Ирод I Великий
И́род I Вели́кий (около 73 – 4 до н. э.), царь Иудеи (37–4 до н. э.), основатель иродианской династии.
Источники
Основным источником сведений о жизни и деятельности царя Ирода I являются произведения иудейского историка Иосифа Флавия. В «Иудейской войне» (75–79) жизнь Ирода описывается кратко, реферативно; в «Иудейских древностях» (около 94) события излагаются более подробно и хронологически последовательно. Отличаются оба повествования и в том, как автор относится к своему герою: в «Войне» Ирод I восхваляется, в «Древностях» Иосиф Флавий более критичен к Ироду, часто дистанцируется от него. Есть между обоими текстами и противоречия. Кроме произведений Иосифа, некоторые (иногда легендарные) сведения об Ироде I приводятся греко-римскими историками (Аппиан. Гражданская война. V. 75; Страбон. География. XVI 2, 34, 46 и др.), раввинами (Вавилонский Талмуд. Бава Батра 3b–4а; Таанит 23а и др.; мидраши Вайикра Рабба 35:8; Бемидбар Рабба 14:20) и раннехристианскими авторами (Мф 2; Лк 1:5; Иустином Философом, Евсевием Кесарийским и др.).
Иосиф Флавий, который не был современником Ирода, заимствовал многие сведения о нём из других, не сохранившихся источников. Со всей ясностью автор упоминает в «Древностях»: он ссылается на «Историю» придворного историка Ирода I Николая Дамасского (Иудейские древности. XIV 9; XVI 184–187), на «Воспоминания царя Ирода» (Иудейские древности. XV 174) и некоторые другие источники.
Ранние годы
Ирод был вторым сыном знатного идумеянина Антипатра и его жены, набатейки Капры. Его отец был приближённым хасмонейского первосвященника Гиркана II, правившего Иудеей. Антипатр, унаследовав должность своего отца, стал военным правителем Идумеи и Газы, получил римское гражданство. За проримскую политику в 48/47 г. Цезарь назначил Антипатра на должность наместника Иудеи (Иудейская война. I 9:5; 10:3; Иудейские древности. XIV 8:3, 5). Своего 25-летнего сына Ирода Антипатр поставил военачальником в Галилее (Иудейские древности. XIV 158), где Ирод должен был подавлять восстание тех, кого Иосиф Флавий называет разбойниками. В итоге Ирод без суда казнил их лидера и активных участников восстания. За это ему пришлось позднее отвечать перед синедрионом, но в историю вмешались иудейский этнарх, хасмонейский первосвященник Гиркан II и римский наместник Сирии Секст Луций Цезарь, что помогло Ироду избежать наказания. Более того, оставаясь в должности военного руководителя Галилеи он стал наместником Келесирии (Иудейские древности. XIV 274; Иудейская война. I 221, 225), а затем и одним из тетрархов «всей Иудеи» (Иудейская война. I 244; Иудейские древности. XIV 326). В итоге Ирод смог вернуться в Иерусалим, но воздерживался от мести своим противникам.
Вторжение парфян в Палестину в 40 г. до н. э. осложнило положение Ирода, который был вынужден бежать. В Риме его поддержали Антоний и Октавиан, а Сенат провозгласил царём Иудеи. Путь к престолу, однако, был долгим – реальную власть он сумел получить только летом или осенью 37 г. до н. э., после трёхлетней войны со сторонниками последних представителей хасмонейской династии, в ходе которой он завоевал Галилею и Иудею (Иудейская война. I 328–344; Иудейские древности. XIV 461–464). На основании описания событий этого противостояния, которые имели место в Галилее, ничего нельзя с уверенностью сказать о его причинах; в этот период Ирод совершил сюда целый ряд походов. Долгое время Ирод осаждал Иерусалим (в 37, во время осады, он женился на Мариамне, внучке Гиркана II, после развода с прежней женой, идумеянкой Доридой, от которой у него был сын Антипатр) (Иудейская война. I 241; Иудейские древности. XIV 467). Этот брак был важен для Ирода I на пути к реализации его цели – достижению иудейского престола, т. к. он и его сыновья от Мариамны (Александр в 36; Аристовул IV в 35) становились законными наследниками Хасмонеев. Иерусалим Ирод I взял благодаря помощи римлян в 37 г. до н. э. (Иудейская война. I 345–357; Иудейские древности. XIV 468–486). После ухода последних (Ирод добился этого щедрыми дарами союзникам) он окончательно стал правителем своего царства.
