Франшиза
Франши́за, договор, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) за вознаграждение предоставляет другой стороне (франчайзи) разрешение вести предпринимательскую деятельность в сети франчайзера и другие исключительные права интеллектуальной собственности (деловую репутацию, товарный знак, маркетинговую технологию и т. д.). Для получения подобного разрешения франчайзи необходимо заплатить первоначальный взнос, а затем на ежемесячной основе выплачивать франчайзеру сумму (роялти) в размере, заранее установленном договором. Франчайзер, как правило, также оказывает консультационную и маркетинговую поддержку, проводит обучающие мероприятия для сотрудников франчайзи. Впервые франшиза появилась в 1851 г., когда компания по производству швейных машин Singer стала предоставлять предпринимателям права на осуществление от имени компании продаж и ремонта швейного оборудования на территории США. Однако франшиза в своём современном виде (передача всей системы ведения бизнеса) получила распространение с 1955 г., когда Р. Крок основал компанию McDonald's System. Франшиза в России начала набирать популярность в начале 1990-х гг. (франчайзерами, главным образом, выступали зарубежные корпорации).