Государственная власть
Госуда́рственная власть, разновидность социальной власти, один из главных элементов государства и основной инструмент управления государством, представители государственной власти обладают правом принимать решения и осуществлять контроль над территорией и населением государства. Государственная власть выражает волевое общественное отношение, возникающее между властными и подвластными субъектами (государственная власть выражается в виде отношения субъекта и объекта властвования). Представляет собой систему органов и институтов, которые осуществляют политическое руководство и управление государством, т. е. реализуют функции государственного управления на основе совокупности властных полномочий. Механизм государства включает систему органов, осуществляющих государственно-властную деятельность, которая состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции Российской Федерации), и ряда органов, которые дополняют систему разделения властей. В Российской Федерации речь идёт о системе органов прокуратуры и Администрации Президента РФ. Государственная власть в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства опирается на методы авторитета, убеждения и стимулирования, а в случае необходимости – на государственный аппарат принуждения. В современной России носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный российский народ (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Особенно пристальный интерес со стороны историков, философов, социологов и политологов государственная власть начала вызывать в 20 в. В отечественной дореволюционной юридической науке государственная власть освещалась в трудах Н. Н. Алексеева, А. Д. Градовского, Ф. Ф. Кокошкина, Н. М. Коркунова, В. М. Хвостова и др. В работах специалистов по русскому государственному праву государственная власть представлялась как совокупность полномочий соответствующих органов, выполняющих профильные функции.
Конкретно-исторические сведения о государственной власти в истории России приведены в фундаментальных трудах Н. М. Карамзина и представителей государственной школы, сложившейся ко 2-й половине 19 в. (С. М. Соловьёв, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и др.). Это направление историографии отличалось особым вниманием к роли государства в истории. Именно государство признавалось творцом и движущей силой всех политических, социально-экономических и культурных изменений в жизни страны.
В научной литературе советского периода государственная власть определялась как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать её другим или как волевое социальное отношение, характер которого обусловлен доминирующей волей с одной из сторон данного взаимодействия, осуществляемой с помощью специальных властных методов. Наиболее существенным в государственной власти признавались отношения господства и подчинения в классовом обществе, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных). Обязательным элементом содержания рассматриваемого отношения является зависимость объекта властвования от субъекта последнего, закреплённая в юридических нормах в виде прав и обязанностей отдельных лиц и организаций. В другом аспекте государственная власть характеризовалась не только через дихотомию «господство – подчинение», но и в более позитивном смысле – как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях (И. Е. Фарбер, В. А. Ржевский и др.).
Ныне по проблемам власти вообще и государственной власти в частности публикуют исследования политологи, правоведы, философы, социологи, историки, психологи (В. Г. Ледяев и др.).
Признаки и характеристики государственной власти
Государственная власть принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с законами государства (в этом выражается её легализация). Она действует от имени всего общества, по его уполномочию (фактическому или юридическому, тому и другому, например в результате выборов), хотя на практике не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.
Также государственная власть является высшим видом публичной политической власти и трактуется как система легитимных иерархических отношений, воплощённая в государственно-правовых институтах.
Обязательные признаки государственной власти: 1) субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы, и 2) они осуществляют власть на основе ресурсов, которыми обладают легально как представители государства. При этом государственная власть связана с представлениями об инструментальности её существования, направленной на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина через осуществление руководства обществом от имени народа на всей территории государства.
Государственная власть имеет несколько ключевых характеристик:
Монополия: государственная власть является единственным источником легитимной власти в государстве. Она обладает исключительным правом на принятие решений и осуществление контроля. Государственная власть обладает абсолютной монополией на применение к населению силового принуждения (законного насилия); принуждая, государство ограничивает свободу человека и заставляет его подчиниться воле государства.
Публичность: деятельность государственной власти осуществляется открыто и прозрачно. Решения и действия органов власти должны быть доступными для общественного контроля и обсуждения.
Обязательность: решения, принятые государственной властью, обязательны для исполнения всеми лицами (гражданами и организациями, иностранными гражданами, лицами без гражданства и др.) в пределах территории государства.
Легитимность: государственная власть должна быть основана на законности и справедливости. Её легитимность определяется конституцией и законами государства. Без легитимности государственная власть не может быть ни эффективной, ни справедливой, ни собственно законной – действие закона, каким бы суровым и рациональным он ни был, не может происходить без добровольного (или принудительного) согласия людей ему подчиняться и соответствовать положениям, которые признаются уместными, важными и корректными. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще государственная власть опирается на силовое принуждение.
Государственная символика, олицетворяющая суверенитет государства (государственные герб, гимн, флаг).
Принципы государственной власти
Принципы государственной власти определяют её организацию и функционирование. Они являются основой для разработки и применения законов, политик и процедур, а также обеспечивают справедливость, эффективность и ответственность в деятельности государственных органов.
Государственная власть обладает суверенным характером, что и предопределяется возможностью распространения её полномочий на всю территорию и население. Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. её самостоятельность в своей деятельности, её полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти, независимость.
Принцип верховенства права означает, что все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом. Закон является высшим источником права, и никто не может быть выше закона. Этот принцип обеспечивает защиту прав и свобод граждан, предотвращает произвол и обеспечивает предсказуемость и стабильность в обществе.
Принцип разделения властей предполагает, что государственная власть должна быть разделена на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принимает законы, исполнительная власть осуществляет их исполнение, а судебная власть разрешает споры и применяет право. Этот принцип предотвращает концентрацию власти в одних руках и обеспечивает систему взаимного контроля и баланса.
Разделение государственной власти на ветви не отменяет её единства. Органы государственной власти отражают единство интересов и воли народа, которые они призваны реализовать. Функциональное единство системы органов государственной власти предполагает общность их задач и функций, в процессе реализации они действуют совместно. Организационное единство системы органов государственной власти проявляется в том, что одни органы избираются или назначаются другими, одни органы управляют деятельностью других, одни органы подотчётны и подконтрольны другим и т. д.
Принцип субсидиарности предполагает, что государственная власть должна быть распределена между различными уровнями и органами власти. Это означает, что государственная власть должна быть делегирована на более низкие уровни, если они могут эффективно решать соответствующие вопросы. Этот принцип обеспечивает более близкое к гражданам принятие решений и учёт их потребностей и мнений.
Принцип прозрачности и открытости требует, чтобы государственные органы и должностные лица действовали открыто и прозрачно. Это означает, что информация о деятельности государственных органов должна быть доступна для общественного контроля, граждане должны иметь возможность участвовать в принятии решений и государственные органы должны отчитываться перед обществом.
Принцип ответственности предполагает, что государственные органы и должностные лица несут ответственность за свои действия и решения. Они должны быть подотчётны гражданам и обществу, а также подвергаться контролю и наказанию в случае нарушения закона или злоупотребления властью. Этот принцип обеспечивает доверие к государственной власти и её легитимность.