Консолидация власти
Первые 10 лет правления Ирод посвятил консолидации власти в своих руках. Стремясь сломить сопротивление приверженцев хасмонейской династии среди иерусалимской аристократии и народа, а также в кругах фарисеев, Ирод велел казнить наиболее знатных сторонников Хасмонеев – членов синедриона, большинство которых составляли саддукеи (Иудейские древности. XIV 175). С одной стороны, это могло быть местью за устроенный ими суд над Иродом после подавления им восстания в Галилее, с другой – Ирод решал таким образом важную для себя проблему – лишал синедрион реальной власти в государстве, оставляя за ним только судебную функцию. С этими репрессиями, судя по всему, можно связать и убийство главных сторонников Антигона (Иудейские древности. XV 6; Иудейская война. I 358) (Schalit. 1969). Вместе с тем Ирод с почтением отнёсся к двум лидерам фарисеев, Самее и Поллиону, призывавшим когда-то иудеев сдать ему Иерусалим (Иудейские древности. XV 3); он позволил им, как и ессеям, не давать клятву верности новому правителю (Иудейские древности. XV 370) (отказ от клятвы – характерная черта учения обеих партий).
Из опасения перед потенциальным претендентом на власть царь также казнил Аристовула III, младшего брата своей жены (Мариамны), получившего должность первосвященника (недоступную Ироду из-за его нееврейского происхождения; прежде он вынужден был ставить на должность верных ему людей) (Иудейские древности. XV 50–61). Убийство представили как несчастный случай: юноша утонул в бассейне на пиру у царя в Иерихоне.
Первосвященником был поставлен вернувшийся из Вавилона Хананел, это означало, что с данного момента эта должность больше не считалась пожизненной и наследственной (Schalit. 1969. S. 312). В 30 г., после победы в войне с набатейским царём Малихом (Иудейская война. I 371–385; Иудейские древности. XV 123–160), Ирод приказал казнить 70-летнего Гиркана, последнего, помимо сыновей Ирода, представителя хасмонейского рода и реального претендента на престол; вменялся Гиркану заговор против Ирода, который он якобы составил вместе с набатейским царём (Иудейские древности. XV 161–176; ср. Schalit. 1969. S. 689–690).
С началом правления Октавиана влияние Ирода в Иудее усилилось, поскольку сразу после битвы при Акции он встал на сторону победителя (Иудейская война. I 392; Иудейские древности. XV 195). Речь Ирода перед Октавианом на Родосе, в которой он признаёт ошибочность своей прежней поддержки Антония во время гражданской войны (Иудейская война. I 388–390; Иудейские древности. XV 189–193), Флавий мог взять из не дошедших до нас мемуаров самого Ирода. Весной 30 г. до н. э. Ирод был повторно утверждён царём (ср. Иудейские древности. XV 196).
Вскоре после этого царь устранил представителей хасмонейской оппозиции, имевших обоснованные претензии на власть. Были казнены несколько членов семьи жены Ирода и его свекрови Александры. Не скрывал царь планов репрессий и против самих Мариамны и Александры, что вызвало с их стороны страх и ненависть к царю (Иудейские древности. XV 205–206).
Интриги сестры царя, Саломеи, привели к казни итуреянина Соема, которому Ирод доверял охрану своей жены Мариамны и Александры во время поездки на Родос (Иудейские древности. XV 6:5 (183–186), а также к обвинению Мариамны (Иудейские древности. XV 229; XVI 185, дополнительным пунктом обвинения было прелюбодеяние) (Иудейская война. I 441–444; Иудейские древности. XV 202–236) (вероятно, событие относится к 29 г. до н. э., о дате см.: Kasher. 2007. P. 165; сюжет с обвинением Мариамны повторяется у Флавия несколько раз с новыми деталями, анализ см.: Richardson. 2018. P. 216–220). Мариамна погибла, видимо, так и не попытавшись себя защитить. После её смерти Ирод устранился от управления государством. В 28 г. до н. э. власть попыталась захватить Александра, но Ирод, узнав об этом, казнил и её (Иудейские древности. XV 251). Вскоре царь заключил сразу несколько новых браков, а тяжёлое положение в стране заставило его вернуться к государственным делам.
