гостиница Jericho Resort Village, десятиэтажная гостиница InterContinental Jericho (2000). В 2013 г. возведена новая мечеть.
Наука. Образование
В городе расположены научные и образовательные учреждения: университет «Аль-Истикляль» (2007), Центр экологического и профессионального здоровья Бирзейтского университета, Палестинский национальный центр аграрных исследований, Академия полицейских сил Палестинской национальной администрации (2009). Работают Центр мозаики (2000), Российский музейно-парковый комплекс (2011).
Здравоохранение
В мухафазе Иерихон и Аль-Агвар работают 56 центров первой медицинской помощи (2018), на 10 тыс. жителей приходится 1,1 больничной койки (2018). Основное медицинское учреждение Иерихона – Правительственная больница (1998, 54 койки).
Спорт
В 1996 г. построен Международный стадион (первоначально 7 тыс. мест; после модернизации в 2012 вместимость увеличена до 15 тыс.) – домашняя арена футбольной команды «Хиляль Ариха» (1974).
Хозяйство
Доминирующая отрасль городской экономики – сфера услуг, представленная торговлей, туризмом (преимущественно паломническим христианским, культурно-познавательным и оздоровительным) и связанными с ним гостиничным делом и системой общественного питания. В городе работает отделение Банка Палестины. Открыты городской парк развлечений и аквапарк Waterland.
Действуют предприятия чёрной металлургии (завод по производству стального арматурного проката компании Consolidated Palestinian Steel Company), по производству строительных материалов (кирпича и плитки; функционирует цементный завод), пищевой промышленности (фабрика по переработке фиников компании Nakheel Palestine).
Функционируют Палестинский бизнес-инкубатор проектов в сфере энергетики и Иерихонский аграрно-индустриальный парк (2012; площадь 140 тыс. м2).
Окрестности
Близ Иерихона расположено много археологических объектов. В 2 км к западу от города находятся руины дворцов царей Иудеи 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. [(на холмах Тулул-Абу-эль-Алайк (Абу-Элийик)]. В 12 км к северу, близ деревни Ауджа, в местности Хирбет-эль-Беюдат, – остатки г. Архелаида (фрагменты стен базиликальной церкви конца 5 – 6 вв.). В 5 км к северо-западу, в оазисе Новейма в Нааране, – руины синагоги с напольными мозаиками 6 в. В 3 км к северо-востоку от города, в Хирбет-эн-Нитла, – фундаменты и части стен церкви 4–9 вв. с напольными мозаиками и др.
В 3 км к северо-западу от центра города расположена Сорокадневная гора (гора Искушения, высотой около 350 м, на которой, по преданию, Иисус Христос постился 40 дней, искушаемый дьяволом) с недостроенным греческим монастырём на её вершине (строился в конце 19 в. на месте крепости Дагон, основанной, предположительно, в середине 2 в. до н. э. Симоном Маккавеем; остатки ограды, келий и церкви) и с вырубленным в скале православным греческим монастырём Искушения (основан около 340 святым Харитоном Исповедником; две пещерные церкви 12 в.; отстроен в 1874–1904 при содействии России; камень, на котором, по преданию, молился Иисус Христос), к которому ведёт канатная дорога.
К юго-западу от города, в ущелье Вади-эль-Кильт, в природном заповеднике Эйн-Прат: в 5 км – православный скальный монастырь Святого Георгия Хозевита (основан как лавра в 420-х гг., в конце 5 в. преобразован в монастырь Богородицы Иоанном из Фив; в конце 6 – начале 7 вв. здесь подвизался святой Георгий Хозевит; разрушен персами в 614; восстанавливался в 1179, 1234 и 1878–1901) с полупещерной часовней Святых Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита (мозаика 6–7 вв., росписи 12 в.), церковью Рождества Богородицы (12 в.; иконостас, 1942), храмом во имя пророка Илии (в пещере, где, по преданию, уединённо жил святой в 9 в. до н. э.), колокольней (1952); в 11 км – русский православный монастырь Святого Харитона Исповедника (Фаранская лавра; основан в 4 в. н. э., оставлен монахами в начале 9 в.; восстановлен в 1903; пещера, в которой в 330-х гг. подвизался святой Харитон; источник Айн-Фара).
В 6 км к юго-востоку от города – православный монастырь Святого Герасима Иорданского (основан в 455; церковь во имя святого Герасима Иорданского, 1885; пещера, в которой, по преданию, останавливалось Святое семейство по пути в Египет). В 8–9 км к юго-востоку, близ реки Иордан, – закрытые в 1967 г. православный греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи (Дейр-Мар-Юханна в Каср-эль-Яхуд; основан в конце 5 в.; восстановлен в 12 в. и 1950-х гг.), монастыри Сиро-яковитской церкви, Эфиопской церкви, Коптской церкви, румынская церковь, русская и францисканские часовни (все частично руинированы и заминированы).
В 8 км к югу от Иерихона – караван-сарай (13–14, 19 вв.) с мечетью Наби-Муса (1260-е гг., перестроена в 1370-х и 1820-х гг.) над предполагаемым местом погребения пророка Моисея.