Конха
Ко́нха (греч. κόγχη – раковина), полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсиды, экседры, ниши).
Возникнув в восточноэллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. На внутренней поверхности конхи часто помещались мозаики или росписи с изображением Христа, Богоматери, святых. В архитектуре Возрождения, барокко, классицизма конха могла оформляться, вслед за античными образцами, рельефным изображением раковины или кессонами.
От этого термина происходят наименования храмовых типов византийского мира: «триконх» (с трёхлепестковым планом и завершающими эти «лепестки» тремя конхами) и «тетраконх» (четыре «лепестка» и четыре конхи).
Изображение судьи, восседающего в перекрытой конхой нише в базилике, перешло из античной в христианскую иконографию (например, миниатюры с изображением евангелистов в Евангелии Раввулы, 586, Библиотека Лауренциана, Флоренция).