Династическая оппозиция Ироду оказалась окончательно устранённой после казни его шурина (с 35 до н. э.), идумеянина Костобара, за попытку воссоздать Идумею как независимое государство, а также в 28/27 г. до н. э. его протеже – сыновей дальнего родственника из рода Хасмонеев по имени Бабас (Иудейские древности. XV 255–260).
Расцвет царства и великое строительство
По приказу царя в период с 27 по 7 гг. до н. э. почти во всех частях государства, а также в других областях Средиземноморья было возведено множество крепостей, роскошных дворцов и храмов для императорского культа. Среди них: Масада (на западном берегу Мёртвого моря), разрушенные ещё сирийским наместником Габинием Гиркания, Александрион (Вади-Фара) и Махерон (Михвар) на восточном берегу Мёртвого моря (Иудейские древности. XVI 18); дворцы и замки: Иродион южнее Иерусалима, одновременно военный опорный пункт (Иудейская война. I 420–421), упоминается строительство ещё одного Иродиона в Перее, «в горах Аравии», Кипрос, севернее Иерихона, над иродианским зимним дворцом (Иудейская война. 417–419; Иудейские древности. XVI 143). Ирод строил и перестраивал целые города (например, Фазаилиду севернее Иерихона, Кесарию Приморскую, Антипатриду, Самарию). Самарию он переименовал в честь своего римского покровителя в Севастию и полностью перестроил город в греко-римском стиле. Здесь Ирод поселил семьи своих ветеранов-наёмников из неевреев (Иудейская война. I 403; Иудейские древности. XV 292–295). Такие же поселения военных ветеранов появились в Габе (Галилея – Иудейская война. III 36; Иудейские древности. XV 294) и в Хешбоне (Перея).
В Палестине была радикально перестроена Кесария Приморская (Иудейская война. I 408–415; Иудейские древности. XV 331–341), её порт стал одним из крупнейших в Средиземноморье и выполнял репрезентативные и экономические функции. На стадионе Кесарии между 12 и 10 гг. до н. э. проводились игры в честь Августа. Во многих языческих землях Палестины были возведены типичные для греческих и римских городов храмы и другие здания: храмы римской богине Роме и императору Августу в Самарии, Кесарии Приморской (здесь же огромная гавань, театр, амфитеатр, ипподром, агора), в Панеаде, около древнего святилища Пана [Иудейские древности. XV 266–276; 328–341; XVI 136–149; Иудейская война. I 401–428]. В зимнем дворцовом комплексе в Иерихоне царь построил театр и ипподром (Иудейские древности. VII 161, 175). В эллинистическом стиле во многом была перестроена и сама столица, Иерусалим. Разрушенную в 37 г. до н. э. крепость на северо-западной стороне Храмовой горы восстановили и даже расширили, в честь патрона Ирода она получила название Антониевой башни (Антонии) (Иудейская война. V 238–245). Приблизительно в то же время при реконструкции городской стены, в её северо-западной части, построили три большие башни Фазаил, Мариамна и Гиппик (Иудейская война. V 161–175; Иудейские древности. XVI 144). Между ними приблизительно в 28 г. до н. э. возвели роскошный и укреплённый дворец царя (Иудейская война. I 402; V 176–182; Иудейские древности. XV 318). Ещё до этого были построены театр и амфитеатр; с 28 г. до н. э. здесь раз в четыре года совершались праздничные игры в честь Августа. С 20 или 19 г. начинается реконструкция и значительное расширение Иерусалимского храма (Иудейская война. I 401; Иудейские древности. XV 380–425; см. Schalit. 1969. S. 372–397).
Роскошные здания возводились и во многих частях эллинистического Восточного Средиземноморья: для жителей острова Родос был построен храм Аполлона, на Хиосе и в Антиохии стои, в Аскелоне термы с фонтанами, в Тире, Сидоне, Дамаске и других городах театры (Иудейская война. I 422–425; Иудейские древности. XVI 146–149).
Значительные пожертвования царь сделал на строительство нового города Никополя, в Афинах известны две надписи с указанием заслуг Ирода Строителя перед городом. Активное строительство во многом способствовало тому, что репутация Ирода изменилась.
Отношения с Римом
В 30 г. до н. э. Ирод принёс присягу Октавиану Августу. Царь Иудеи получил от Сената статус «союзного» (rex socius), т. е. он подчинялся непосредственно принцепсу и Сенату, а не наместнику Сирии. Наиболее активно он общался с римским правителем в 27–13 гг. до н. э. Даже в тяжёлой социально-экономической ситуации в собственном государстве он стремился поддерживать хорошие отношения с Римом. Так, во время голода в Палестине, когда царь приказал переплавить часть сокровищ своего дворца и на эти средства закупил хлеб в Египте (Иудейские древности. XV 299–306), он послал на помощь римлянам свои войска, когда те выступили в поход против Аравии (Иудейские древности. XV 317).
Рим высоко ценил помощь своего союзника: сыновья Ирода и Мариамны, Александр и Аристовул (приблизительно с 23/22 и до 18 до н. э.), жили в столице и получали там образование, а император расширил царство Ирода за счёт территорий Трахонитиды, Батанеи и Авранитиды, а также передал ему плодородные земли в нижнем течении Иордана, прежде всего оазис Иерихона. Между 30 и 23 гг. в состав Иудейского царства вошли эллинистические города: Газа, Антедона, Аполлония, Стратонова Башня, переименованная в Кесарию Приморскую, Гадара, Гиппос, Панеада и ряд других. В 20 г., во время поездки в Сирию, Август передал Ироду Улафу и Панеаду (Иудейская война. I 399–400; Иудейские древности. XV 360), области, где существовали многочисленные иудейские общины. Царство Ирода простиралось таким образом уже от Дамаска до Египта.
Исследователи выделяют ряд обстоятельств, которые, по их мнению, обусловили позицию Ирода по отношению к Риму. Во-первых, это напряжённость в отношениях между имперской властью и еврейской теократией. В своих политических действиях царь полностью зависел от Рима, и относительную свободу в этом он мог получить только благодаря интеграции страны в систему империи и своим личным связям (Schalit. 1969. S. 146–167). Кроме того, созданное Иродом государство не было целостным в этническом отношении: имел место конфликт между населением собственно еврейской территории и жителями эллинистических прибрежных городов, а также городов восточного Заиорданья. Неприемлемо для многих евреев было и само идумейское (нееврейское) происхождение Ирода: царь был иудеем только во втором или третьем поколении (Иудейские древности. XIV 403). Несмотря на стремление к дружбе с Римом, Ирод показывал себя и приверженцем иудаизма (Иудейские древности. XVI 220–225, 365): он отремонтировал Иерусалимский храм, принял требование фарисеев о запрете изображений, не возводил в собственно иудейской земле храмы в честь императора. Но он был в то же время и совершенным приверженцем эллинистических культуры и образа жизни. При дворе царя преобладали греки (Schalit. 1969. S. 403–411), царь имел библиотеку с греческой литературой, знал философию, много строил, его сыновья учились в Риме, а армия была организована в соответствии с греческими уставами (Schalit. 1969. S. 167–183).
Конец правления
Конфликт в семье Ирода в конце его жизни (ум. в 4 до н. э.) по вопросу о наследнике разгорелся между сыновьями правителя от пяти жён. После возвращения из Рима, где в 18 г. Ирод встречался с Августом, чтобы вернуть домой сыновей, отношения в семье стали ухудшаться. Главным объектом подозрений со стороны Ирода стали сыновья Александр и Аристовул (от Мариамны, т. е. Хасмонеи по матери), которые считались наследниками престола и получили образование в Риме. Их заподозрили в убийстве собственной матери (Иудейская война. I 483; Иудейские древности. XVI 862). Стремясь обезопасить себя от угрозы, которая, как казалось царю, исходила от них, Ирод в 14 г. призвал ко двору старшего сына, идумеянина Антипатра, и провозгласил его наследником (Иудейская война. I 450–451, 478; Иудейские древности. XVI 82–86). Получив власть, Антипатр обвинил братьев в заговоре против отца, и Ирод, поверивший обвинению, решил их казнить. Благодаря вмешательству Октавиана и Архелая Каппадокийского, тестя Александра, расправу над братьями удалось отложить, император выступил посредником в споре о наследстве царя (Иудейские древности. XVI 91–126). Однако в 7 г., после долгого разбирательства, римский владыка, благосклонность которого Ирод вновь обрёл благодаря заступничеству Николая Дамасского, приказал привести Александра и Аристовула в Берит на римский суд, где их приговорили к смерти, а 300 их сторонников были побиты камнями (Иудейские древности. XVI 300–335, 356–404).
Казнь противников ещё не означала победу Антипатра в споре о наследстве. У него оставались соперники, особенно сводные братья, сын самаритянки Мальтаки Архелай и сын иерусалимлянки Клеопатры Филипп (Иудейские древности. XVII 201) (оба находились в Риме для получения образования), а также сыновья его казнённых сводных братьев (Иудейская война. I 556–558; Иудейские древности. XVII 12–15). Решение о наследнике, как надеялся Антипатр, должен был принять император, а царя надо было устранить. С этой целью он составил заговор отравить уже больного Ирода (Иудейская война. I 573–577; Иудейские древности. XVII 52–57), который был раскрыт в ходе расследования смерти брата Ирода, последовавшей за казнью Александра и Аристовула. Суд под председательством легата Квинтилия Вара признал Антипатра виновным (Иудейская война. I 620–640; Иудейские древности. XVII 93–133). Император дал царю разрешение на казнь сына; она произошла в Иерихоне за пять дней до смерти Ирода (Иудейская война. I 661–664).
В то же время Ирод, уже прикованный к постели, распорядился казнить учеников авторитетных фарисейских законоучителей, которые, узнав о его болезни, сняли с Иерусалимского храма изображение римского орла, которое поместили там по приказу царя (Иудейская война. I 648–655; Иудейские древности. XVII 149–167). Запертые на ипподроме в Иерихоне именитые иудеи, которые должны были быть убиты, согласно воле царя, после смерти, вопреки желанию Ирода были отпущены.
После смерти Ирода, по завещанию, утверждённому Августом, страна была разделена между тремя его сыновьями (все завещания Ирода разбираются в: Richardson. 2018. P. 33–38). Архелай получил географически компактную территорию, однако гетерогенную в религиозном отношении – Иудею, Самарию и Идумею, под его властью был также прибрежный район с Кесарией Приморской (города Газа, Гадара и Гиппос подчинялись римскому наместнику Сирии). Филипп, сын Ирода от брака с Клеопатрой Иерусалимской, принял в управление в основном нееврейскую территорию северо-восточной Палестины (Гавланитиду, Трахонитиду, Батанею, Итурею, Авранитиду, Панеаду и Улату). Ирод Антипа унаследовал две этнически однородные, но географически разделённые области: Галилею и Перею (Иудейская война. I 668; Иудейские древности. XVII 188).Ирод умер зимой (согласно иудейской традиции) или весной (время, принятое многими исследователями) 4 г. до н. э. (о дискуссии см.: Kasher. 2007. P. 402–404). При его погребении в Иерихоне Архелай организовал роскошную погребальную процессию; в соответствии с волей правителя он был похоронен в Иродионе, точное место его погребения было обнаружено израильскими археологами (объявлено в 2007).
Образ Ирода в Новом Завете
В Новом Завете Ирод Великий изображён прежде всего как противник мессианского Младенца. В Евангелии от Луки он упоминается только для датировки события Рождества Иисуса (Лк 1:5); в начальных главах Евангелия от Матфея изображён уже как враг младенца Иисуса. Опасаясь за свою власть, Ирод преследует его, устраивает массовое убийство детей в Вифлееме (Мф 2:17).
Повествование Матфея вполне согласуется с данными других источников об опасении Ирода за свой трон и о его жестокости; исследователи при этом отмечают в данном тексте также аллюзии на историю Моисея и на распространённые в восточной литературе сходные мотивы рождения царского младенца. Действия Ирода в контексте всего повествования Матфея предвосхищают, таким образом, будущее отвержение Мессии Израилем.